Найти в Дзене
Евгений Барханов

Любовь пропавших без вести Марселя и Наташи

В купе к Марселю, постучав, зашел капитан-пограничник.

— Марсель Сози?

— Да,— ответил Марсель.

— Из Минска приказано передать, что в Гомельской области нашлась Наташа. Запишите, пожалуйста, адрес: город Хойники, ул. Красноармейская, 22. Александра Михайловна Борисенко...

— Живая... — прошептал Марсель и... заплакал.

Комиссар партизанского отряда С.А. Иванов
Комиссар партизанского отряда С.А. Иванов

Статья опубликована в газете ПРАВДА во вторник, 27 сентября 1988 года:

Марсель и Наташа

Они встретились в партизанском отряде, сражавшемся в лесах Белоруссии, а потом через сорок лет—в Москве.

Как уже сообщалось, Указом Президиума Верховного Совета СССР за мужество в отвагу, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, гражданин Франции Марсель Сози награжден орденом Отечественной войны II степени.

Сорок пять лет назад, допрашивая арестованного Сози, следователь гитлеровской контрразведки спросил:

— Вы граф, маркиз или виконт?

— Я сын железнодорожного рабочего,— ответил Марсель.

— Откуда же у вас эти рыцарские понятия о чести? Зачем вы губите себя, пытаясь спасти от возмездия эту женщину? Она же партизанский агент, ее арестовало гестапо.

— Она невиновна,— настаивал Марсель.— Во всем случившемся повинен только я...

Причиной рыцарского поведения Марселя на допросах была любовь. Она обострила такие понятия, как совесть, самопожертвование, честь. Эту любовь к Наташе Марсель сохранил на всю жизнь...

-2

Он родился в лотарингском городке Саргемин. После оккупации гитлеровцами Парижа бежал на юг страны, чтобы сражаться за свободу своей родины. Был арестован и ждал суда.

Что спасло Марселя? После траура по шестой армии, отличившейся во французской кампании и уничтоженной под Сталинградом, Гитлер объявил мобилизацию эльзасцев и лотарингцев на Восточный фронт. Полосатую куртку арестанта Марсель сменил на солдатский мундир рейха. Так он оказался в шутцпункте «Плисса» на окраине поселка Смолевичи под Минском. Здесь познакомился с кухаркой Наташей. Была она подпольщицей и партизанской связной.

Заревом пожарищ полыхала на Минщине осень сорок третьего. Бессильные одолеть партизан, каратели жгли деревни, уничтожали мирных жителей. Во Франции же гитлеровские оккупанты расстреливали и вешали заложников.

Общее горе двух народов сплотило белорусскую подпольщицу и французского рабочего в совместной борьбе с фашизмом. В ту осень им исполнилось по двадцать лет.

-3

...Наташа и Марсель. Всего лишь две судьбы в пламени минувшей войны. Какими они были тогда? Смотрю на фотографию сорокапятилетней давности, читаю письма, слушаю рассказы ветеранов и вижу Наташу и Марселя — молодых, красивых, жизнерадостных. Выданные провокатором, они попали в фашистский застенок. После допросов и пыток Наташа исчезла в минской тюрьме СД. Марселя приговорили к расстрелу.

В ночь перед казнью Марсель бежал, пробрался к партизанам и сражался в отряде имени Кутузова, которым командовал Иван Михайлович Демин, впоследствии Герой Социалистического Труда, генеральный директор объединения «БелавтоМАЗ», ныне персональный пенсионер союзного значения, председатель совета ветеранов партизанской бригады «Смерть фашизму».

Иван Михайлович Дёмин - участник Великой Отечественной войны, Герой Социалистического Труда (1975), лауреат Государственной премии СССР.
Иван Михайлович Дёмин - участник Великой Отечественной войны, Герой Социалистического Труда (1975), лауреат Государственной премии СССР.

Как порох, сгорели в боях зима в весна сорок четвертого. В начале июня судьба определила бригаде «Смерть фашизму» адские круги блокады Паликских болот. Не счесть безымянных партизанских могил в трясине тех богом забытых мест. И лишь в конце июля пришло время полного освобождения Белоруссии. Среди оставшихся в живых партизан Марселя не было. Судьба Наташи тогда тоже оставалась неизвестной.

1946 год. Запрос.
1946 год. Запрос.

...Каждое лето в первое воскресенье июля у братской могилы однополчан в деревне Юрьево на Минщине собираются ветераны бригады «Смерть фашизму». Часовым застыл над могилой гранитный воин с автоматом, на стальных листах, врезанных в тело обелиска, — ряды фамилий. Значилась среди них до недавнего времени и фамилия Сози... На одной из встреч был корреспондент газеты «Советская Белоруссия». Мир тесен: информацию об этой встрече прочел и парижский инженер М. Сози, который вот уже многие годы является членом общества «Франция — СССР» и выписывает белорусские газеты.

В ту последнюю блокаду Паликских болот Марселю посчастливилось выбраться из трясины, миновать вражеские посты. Обессиленный, он упал под разлапистой елью, забылся сном и был разбужен лаем овчарки: над ним стоял каратель с автоматом. Марселя отправили в концлагерь под Берлином, там и освободили его советские войска весной сорок пятого. Он вернулся на родину и долгие годы считал погибшими своих партизанских однополчан. Узнав из газетного сообщения, что они живы, написал письмо бывшему командиру.

Ранним августовским утром Демин встретил Марселя на минском вокзале, повез к себе домой. После первых приветственных слов Марсель спросил, что известно о судьбе Наташи. Демин вздохнул:

— Пока ничего...

Они отправились в свой партизанский Смолевичский район. Когда «Волга» генерального директора вырвалась на просторы Московского шоссе, Марселю почудилось, будто замелькали в обратном порядке годы.

«Волга», казалось, летела по асфальту. Марсель глянул на обочину: вон там партизаны его отделения зимой долбили траншею в твердой, как гранит, земле, нашли и вырубили кусок вражеского кабеля.

-6

Миновав окраину Смолевичей, оказались недалеко от места, где был тот самый шутцпункт. Выйдя из машины, Марсель спрыгнул с насыпи, зашагал по берегу Плисы и замер у одинокой березы. За день до ареста они стояли здесь с Наташей. Вечер был синевато-прозрачным, будто на картинах Сезанна, шелестела листвой эта береза, считала кому-то годы кукушка. Марсель передал Наташе схему минных заграждений шутцпункта, коробки пистолетных патронов и букетик полевых цветов.

— Ты Наташу мертвой видел? Нет? И я не видел. Значит, будем искать, на войне всякое бывало,— так сказал ему партизанский разведчик Михаил Иванович Кислов.

-7

...Уезжал Марсель из Минска парижским скорым. Едва поезд отправился, как на перроне появились Кислов с Деминым.

— Всего на какие-то минуты опоздал. Опять подвела электричка... Уехал же, а главного не знает! — сокрушался Кислов.

— Поехали на завод,— сказал Демин.— Будем звонить в Брест: пограничники выручат.

На станции Брест в купе к Марселю, постучав, зашел капитан-пограничник.

— Марсель Сози? — спросил офицер на вполне приличном французском.

— Да,— ответил Марсель.

— Из Минска приказано передать, что в Гомельской области нашлась Наташа. Запишите, пожалуйста, адрес: город Хойники, ул. Красноармейская, 22. Александра Михайловна Борисенко...

— Живая... — прошептал Марсель и, обняв молодого симпатичного офицера, заплакал.

Александра Михайловна Борисенко, в партизанах ее знали как «Наташу», выдержала пытки в минской тюрьме СД. Не добившись признания, гестаповцы отправили ее в концлагерь с пометкой в документах «подлежит уничтожению». Но там Наташу спасла повар фрау Анна, добившаяся через писаря ее перевода в концлагерь Фюрстенвальде под Берлином. Перед освобождением в апреле сорок пятого узники перебили охрану и встретили наших солдат с захваченным у врага оружием.

-8

...Я беседую с Александрой Михайловной в ее квартире в Хойниках. На столе письма из Франции. Она грустно улыбается:

— Несколько раз Марсель приезжал к нам в Белоруссию, а встретиться довелось почти через сорок лет, после этого вот письма: «...В этом году я посещу Советский Союз. Маршрут поездки Москва-Иркутск — Братск — Москва — Ленинград. В Москве буду три дня. Я был бы очень рад вас встречать. Мы можем устроить свидание на Красной площади 18 августа. До скорой долгожданной встречи. Сердечный привет. Марсель».

Они встретились у Мавзолея В. И. Ленина.

Несколько раз потом в Белоруссию приезжал Марсель, один и с сестрой Генриеттой. Встречи становились чаще, расставания—труднее. Из Парижа в Хойники летели письма, нежные и грустные.

А потом пришла беда Чернобыля. До Хойников от АЭС чуть более сорока километров... Из Парижа в Хойники телеграфировал Марсель: «Вместе с мамой, Генриеттой беспокоимся и разделяем ваше несчастье. Оформляю визу, жду встречи. Люблю, целую. Марсель».

-9

...Моя повесть «Наташа и Марсель» вышла осенью прошлого года в издательстве «Молодая гвардия». Я давно знаю Марселя, мой друг — эмоциональный, честнейший и очень красивый человек. Но здоровье... За последние два года Марсель перенес три операции. Он часто пишет нам с женой. В майском письме поделился радостью: «Дорогие друзья, я испросил и уже получил визу у второй моей родины, где я нашел мою судьбу. Я хочу только встретиться с вами, с Наташей и родными, с Деминым и партизанами...» (Т. СТЕПАНЧУК. Член Центрального правления общества «СССР — Франция».)

Орган Центрального Комитета КПСС, газета ПРАВДА, № 271 (25623), вторник, 27 сентября 1988 года.
Орган Центрального Комитета КПСС, газета ПРАВДА, № 271 (25623), вторник, 27 сентября 1988 года.

Несмотря на то, что проект "Родина на экране. Кадр решает всё!" не поддержан Фондом Президентских грантов, мы продолжаем публикации проекта. Фрагменты статей и публикации из архивов газеты "ПРАВДА". Просим читать и невольно ловить переплетение времён, судеб, характеров. С уважением к Вам, коллектив МинАкультуры.