Найти тему

Как Римская республика стала империей.

Хотя первое упоминание о евреях в Риме относится к 161 г. до н. э., более чем вероятно, что они проживали и действовали в этом регионе мира гораздо раньше. В те давние времена, проблема распознавания евреев заключалась в том, что окружающими они воспринимались не как «ортодоксальные иудеи», а как «эллинизированные купцы», к примеру, такие приплывали в Рим из Александрии. А т.к. первоначально евреи переселялись в Римскую республику без своих женщин, то можно смело утверждать, что через своих жен (которых набирали из местных) евреи роднились с местными семействами. После чего, и они сами, и их потомки, становились «римлянами».

Из-за множества войн, пожаров и т.п. (а скорее всего и из-за деятельности «переводчиков» подчистивших письменные источники об тех временах) сегодня приходится только гадать, являлись ли евреями даже такие заметные личности как Теренций Публий Арф, или Цецилий из Калакты. Точно так же, приходится гадать, кто из римских аристократов являлся потомком «эллинизированных купцов». Тем не менее, Римская республика стала Римской империей главным образом во времена Цезаря, его племянника – Августа, и Тиберия (пасынка Августа), поэтому нужно изучить их деятельность более подробно.

Для начала стоит понять – Зачем нужно было делать республику, империей?

Ещё в конце 4-го века до н.э. Иудея была присоединена к египетской империи Птолемеев, и евреям было вполне привычно династическое управление. Они легко могли «подобрать ключик» к монарху-фараону, воспитать в нужном русле его детей, ввести своих людей в близкое окружение правителя, и т.п. И совершенно другая обстановка была в Римской республике, где помимо главного органа – Сената, каждый год избирали двух консулов (один контролировал другого), которые и осуществляли общее управление Римом. Из-за многочисленности Сената, а так же из-за коротких сроков правления консулов, влиять на политические процессы в республике (и находится при этом «в тени») евреям было очень затруднительно.

Действовать евреи начали через движение «популяров», которое всячески подогревало любое народное недовольство, чтобы добиться власти. Имеющейся в свободном доступе информации не достаточно, чтобы утверждать, что популистскую фракцию основали евреи, но и исключать эту возможность нельзя. Естественно, что противниками проеврейских популяров были (как обычно) консерваторы и патриоты, известные как «оптиматы».

Наиболее мощная атака на систему управления Римской республикой началась в 149 г. до н.э., эти события наиболее известны как «Эпоха реформ». К примеру, под видом ограждения провинциалов от вымогательства правителей, была проведена судебная реформа. Попутно с этим был создан «Кризис села» - комплекс мер, приведший к нерентабельности сельских производителей, экономическому дисбалансу и массовому исходу сельской молодёжи в город, что привело к деградации аграрного комплекса. Добиться этого евреи смогли, пользуясь тем, что именно их купцы занимались крупной торговлей и транспортировкой продуктов питания (в первую очередь хлеба). И они же смогли легко организовать отток драг металлов из республики - именно в эти времена появилась «старая северная дорога» (позднее известная как Великий шёлковый путь), активная торговля на которой началась примерно в 138 г. до н.э.

В те времена евреи принимали настолько живое участие в политической жизни Рима, что уже в 139 г. до н. э. претор Гиспан издал декрет об изгнании всех евреев (не принадлежавших к числу итальянских граждан). Интересно и высказывание о евреях Цицирона - древнеримского политика, философа, и одного из величайших ораторов Древнего Рима. «Каждый знает, как многочисленна эта шайка, как они держатся вместе и какую мощь они могут проявлять благодаря своей спаянности». Для того, что бы понять, о чём писал Цицерон, нужно знать, что 1–3 вв. в Риме проживало около… 40 тысяч евреев, было построено 12 синагог, работала иешива, и т.д. и т.п.

Одновременно с вышеописанными событиями, в среде еврейской аристократии шла своя внутренняя борьба – там произошло окончательное разделение на саддукеев и фарисеев. Саддукеи образовались вокруг правящей династии Хасмонеев, а все остальные (оттёртые от кормушки и власти) стали оппозиционными фарисеями. И фарисеи и саддукеи пытались использовать в своих целях римского политического деятеля Помпея, но тот принял решение присоединить ослабленное государство евреев в качестве очередной римской провинции. При этом, для ослабления своего противника, фарисеи даже помогли римским войскам при осаде Иерусалима, открыв им ворота города.

После этого, некоторое время (скорее всего) и саддукеи, и фарисеи, действовали сообща. Среди прочего, они примерно с 69 г. сделали ставку на поддержку квестора Дальней Испании – Цезаря. Для его продвижения в консулы, был нанесён очередной удар в области хлебных поставок в Рим, а заодно пропихнули т.н. «хлебный закон» (доставивший множество проблем Помпею). Всё это , вместе с другими мерами, привело к Гражданской войне 49-45 гг. до н.э., и к ослаблению Римской республики. После чего опять началась неприкрытая вражда между саддукеями и фарисеями.

Как только Юлий Цезарь возвысился, то тут же разрешил евреям публичное отправление богослужения, общинные собрания, необязательность поклонения императорскому изображению, и т.д. и т.п.

После убийства Цезаря в 44 году до н. э. свою ставку евреи сделали на его племянника – Октавиана Августа, которому помогли получить судебные права (созывать Сенат и народ, накладывать вето на действия собраний и Сената, председательствовать на выборах, и т.п.), подкупили часть его врагов в Сенате, поспособствовали в получении прямого контроля над провинциями, в которых были расквартированы легионы, и т.д. и т.п. В результате - в 31 г. до н.э. Август смог одолеть своих политических врагов и стал первым императором Рима. После чего, благодаря подсказкам своих «покровителей» Октавиан тут же провел реформу системы сбора налогов. (В её основе была любимая евреями перепись населения.)

К 23 году до н.э. Октавиан сконцентрировал в своих руках и высшую власть в провинциях Римской империи, и широкие законные полномочия в Риме. С этого момента возврат ко временам республики стал уже не возможен. В качестве «завершающего штриха», в 22 году до н. э. в Риме опять устроили массовый голод, в ходе которого распространили множество слухов, и уже вскоре голодные толпы плебоса (умело направляемые провокаторами) сами стали просить Октавиана принять должность диктатора, отменённую после убийства Цезаря.

Естественно, что в отношении евреев, император Август продолжил толерантную политику своего дяди Юлия Цезаря. Он гарантировал им полную свободу культа, провозгласил неприкосновенными их священные книги и синагоги, и т.д. и т.п. Доходило до того, что если общественная раздача хлеба в Риме приходилась на субботу, то жившие там евреи имели право получать свою долю на следующий день…

Вскоре после смерти Августа был убит его последний внук — Агриппа Постум, это было сделано для того, чтобы Римской империей стал править Тиберий (пасынок Августа). Но вскоре положение евреев значительно осложнилось, т.к. на императора стал оказывать сильное влияние Луций Сеян. Дошло до того, что Тиберий приказал выслать евреев из Рима, а часть их отправил на военную службу на Сардинию. Но уже через 12 лет (после досрочной смерти Сеяна), евреи-изгнанники были вновь возвращены в Рим, а Тиберий особым эдиктом подтвердил их привилегии, данные Цезарем и Августом.

Дальнейший анализ истории Римской империи описан мной в статьях «Зачем фарисеи-раввины организовали изгнание евреев», «Второе глобальное изменение иудаизма. Почему Римская империя оказалась в упадке», и т.д.