Найти в Дзене
Понауехавшие

Ещё 9 вещей, к которым мне пришлось привыкнуть в Амстердаме

Оглавление

Продолжаю серию статей о том, к чему мне пришлось привыкнуть в Амстердаме. Если не читали предыдущие материалы, советую начать с них. Все они лежат в этой подборке. Ну а пока расскажу ещё о 9 особенностях жизни в нидерландской столице.

1. В городе много мини-электрокаров

Конечно, их не так много как велосипедов, но мини-электрокары встречаются здесь довольно часто. Во-первых, это экологично, ведь такие машины не загрязняют воздух. Во-вторых, они довольно компактные, а значит, не занимают много места. Для нидерландцев, которые стараются с умом использовать каждый клочок земли, это однозначный плюс. Да и с зарядными станциями проблем особых нет, в городе их достаточно. И, наверное, самое главное достоинство — владельцы мини-электрокаров могут ездить по велодорожкам. А они в Амстердаме практически везде. Получается, что и в пробках стоять не придётся. Сплошные удобства!

biro.nl
biro.nl

2. Амстердам славится переменчивой погодой

В течение дня погода может кардинально поменяться несколько раз. Сначала проливной дождь, потом солнце, потом снова дождь, но уже с порывистым ветром, а в финале опять солнце. Конечно, бывает и так, что дождь льёт с утра до вечера, но это скорее исключение из правил. А ещё некоторые экспаты шутят, что покупать зонт в Амстердаме не имеет смысла. Он сломается после первого же порыва ветра. Поэтому очень многие здесь предпочитают зонтам дождевики.

3. Проверки на кассах самообслуживания

С этой особенностью я регулярно сталкиваюсь в супермаркетах известной сети Albert Heijn. Возможно, подобная схема работает и в других магазинах. В чём суть? После того, как вы отсканировали продукты на кассе самообслуживания и нажали кнопку «Оплатить», к вам может подойти сотрудник, чтобы проверить, всё ли у вас отсканировано. Насколько я понимаю, такие проверки устраивают абсолютно рандомно. Неважно, сколько у вас товаров, на какую сумму и так далее. Никто, конечно, не пытается уличить вас в краже. В конце концов, вы могли просто забыть поднести к сканеру какой-то товар. Бывает.

ah.nl
ah.nl

Минус только один. Представьте ситуацию: вы купили много продуктов, отсканировали их, уже аккуратно разложили всё в рюкзак или пакет... И вот перед оплатой оказывается, что к вам сейчас подойдёт сотрудник для проверки. Придётся снова всё доставать. Кстати, именно поэтому на кассах самообслуживания встречается напоминание: «Упаковывайте товар в сумки только после оплаты».

4. Выйти из магазина можно по штрих-коду

Такая система применяется всё в том же Albert Heijn. После того, как вы оплатили товары через кассу самообслуживания, вы получаете специальный штрих-код. Его нужно предъявить на выходе. Прикладываете бумажку к сканеру и турникет автоматически открывается. Пару раз у меня случалось так, что терминал не выдавал бумажку со штрих-кодом, приходилось звать на помощь сотрудника. Но опять же, всё очень дружелюбно. Никто не просит открыть рюкзак, в ответ слышишь только вежливое: Ok, I'll check a terminal. Thanks, you can go.

Если хотите больше узнать о непродовольственных магазинах в Амстердаме, посмотрите наше короткое видео:

5. Не пойми что за 5 евро. Но точно что-то вкусное

Есть тут такой сервис с говорящим названием TooGoodToGo. В буквальном переводе на русский оно звучит как «Слишком хорошее, чтобы пропадало». Теперь о самом сервисе. Как вы знаете, в конце дня у кафе и магазинов остаются продукты, которые они не успели продать, а выкидывать их как-то не очень практично. Тем более, срок годности ещё не вышел. Так пришла идея отдавать покупателям нераспроданные продукты, но с большой скидкой. За символические 3-5 евро ты получаешь так называемый Magic Box («Волшебную коробку»), но что туда положат — сюрприз. Посмотреть список магазинов и кафе можно в мобильном приложении. Там же оплачиваешь свой Magic Box, а потом забираешь на кассе, показав специальный код.

В прошлом году я делал распаковку «Волшебной коробки». В этом видео узнаете, какой сюрприз ждал меня в наборе от Starbucks за пять евро.

В общем, все в плюсе: владельцы кафешек отдают нераспроданное, а покупатель получает вкусняшки со скидкой. Без неё такой набор может обойтись в 15-20 евро.

Вспомнил, кстати, историю. Я тогда ещё жил в Москве. Прихожу под вечер в «Азбуку Вкуса», беру что-то в кондитерском. Продавщица внезапно говорит: «А возьмите вот это пирожное! Оно хорошее, вкусное, срок годности не истёк, но надо списывать. Выкидывать очень жалко! Возьмите!» Пирожное я так и не взял, но удивлялся, почему его выкидывают. Могли бы тоже с хорошей скидкой продавать, например. А ещё кто-то мне говорил, что в Москве пытались запустить приложение, аналогичное TooGoodToGo, но популярностью оно не пользовалось да и выбрать там было особенно не из чего. Может, вы что-то знаете об этом? Напишите в комментариях!

6. Крышки намертво прикреплены к пластиковой упаковке

Такое вы встретите и на бутылке с холодным чаем, и на коробке сока, например. Дело в том, что с июля 2024 года в Евросоюзе разрешено продавать напитки только в упаковках с неотделяемой крышкой. По факту же норму начали вводить ещё раньше. В прошлом году она уже вовсю действовала. Первые разы я с непривычки пытался оторвать крышку и очень удивлялся, почему мне не удаётся это сделать. Сейчас уже привык к тому, что так и задумано.

-3

Вы, наверное, уже догадались, что главная цель — сделать так, чтобы пластиковые крышки не валялись под ногами, а пластиковую тару сдавали сразу вместе с крышками. Кстати, про утилизацию пластиковых бутылок мы рассказывали в одной из предыдущих статей. К неотделяемым крышечкам пока привыкли не все. Говорят, из-за этого не всегда удобно наливать напиток в стакан, нужно выбирать правильное положение. Да и из самой бутылки пить не очень удобно, крышка упирается то в щёку, то в нос. Примерно как в этом меме:

-4

Впрочем, я уже приловчился, никакого дискомфорта не испытываю. А если это действительно помогает защитить мир от лишнего пластика, вообще замечательно!

7. В Нидерландах важно соблюдать work & life balance

В России мы привыкли к переработкам, к тому, что на работе можно засиживаться допоздна, а иногда и вовсе там ночевать. Помню, как на собеседовании в одном очень известном банке мне сказали: «Официально у нас рабочий день до 18:00, но часто придётся задерживаться до 21:00. Работы очень много, мы не справляемся». В Нидерландах такой работодатель был бы сразу послан куда подальше. И вовсе не потому, что люди здесь не привыкли работать. Просто работу они никогда не ставят во главу угла. Да, карьера важна, заработок тоже, но из этого не делают культ. Если ты хочешь провести время с семьёй (или просто побыть наедине с собой), никто не будет против. Скорее даже наоборот. Здесь считается неправильным задерживаться в офисе до позднего вечера. Рабочий день, как правило, заканчивается уже в 17:00-18:00.

-5

Владельцы частного бизнеса могут и вовсе уйти на час-полтора раньше положенного. Особенно если клиентов всё равно нет, а погода, например, стоит отличная. Всех денег на свете не заработаешь, а жить надо здесь и сейчас. И, конечно, в Нидерландах не принято беспокоить сотрудников в выходной день по рабочим вопросам. Если это только не что-то экстренное. Вот чему русским следовало бы поучиться у нидерландцев. Может, тогда и случаев выгорания на работе станет меньше?

О том, что нидерландцы делают по выходным, мы рассказали в коротком видео:

8. Люди с ограничениями по здоровью передвигаются без всяких ограничений!

Мне как человеку с ДЦП (пусть и с лёгкой его формой) это очень важно. Я хожу сам, без каких-либо приспособлений, но не перестаю удивляться тому, как комфортно здесь чувствуют себя люди, у которых есть какие-то проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Есть электрические кресла, есть велосипеды, педали которых ты крутишь не ногами, а руками, в некоторых моделях это можно вообще делать чуть ли не полулёжа. В общем, даже если тебе сложно передвигаться самостоятельно, есть множество способов максимально решить эту проблему.

simplyemma.co.uk
simplyemma.co.uk

На электрокресле разрешено ехать как по тротуару, так и по велодорожке. Некоторые ребята с инвалидностью гоняют ничуть не хуже, чем велосипедисты без каких либо физических ограничений. И это очень здорово! Хочется, чтобы и в России люди с инвалидностью имели такие возможности. Правда, в России придётся ещё полностью менять (а где-то и создавать с нуля) необходимую инфраструктуру. Всё-таки в Нидерландах она развита очень хорошо: всюду лифты, доступный общественный транспорт, во многих заведениях есть отдельные туалеты для инвалидов.

9. Банк выдал мне какое-то странное устройство

Речь об ABN AMRO. Это что-то типа нашего Сбера, классический такой государственный банк. Правда, похож он на скорее на старый Сбербанк («вот где карту заводили, туда и идите, а то вас много, а я одна»). Судите сами: для получения карточки нужно записаться на приём в конкретное отделение, потом прийти туда со всеми документами, а потом ждать до 10 дней. За это время на ваш адрес должны отправить 4 письма. В каждом из них будут: сама карта, логин для активации, пароль для активации и... странный гаджет, который больше напоминает калькулятор.

-7

С помощью этого мини-терминала нужно активировать карту. А ещё он пригодится для подтверждения крупных операций по карте или оформления регулярных платежей. И это при том, что карта самая простая, дебетовая, с ограниченным функционалом. Например, ею нельзя оплачивать сервисы вроде Booking или Airbnb, где средства на некоторое время «замораживаются». Зато привязать карту к Apple Pay можно. Приложение у банка тоже вполне сносное. Конечно, ABN AMRO — не единственный нидерландский банк. В том же Bunq или ING карта оформляется куда проще и быстрее. Правда, и терминалы там почтой не присылают.

Понравилась статья? Будем рады вашим лайкам и комментариям. Кстати, мы есть не только на Дзене, но и на YouTube.