После окончания Великой отечественной войны Москва активно занималась освоением «новых старых» территорий
Страны Балтии, отколовшиеся от Москвы после гражданской войны и установления советского строя, вернулись обратно накануне Великой отечественной. В том числе, по соображениям безопасности, с целью найти под русским крылом защиту от возможной оккупации со стороны Германии. Однако во время войны выяснилось, что в данных краях сильны националистические группы, которые объединились в так называемых «лесных братьев». Они пережили и Великую отечественную, и конец 40-х, а за некоторыми спецслужбы были вынуждены гоняться до середины 80-х годов.
Грибники с автоматами
Если кто-то смотрел, в фильме 2007 года «Ганнибал. Восхождение» весьма неплохо показана натура «лесных братьев». Абсолютно провинциальные, жестокие бандитские группы, воевавшие или против советского режима, или одновременно против советского и германского режимов.
Да и не совсем воевавшие, скорее участники массового бандитского движения. В фильме, который рассказывает о детстве и становлении маньяка Ганнибала Лектора показано, что именно знакомство с этими «лесными братьями» привело к нарушению его душевного спокойствия и рождению зверя. Он, невольно, стал им подражать.
О том, что «лесные братья» это серьезная проблема государственной безопасности в Москве поняли еще во время Великой отечественной. Но лишь победив в войне, армия и специальные службы смогли сконцентрироваться на балтийских боевиках.
В Литовскую, Латвийскую и Эстонскую СССР были направлены «красные охотники» из сил госбезопасности. Параллельно государство занялось освоением этих территорий после войны, в том числе привлечением туда этнически русских управленцев, которым Москва могла доверять, чтобы уравновесить этническую ситуацию, и убрать перспективы роста национализма.
Все на страхе
Но, все оказалось не так легко. Эти самые переселенцы-управленцы стали основной целью лесных братьев. На партийное собрание в каком-нибудь прибалтийском городке через окно могла легко прилететь бомба от анонима, который вскоре смоется обратно в леса.
При этом особенно активно действовали литовские боевики. Именно там движение набрало полные обороты, держало в страхе все местное население и приезжих функционеров. Жестокость с их стороны была такова, что партийные работники из русских губерний просто боялись туда ехать. Боевики сжигали дома своих противников с целями семьями, расправлялись с детьми.
Только по официальной статистике их жертвами стали 25 тысяч человек.
Костас Люберскис-Жвайнис — один из самых известных литовских боевиков. Он пережил и Сталина, и правление Хрущева. Найти и ликвидировать его удалось только в 1969 году.
При этом некоторые персоны находились в подполье аж до 1980-х годов. Например, лесного брата Стасиса Гуйгу так и не смогли найти. Он умер своей смертью в 1986 году, успев узнать новости о Горбачеве.
А уже через несколько лет после его смерти не стало и Советского союза. В итоге прибалтийские страны вышли в независимое плавание со следующими данными по населению: в Латвии русские составляли 34 процента населения, в Эстонии — более 30 процентов, в Литве — менее 10 процентов.
А после этого выдавливание русских началось уже на официальном уровне.
Не забывайте оставлять свои лайки и комментарии. Это поможет найти материал большему количеству читателей.