О студенческой открытости, работе со стереотипами и истинном милосердии рассказывает заведующая кафедрой социальной работы ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент Татьяна Валерьевна Зальцман.
– Кафедра социальной работы несколько раз «мигрировала», прикрепляясь к разным факультетам. Можно ли говорить, что это связано с осмыслением места социального служения в образовательном пространстве православного вуза?
– То, как кочует наша кафедра в нашем университете, стало притчей во языцех. Перемещения вызваны административными причинами, но, конечно, вместе с этим шел творческий процесс осмысления церковного социального служения и его связи с другими профессиональными областями. Изначально мы были на миссионерском факультете вместе с религиоведением, культурологией и туризмом. Потом наша кафедра стала частью факультета социальных наук. Социология и социальная работа входят в одну группу специальностей, да и исторически они связаны. Например, деятельность Чикагской школы социологии, которая впервые стала системно изучать жизнь бедняков, повлияла на появление социальной работы в Америке.
Когда в вузе произошла реструктуризация, мы стали частью богословского факультета и попали в сообщество специалистов по практическому, историческому богословию. Появились возможности по-новому осмыслять социальную работу, которая стала особенно значимой и заметной частью современной церковной жизни с момента, когда в 2011 году на каждом приходе Русской Православной Церкви была введена должность ответственного за социальное служение. Мне кажется, это важно осмыслять, потому что мы не готовим светских специалистов, а создаем уникальную программу подготовки специалистов для новой профессиональной области – церковного социального служения.
И в целом для социальных работников высокая степень адаптивности – это важное профессиональные качество. Можно воспринимать изменения с напряжением, говорить «нет, все будет по-старому», а можно всё, что происходит, критически и творчески переосмыслять и за счет этого обогащаться.
– Почему для вас важно это переосмысление?
– В богословском измерении социальное служение понимается гораздо шире, чем в миссионерском или социологическом. Кроме того, нахождение на богословском факультете повышает требования к уровню нашей научной работы. В перечне научных специальности нет такой науки как «социальная работа», поэтому нам приходится адаптировать свои научные темы под какую-то иную специальность. Вот, например, я стала кандидатом исторических наук, другие мои коллеги защищали диссертации по социологии, а теперь открылась возможность «подружиться» с теологией, тем более что сейчас появилось новое направление – «Практическая теология», что очень близко ко многим вопросам социальной работы.
– Татьяна Валерьевна, расскажите, пожалуйста, как создавалась кафедра.
– Это было благословение Святейшего Патриарха Кирилла. В 2010 году Ирина Вячеславовна Соловьева по приглашению Владыки Пантелеимона (Шатова) и отца Владимира Воробьева была назначена заведующей новосозданным Отделением социальной и молодежной работы на миссионерском факультете и начала собирать команду. Ирина Вячеславовна пригласила меня, и мы вместе написали программу обучения и после ее одобрения Святейшим Патриархом начали обучение студентов.
К сожалению, с конца 2021 года Ирина Вячеславовна не работает в ПСТГУ, для меня лично это было большой потерей. Я очень благодарна Ирине Вячеславовне, ее предложение 13 лет назад кардинально изменило мою жизнь. До этого я работала преподавателем в РГСУ на кафедре социальной работы, но работа в конфессиональном вузе – это принципиально другой опыт. Выстраивание новой парадигмы подготовки социальных работников, соединение богословского и профессионального плана стали для меня очень важной профессиональной задачей.
– Кроме личных профессиональных задач, в чем еще Вы видите отличие светского и православного вуза?
– В православном сообществе иначе строятся межличностные отношения. Преподавателей, сотрудников, студентов и всех в вузе объединяет не только образовательный процесс, но и Евхаристия. В то же время можно со студентами затрагивать темы, которые нечасто становятся предметом обсуждения у студентов светских вузов: о верности, милосердии, уважении достоинства человека, носящего в себе Образ Бога, и о многих других феноменах и проблемах легче разговаривать в христианском ключе.
Был период, когда на кафедре было много светских преподавателей, но постепенно мы поняли, что для подготовки церковных специалистов вопрос религиозности преподавателей имеет большое значение. Сейчас на кафедре все преподаватели – это и профессионалы высокого класса, и верующие, воцерковленные люди. У нас замечательная команда, каждому члену которой я очень благодарна за бесценный вклад в современное социальное образование. Интересно, что и в зарубежных конфессиональных социальных вузах мы видим такую же тенденцию. Во время стажировки в Германии мы узнали, что на преподавательские должности сначала принимались сотрудники независимо от их религиозного статуса – “главное, чтобы преподаватель был хороший”, но в какой-то момент и для немецких коллег стало очевидно, что важно сохранять и развивать христианскую идентичность внутри преподавательского сообщества.
– Можно сказать, что ваши выпускники, социальные работники, в каком-то смысле и миссионеры – будучи церковными людьми, они могут работать в светских учреждениях, помогать людям и в то же время нести свет веры.
– Да, это действительно так. Однако, владыка Пантелеимон, руководитель профильного Синодального отдела по благотворительности, нередко говорит, что нужно разделять социальную работу и миссионерство. Главный аргумент здесь понятен: когда мы, например, помогаем в больнице, больные находятся в зависимом от нас положении, и, если мы начинаем их убеждать идти в храм, они, чтобы не лишиться нашей поддержки, примут все, что им предлагают, но будет ли это искренней верой?
В любом случае нашим выпускникам, где бы они ни работали, приходится много рассказывать и про свой вуз, и про опыт веры и церковной жизни, развенчивать какие-то стереотипы о церковной жизни, православной молодежи и социальном служении. Интересно слушать выпускников, которые вдруг понимают, что в светских сообществах они интересны как собеседники.
– Готовите ли вы студентов к этому диалогу с обществом во время обучения?
– Мы часто приглашаем студентов других вузов и представителей светских социальных служб к нам в университет. Их встречают студенты: сами готовят экскурсию по Главному зданию и музею новомучеников, рассказывают про церковную социальную работу и жизнь Церкви. Людей располагают к себе обычные человеческие вещи: открытость, внимательность и дружеское чаепитие с играми.
Главное здание ПСТГУ – Московский епархиальный дом очень вдохновляет нас, поэтому и партнеров по практике, и коллег из других вузов мы стараемся знакомить с церковной историей XX века и уникальным местом, в котором мы учимся и работаем.
Стоит отметить и наш многолетний проект «От первого лица: интервью с работодателем» – это серия публичных интервью, которые проводят студенты выпускного курса с работодателями. Для студентов 4 курса – это возможность поговорить на профессиональные темы со светскими специалистами и презентовать себя как православных специалистов на рынке труда.
– Какие студенты приходят учиться к вам на кафедру?
– На дистанционную форму обучения к нам приходят в основном взрослые люди, которым интересно развиваться в области социального служения. Многие из них давно окончили школу и другие вузы. А вот на очную форму приходят выпускники школ и колледжей. К сожалению, про социальную работу они мало что знают, а многим из них кто-то сказал социальная работа – это легкий вариант учебы, где можно «отсидеться». Уже во время первого семестра студенты понимают, что «отсидеться не получится»: «туда едем, в этом участвуем, здесь помогаем», занятий и домашних заданий много.
Включение в реальный учебный процесс помогает студентам понять, хотят они дальше этим заниматься или нет, останутся они в команде или уйдут. Мне кажется, обучение в вузе преимущественно и направлено на то, чтобы человек понял, кто он такой. К сожалению, в школах не очень сильна эта профориентационная составляющая, выпускник школы действует, чаще всего, по инерции: поступает туда, куда идут друзья или подсказывают родители. В университете надо научиться делать самостоятельный выбор.
– А как можно этому научить?
– Мы много беседуем со студентами, проводим супервизии и интервизии, специальные семинары, где с каждым обсуждаем, что с ним происходит во время обучения и как это влияет на профессиональное развитие. Мы стараемся многое проговаривать, чтобы и сам студент для себя четко сформулировал, что его смущает, почему ему некомфортно в той или иной ситуации, и мы вместе поняли, в чем проблема, и переформулировали задачи.
Часто приходится говорить о встрече с Человеком в уязвимом состоянии. В бездомных, пожилых или людях с инвалидностью непросто разглядеть такого же, как ты, человека. Тем более что общество этих людей отвергает и исключает из жизни. Такие беседы, осознанные решения – это как раз про социальную работу: нужно учиться понимать себя, учиться рассказывать о своих проблемах и переживаниях, тогда ты сможешь помочь и другому человеку осмыслить свое состояние и сделать шаг вперед. Мы стараемся максимально эффективно использовать безопасное образовательное пространство, множество учебных ситуаций для профессионального роста студентов.
– Получается, практика – это самое сложное в обучении социальной работе?
– На самом деле, практика – это основа для роста в профессии, поэтому практики у нас очень много и задачи практики постепенно усложняются. Студенты проходят путь от ознакомительных визитов на первом курсе до разработки и реализации собственного проекта на четвертом курсе. По сути это – проектная практика, итоговый интегрированный экзамен, где студент должен продемонстрировать свои профессиональные навыки: способность брать на себя ответственность, планировать время, собирать команду, готовить документацию, проводить мероприятия, достигать результатов и интересно рассказывать об этом в социальных сетях.
– Татьяна Валерьевна, из Вашего рассказа следует, что социальный работник – это «человек, преодолевающий» внешние обстоятельства, стереотипы, себя…
– На самом деле, да! Специалисты по социальной работе очень часто становятся теми, кто от имени уязвимых людей борется с границами и барьерами, ищет ресурсы для того, чтобы каждый человек мог жить полной жизнью и быть счастливым. Но при этом нельзя всё время бороться и шашкой махать. Важно, чтобы наши выпускники имели объемное зрение, личный опыт, обогащенный профессиональными знаниями и рефлексией, расширяющими представление о мире и помогающими не всегда лезть напролом, пытаться не изменить и сломать другого человека, а дать ему свободу, которую и Бог дает каждому, но при этом подставив плечо помощи.
Целостную систему помощи на одной борьбе не построишь. В нашей сфере есть люди, которые хорошо пишут, громко отстаивают интересы уязвимых членов общества. Иногда эти люди выглядят «странненькими», но иначе как им достучаться до людей? Как донести вопль из закрытых медицинских и социальных учреждений, таких как ПНИ, и при этом не преодолевать препятствия? Однажды у нашего студента была курсовая работа с исследованием о достоинстве человека. Мы выбрали ситуации, в которых есть унижение человеческого достоинства, и, когда стали спрашивать людей, оказалось, что они не видят этого, не понимают, что называть человека аббревиатурой “БОМЖ” – это ненормально, что пандус для маломобильных людей под углом 45 градусов – это тоже про унижение.
Многие наши кафедральные исследования связаны с темой инвалидности, где главное – это потребность в доступной среде, преодолении барьеров. Это означает, что человеку с ограниченными возможностями здоровья важно дать максимальную свободу и самостоятельность – например, чтобы он имел возможность самостоятельно попасть в храм и не ждать, не звонить, не просить, чтобы ему открыли ворота, а самому спокойно войти, как это делают другие люди. У нас на приходах по поводу этой доступной среды совсем иное мнение: «Мы же христиане, мы должны ему послужить, мы его сейчас на руках занесем». Но ведь человека при этом можно уронить (а бывает, что, к сожалению, и роняют) или таких помощников не будет рядом. Поэтому за доступную среду зачастую действительно приходится бороться.
– Большое спасибо, Татьяна Валерьевна за этот разговор!
Спасибо и вам за эту возможность рассказать о такой актуальной и важной для современного мира профессии. Я очень рада, что у меня есть возможность трудиться в ПСТГУ: благодарна за те отношения, которые здесь сложились, за возможности, которые у меня здесь появились! Больше всего я благодарна за встречи, которые здесь происходят – это самое ценное!
В День социального работника хочется пожелать нашим студентам, выпускникам, коллегам и всем, кто связал свою жизнь с этой профессией, найти свое призвание в большом деле помощи людям!
Беседовала Ксения Белошеева
Сайт ПСТГУ: https://pstgu.ru/