В рубрике «Предприятия» - завод «Ветростройдеталь» - один из ведущих в России производителей стальных башен-оснований для ветроэлектростанций (ВЭС).
Ветроэнергетика — это модно. За последние 20 лет в мире наблюдается бум на использование альтернативных видов энергии солнца и ветра. Не обошел он и Россию. Волгодонск несколько неожиданно для себя стал главным в России центром производства оборудования для ветроэлектростанций под эгидой «Росатома».
В городе действуют сразу два завода такого профиля. В корпусе №4 завода «Атоммаш» «Росатом» развернул производство ветрогенераторов, а на другом конце промзоны появилось производство стальных башен-оснований. Выпуск третьего важного компонента ВЭС — лопастей, осваивается в Ульяновске.
ООО «Ветростройдеталь» в цифрах и фактах
Специализация - производство башен-оснований для ВЭС.
Собственники - Ирина Михель, Юрий Ануфриев, Алексей Федеров.
Год основания - 2018 год.
Площадь производственных помещений - более 22 тысяч квадратных метров.
Выручка - 2,8 млрд. руб (2023 год, -31% к 2022 году)*,
Чистая прибыль - 773,1 млн. руб. (2023 год, +33% к 2022 году)*.
Стоимость активов - 2,7 млрд. руб. (2023 год, +18% к 2022 году)*.
Численность занятых - 250 человек*.
*с учетом показателей головного офиса в Москве
Почему бизнесмены из Омска решили начать бизнес в Волгодонске
Инвестором создания завода в Волгодонске выступила компания из Сибири «Сибгазстройдеталь» - крупный производитель трубопроводной арматуры для нефтегазодобывающей промышленности. «Завод «Сибгазстройдеталь» был основан в 1968 году в Омске и специализируется на выпуске продукции для строительства, обустройства и ремонта магистральных, технологических газопроводов и нефтепроводов, компрессорных и насосных станций. Предприятие ежегодно выпускает 12 тысяч тонн продукции и участвует в реализации проектов по освоению Арктической зоны России.
На востоке Ростовской области омские бизнесмены начали работать за несколько лет до старта бизнеса в ветроэнергетике, первоначально в профильном бизнесе в сфере нефтяного машиностроения. Юрий Ануфриев еще в 2016 году вошел в состав учредителей ООО «Цимлянский машиностроительный завод» - крупного по местным меркам производителя некоторых видов оборудования для АЭС и запорной арматуры для нефтепроводов. В 2021 году учредителем ЦМЗ стала и Ирина Михель. При этом «Ветростройдеталь» и Цимлянский машиностроительный завод не имеют общей управленческой структуры и функционируют как отдельные предприятия.
Помимо выхода на новый рынок продукции, интерес к Волгодонску и востоку области у сибиряков проявился не случайно. С «Сибгазстройдеталью» завод в Волгодонске «Ветростройдеталь» связан не напрямую, а через общих собственников. Согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) учредителями ООО «Ветростройдеталь» с момента основания компании являются три физических лица: Алексей Федоров (он же генеральный директор компании), Ирина Михель и Юрий Ануфриев. Михель и Ануфриев и являются владельцами завода «Сибгазстройдеталь», а Ирина Михель вдобавок занимает пост генерального директора предприятия. Головной офис «Ветростройдетали» находится в Москве, производство в Волгодонске работает в статусе филиала головной компании в столице.
От железобетона к стальным башням
«Ветростройдеталь» находится на окраине самой большой промзоны Волгодонска за заводом «Атоммаш» на улице 9-я Заводская. Завод возник не на пустом месте. Изготавливают башни в производственном корпусе бывшего Волгодонского завода железобетонных конструкций. Это крупное предприятие строительного комплекса города. Завод ЖБК обеспечивал строительство жилых домов и инженерных коммуникаций разнообразными железобетонными конструкциями. На момент запуска это был один из самых современных и крупных заводов такого профиля в Ростовской области. После резкого спада жилищного и промышленного строительства в Волгодонске предприятие резко снизило объемы производства. При акционировании контроль над заводом перешел к местным бизнесменам. Завод пережил 90-е годы, но обеспечить его стабильную работу не удалось. Лучшим для предприятия стал 2008 год, когда выручка от продажи продукции превысила 240 миллионов рублей. Далее начался длительный спад. К 2015 году завод остановился, а в ноябре 2018 года юридическое лицо предприятия ликвидировали. К тому времени имущественный комплекс завода выкупили инвесторы из Омска.
Что представляет собой завод и его продукция
После того, как завод ЖБК был закрыт, все старое оборудование из главного производственного корпуса было вывезено. От старого завода остались только «голые стены». В корпусе провели косметический ремонт, установили новое крановое оборудование и завезли линию по обработке металла. Завод создавался еще до начала СВО, поэтому одним из основных поставщиков оборудования стали фирмы из Италии. Перестройка старого завода ЖБК началась в 2018 году, а уже в следующем году новый завод стальных башен начал работу.
В год предприятие потребляет более 30 тысяч тонн листового проката. Поставки металла ведутся со многих крупных металлургических заводов, включая и Магнитогорский металлургический комбинат. Для приема металла используется и инфраструктура, оставшаяся от старого завода ЖБК. Металл поступает на завод по железной дороге. А вот отгрузка продукции ведется преимущественно автомобильным транспортом.
На заводе полученный прокат режется на части, на специальном прессе из него получаются готовые секции для сборки ветробашни. После этого в заготовке просверливаются монтажные отверстия, затем изделие попадает в окрасочную камеру, а после — на открытый склад готовой продукции.
Высота ветроустановок «Росатома» вместе с ротором составляет 150 метров (почти в три раза выше, чем типовой девятиэтажный дом). Общий вес конструкции составляет около 324 тонн, из них на башню приходится почти 67% веса или 217 тонн. В собранном виде высота стальной башни составляет 96 метров. Требования к оборудованию высоки: башня во время работы ветряка подвергается большим нагрузкам, плюс влияют экстремальные погодные условия работающей установки. В разобранном виде башня перевозится на 13 автотрейлерах. Верхняя восьмая часть секции башни, на которую и устанавливается гондола ветрогенератора, к месту строительства ветроэлектростанции доставляется в целом виде, нижняя и средняя часть башни доставляются разобранными в виде отдельных сегментов. Процесс сборки ветроустановки без учета времени на подготовку фундамента занимает порядка 10 дней в зависимости от погодных условий.
Сам процесс сооружения башни ветроэлектростанции выглядит следующим образом. Вначале на уже готовую площадку с фундаментов завозятся сегменты башни, которые уже собираются в секции с помощью кранов грузоподъемностью 100-150 тонн. Первая секция башни из восьми собирается сразу на фундаменте, а следующие секции расставляются вокруг фундамента по мере их сборки. Также внутри первой секции монтируется платформа основания башни, все шкафы, элементы системы управления.
Затем в дело вступают тяжелые краны грузоподъемностью 350 тонн, осуществляется монтаж секций со второй по пятую. На завершающем третьем этапе в дело вступают краны грузоподъемностью до 800 тонн, которые осуществляют монтаж трех верхних секций башни, гондолы, генератора и ветрового колеса. Гондола и генератор приходят с завода «НоваВинд» в полной комплектации и монтируются последовательно: гондола на башню, генератор на гондолу в собранном виде.
Что ждет завод в будущем
Уязвимое место завода в Волгодонске - его моноспециализация. Предприятие создавалось под выпуск однотипной продукции в интересах одного заказчика — завода «НоваВинд» в Волгодонске. Если темпы ввода новых ветрогенераторов снизятся, то уменьшится и число заказов для завода. Поэтому определенная работа по освоению выпуска новых видов продукции уже ведется. Техническое оснащение завода позволяет выпускать промышленные и гражданские металлоконструкции, металлические опоры для линий электропередач, освещения и оборудования сотовых операторов, емкостное оборудование, холодногнутый шпунт. В 2023 году предприятие получило лицензию на проектирование и производство оборудования для атомных станций. Но пока базовым заказчиком завода остается производство ветроэлектростанций в Волгодонске.
Впрочем, положение «Ветростройдетали» оказалось лучше, чем у других похожих производств в России. С началом СВО западные компании, которые присутствовали в России на рынке производства оборудования для ВЭС, свернули производства на своих и совместных предприятиях. Среди действующих заводов сохранили выпуск продукции только «НоваВинд» и «Ветростройдеталь» в Волгодонске.
Обзорный материал редакции, подготовлен в целях информирования населения.