Введение
Есть мнение, что Господь не простил Моисея, и что ему пришлось попасть в ад после того, как Моисей согрешил в пустыне Син, когда ударил по скале дважды. Этими словами некоторые люди позволяют себе запугивать людей, якобы, чтобы они покаялись и спаслись. Но запугивание людей – это совсем не Божий метод. Посмотрим, имеет ли данная точка зрения библейское основание.
Моисей в аду? Многомилостивый, человеколюбивый, милосердый, долготерпеливый, истинный и справедливый Бог его не простил (Исх 34:6-7)?
Хорошо, допустим. Откроем Священное Писание (Лк 24:44-45) в свете их толкования, а затем нам придётся выбрать, кому верить: утверждению этих людей или тому, что написано по вдохновению Духа Святого, не забывая, что «всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам» (Мф.12:31).
Версия
Допустим, Моисей попал в ад, и поэтому его тело никто не может найти (см. Вт.34:6). Тогда получается, что дьяволу Господь так и не смог запретить? Ведь сказано: «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: “да запретит тебе Господь”» (Иуд.1:9). По этой логике, дьявол выиграл спор у Архангела Михаила, а Господь, в итоге, не смог запретить ему взять его в ад. Если мы придерживаемся такого мнения, то мы возвысили сатану и унизили Бога.
Но мы знаем из Писания, что Господь всё же выиграл этот спор и запретил сатане. Господь воскресил Моисея и забрал его к себе, как Еноха (Быт 5:24) и Илию (4Цар 2:11), только воскресив его из мёртвых, а не сразу живым, как тех.
Но подождите, а где же была душа Моисея после того, как он умер и до его воскресения? И зачем Богу тело Моисея, чтобы взять его на небо? Ведь на небо попадает душа, а не тело, как многие верят? И что делают на небе Илия и Енох в своих телах (Быт 5:24; 4Цар 2:16-18)? Если мы верим Библии, то душа человека — это сам человек: «создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою». Со смертью человека умирает и его душа: «Душа согрешающая, та умрёт» (Иез.18:4,20). А иначе отыщите в Слове Бога выражение «бессмертная душа». Итак, душа Моисея на горе Нево умерла. Дыхание жизни (дух, руах) даёт Бог, поэтому оно к Богу и возвращается: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его» (Екк.12:7). Поэтому Архангел Михаил и пришёл за телом Моисея: Бог пришёл за Своим спящим в могиле слугой, чтобы разбудить его (подобные случаи воскресения описываются в Иез. 37 главе, Иов.19:25-28). Евреи не воспринимали человека как состоящего из трёх частей, независимых друг от друга. Они не разделяли тело и душу, как принято в греческой аналитической культуре мышления. Русский язык всё же помогает нам: умерший всегда называется покойником, усопшим (уснувшим). Какой же это покой и сон, если умерший в ад попал огненный?
Итак, версия о том, что Моисей сошёл в ад, не уместна и противоречит Слову Божьему.
Следствие
Если мы утверждаем, что Моисей в аду, то нам придётся продолжить мысль: «Евангелие от Матфея, Марка и Луки не даны по вдохновению от Бога, так как Моисей никак не мог явиться Иисусу Христу на горе Преображения вместе с Илией». Тем более, что, согласно притче о богаче и нищем Лазаре, душу Моисея никак уже из ада не добыть. И из ада не являются «во славе».
Правда, Давид примерно 4 раза сбегал из ада; к примеру: «Господи! Ты вывел из ада душу мою» Пс.29:4. Когда-то аж 4 раза Давид успел в ад угодить? Вот это поворот, учитывая, что Пётр, по вдохновению от Духа Святого, сказал: «Давид не восшёл на небеса» (Деян.2:34). Но это уже другая история. И Авраам, выходит, солгал, находясь на небе?
Но если мы верим более Богу, нежели человекам, то Моисей явился Христу вместе с Илией, так как написано: «И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк.9:30-31). Также и в Мф.17:3 и Мк.9:4. Мы знаем, что Илия на небе (4Цар.2:11), а, следовательно, если Моисей был вместе с Илией, то и Моисей тоже на небе. Поэтому версия о том, что Моисей сошёл в ад, всё ещё противоречит Слову Бога.
Следствие 2
Предположим, Господь не простил Моисея. Он может не простить Моисея лишь в одном случае: если тот не раскаялся в содеянном, если отверг Того, Кто его обличил (Мф.12:31). Значит, если Моисей отверг своего Обличителя, т.е. Духа Святого и не раскаялся, то Духа Святого в нём быть не может. Следовательно все действия и слова, которые говорил и записывал Моисей не боговдохновенны, следовательно, всё, что написано позже 20 главы книге Чисел, не дано по вдохновению от Бога, а также и книга Второзакония, так как в ней записаны события и закон после падения Моисея (Вт.1:37). А если книга Второзакония не боговдохновенна, то тогда и то, что цитировал Иисус трижды из этой книги (Вт.8:3; 6:16; 6:13), когда Его искушал дьявол в пустыне (Мф.4:1-11), не дано по вдохновению от Бога. Если мы толкуем все эти события со “своей колокольни”, то у нас получается полная неразбериха и бессмыслица! Можем ли мы сказать, читая книги Чисел и Второзаконие, что Господь не простил Моисея?
Да, в Библии не описывается покаяние Моисея, но мы можем чётко проследить, что «друг Божий» (Исх.33:11) после своего падения остаётся верен Богу, продолжает выполнять Его повеления и Господь продолжает говорить с ним (читать кн. Чисел и Второзаконие). Да и Господь нигде не сказал, что Моисей наподобие фараона «ожесточил сердце своё» и так и не покаялся. Напротив, из действий Моисея мы видим, что он признал свою вину и покаялся. А иначе, если человек не раскаивается, как Бог будет говорить Ему Своё Слово? «Кто отклоняет ухо своё от послушания (буквально в еврейском языке) закону, того и молитва – мерзость» (Пр.28:9).
Итог
Мы знаем, что «Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех…» (Исх.34:6-7), поэтому Господь взял грех Моисея на Себя. «… но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода.» (Исх.34:7). Но Господь ещё и справедливый, поэтому Моисей потерпел наказание – не вошёл в землю, в которую Бог обещал ввести Израиль: «И молился я Господу в то время, говоря: Владыка Господи, Ты начал показывать рабу Твоему величие Твое и крепкую руку Твою; ибо какой бог есть на небе, или на земле, который мог бы делать такие дела, как Твои, и с могуществом таким, как Твое? Дай мне перейти и увидеть ту добрую землю, которая за Иорданом, и ту прекрасную гору и Ливан. Но Господь гневался на меня за вас и не послушал меня, и сказал мне Господь: полно тебе, впредь не говори Мне более об этом; взойди на вершину Фасги и взгляни глазами твоими к морю и к северу, и к югу и к востоку, и посмотри глазами твоими, потому что ты не перейдешь за Иордан сей; и дай наставление Иисусу, и укрепи его, и утверди его; ибо он будет предшествовать народу сему и он разделит им на уделы землю, на которую ты посмотришь» (Вт.3:23-28). Но, всё же, Господь даровал Моисею нечто большее, чем войти в землю обетованную. Он воскресил его и привёл его к Себе на небо (Иуд.1:9; Лк.9:30-31; Вт.34:6). А после Моисей вместе с Илией пришли к Иисусу, и «они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалим» (Лк.9:30-31).
Что ж, версия о Моисее в аду не имеет библейского основания. Слава Богу!