Найти тему
АиФ Воронеж

«Это фиаско!» Экологи считают провальным озеленение проспекта Революции

   «Это фиаско!»
«Это фиаско!»

Остролистные клёны на проспекте Революции, высаженные три года назад взамен спиленных лип и каштанов, ещё в июле неожиданно пожелтели.

И горожане в соцсетях начали гадать: купленные в Германии за немалые деньги саженцы оказались с брачком, или наши озеленители не смогли им дать ума, правильно посадить и как следует ухаживать? С большим отрывом лидировал второй вариант.

Проиграли строителям

Председатель комиссии по экологии воронежской Общественной палаты Надежда Стороженко уверена: «Клёны, которые утратили листья, сегодня не имеют точек возобновления. И в ближайшие год-два года будут потеряны. Мой прогноз печальный. Мы потерпели фиаско с программой озеленения этой ключевой исторической точки города».

По мнению эколога, причин тут несколько. Во-первых, согласно федеральному закону №44, городу приходится брать в подрядчики ту компанию, которая на торгах предложит наименьшую стоимость работ, а чаще всего демпингуют недобросовестные исполнители. «Также играют роль противоречия между экологами, строителями и архитекторами. В частности, на проекте Революции все тротуары капитально заложены плиткой, деревья оказались как бы в плену, что им не позволяет развиваться».

Добавила проблем и июльская жара. Например, в 2019 году, когда от жары погибли деревья в Песчаном логу, замеры показали, что при температуре воздуха в 31 °С почва прогревалась до 70 градусов. На клёны раскалённый асфальт, безусловно, тоже повлиял.

Глава Института общественного контроля Вячеслав Минаков согласен с тем, что деревья были высажены в тяжёлые условия.

«На этапе проектирования проспекта Революции экологи проиграли строителям, - считает он. – Жизненное пространство для развития дерева – это фактически квадратик размером метр на метр. Как тут может развиваться корневая система?! Плюс пескосмесь, химические загрязнения от машин, риск повреждения дерева уборочной техникой».

Так что же делать? Останемся с «лысой» главной улицей города? Специалисты конкретно на проспекте Революции советуют воспользоваться контейнерным озеленением. Деревья в плошках можно обрабатывать от вредителей и хранить зимой в отдельном ангаре. Возможно, это выйдет даже дешевле, чем их выхаживать в местах с тяжёлой антропогенной нагрузкой.

«Речь идёт о частичном использовании технологии на территориях, которые нужно задекорировать, создать малые ландшафты. Это позволит преобразить территорию за короткое время. Такой метод уже применяется в Санкт-Петербурге и Москве», - предлагает Надежда Стороженко.

Шанс есть

Не лучшим образом себя чувствуют и молодые насаждения на улицах Матросова и Краснознамённой. Одна из возможных причин – болезни и вредители. А бороться с этим злом нередко начинают, когда всё погибло.

«Из-за потепления климата у нас поселились инвазивные виды вредителей, - отмечает кандидат сельскохозяйственных наук Олег Трегубов. – В нашей среде они не имеет врагов, хорошо зимуют и размножаются. Например, Ефросиния гриб поселяется в кроне ясеня, а затем изумрудная узкотелая златка паразитирует уже ослабленное дерево. К тому же деревья в городе находятся в постоянном стрессе от загазованности и нагрева асфальта. В таких условиях они больше подвержены недугам».

При этом чиновники считают, что шанс спасти большинство клёнов на проспекте Революции всё же имеется.

«Да, есть потерянные участки – например, у Монтажного техникума, там подходят грунтовые воды, - говорит руководитель управления экологии Воронежа Галина Воробьёва. – Но в целом деревья на проспекте жизнеспособны. Сейчас подрядчик проводит работы по гарантийным обязательствам – удаляет грунт, ставит дренажные системы и засыпает лунки более лёгким грунтом с песком и керамзитом. Гарантия на посадки – пять лет».

Впрочем, это не первая попытка спасти ситуацию. Осенью 2023 года 29 деревьев выкопали и отправили на восстановление в питомник. Потом лунки на месте погибших клёнов заложили тротуарной плиткой – чтобы не бросались в глаза. Но горожане, конечно, заметили и теперь возмущаются: почему никто так и не ответил за явно провальную работу?