В 1878 году Илья Репин представил новую картину – «Монахиня», которую, вероятно, не воспринимал как что-то важное. В этот период он работал над большим произведением – сюжетом про царицу Софьи, и, видимо, прорабатывая сюжет, отвлекся на написание религиозного портрета.
На работе с Софьей монахиня совсем не похожа – ни по внешности, ни по выраженным эмоциям – на девушку с первого портрета. Значит, ли что это все-таки эта картина нечто автономное?
Долгое время имя натурщицы «Монахини» не было известно. Более того, само выражение лица несколько контрастировало с тем, как обычно изображают людей на таких портретах. Задумка художника? Намеренный прием? А вот и нет.
Спустя годы племянница Ильи Репина раскрыла тайну портрета. Позировала художнику его своячница – жена брата, Софья Алексеевна Шевцова. Поначалу Репин ухаживал именно за ней, но в итоге взял в жены ее сестру Веру. А родной брат художника, музыкант Василий Репин, женился на Софье.
Неизвестно, как складывались отношения у Ильи и Софьи, но несколько раз женщина позировала художнику, в том числе для «Монахини».
Секрет картины
Изначально «Монахиня» была одета по-светски – пышное платье, нарядная прическа. Но по легенде, в процессе работы Репин поссорился с родственницей и решил ее «переодеть». Именно так и получился диссонанс – «мирское» лицо и строгое монашеское облачение.
А подтвердилась эта история с помощью рентгена. Вот так первоначально выглядел портрет.
Через 9 лет Илья Репин написал еще один портрет под таким же названием – «Монахиня». В этот раз ему позировала настоящая монахиня Евпраксия, двоюродная сестра художника. Если сравнить обе работы, видно, как они отличаются.
Буду благодарна за подписку 💜.