Растущая в Китае безработица ставит миллионы выпускников колледжей в трудное положение. Некоторые из них вынуждены соглашаться на низкооплачиваемую работу или жить на средства родителей.
Это привело к появлению нового рабочего класса "детей - гнилые хвосты". Словосочетание завирусилось в социальных сетях.
Призрачные надежды
Рекордное число китайских выпускников в этом году вышло на депрессивный рынок труда, который пострадал от пандемии COVID-19 и ужесточения правил в финансовом и технологическом секторах страны.
Уровень безработицы среди примерно ста миллионов китайских молодых людей в возрасте от 16 до 24 лет впервые превысил 20% в апреле прошлого года. Когда в июне 2023 года данный показатель достиг исторического максимума в 21,3%, власти перестали публиковать эту статистику, чтобы пересмотреть порядок сбора сведений.
Спустя год безработица среди молодёжи остаётся серьёзной проблемой: в июле её скорректированный уровень достиг максимума 2024 года в 17,1%. Этим летом 11,79 миллиона студентов закончили колледжи в условиях, когда экономика всё ещё страдает от кризиса недвижимости.
Председатель КНР Си Цзиньпин неоднократно подчёркивал, что трудоустройство молодёжи остаётся главным приоритетом страны. Правительство призвало к расширению каналов доступа молодых людей к потенциальным работодателям, таких как ярмарки вакансий, и внедрило политику поддержки бизнеса, направленную на стимулирование найма.
"Для многих выпускников китайских колледжей лучшие перспективы трудоустройства, восходящая социальная мобильность, более оптимистичный взгляд на жизнь, то есть всё, что когда-то обещало высшее образование, становятся всё более призрачными", - сказал Reuters доцент кафедры социологии Мичиганского университета Юн Чжоу.
Суровая реальность
Некоторые безработные молодые люди вернулись в родные города, чтобы стать "полноценными детьми", полагаясь на пенсии и сбережения родителей. Даже имеющие учёные степени не остались в стороне.
Потратив годы на восхождение по сверхконкурентной академической лестнице Китая, "дети - гнилые хвосты" обнаруживают, что квалификация не может гарантировать им работу в условиях неблагоприятной экономики. Их возможности ограничены: приходится снижать ожидания относительно высокооплачиваемой работы, а то и вовсе искать любую работу, чтобы свести концы с концами. Некоторые из них даже становятся преступниками.
Год назад Зефир Цао получил степень магистра в престижном Китайском университете иностранных дел в Пекине. Сейчас, в 27 лет, он вернулся в свою родную провинцию Хэбэй и перестал искать работу на полный рабочий день. Более низкая, чем ожидалось, заработная плата заставила его усомниться в ценности своего образования.
"Если бы я проработал три или четыре года после окончания бакалавриата, моя зарплата, вероятно, была бы такой же, как сейчас, когда я получил степень магистра", - сетует он.
Вместе с тем Цао рассматривает возможность получения степени доктора философии в надежде, что через несколько лет его перспективы улучшатся.
Амада Чен, недавняя выпускница Хубэйского университета китайской медицины, на прошлой неделе уволилась с должности продавца на госпредприятии, проработав всего месяц. Она объяснила своё решение токсичной культурой работы и нереалистичными ожиданиями начальника. В течение первых 15 дней испытательного срока она получала всего 60 юаней (8,40 доллара) за рабочий день, который длился 12 часов.
"Я плакала каждый день в течение недели", - признаётся Чен.
Она хотела стать инспектором по качеству или исследователем. По её мнению, такая работа соответствовала бы её навыкам в области традиционной китайской медицины. Но ей предлагались в основном должности, связанные с продажами или электронной коммерцией. Теперь Чен говорит, что полностью пересматривает свою карьеру и, возможно, станет моделью.
Мрачное будущее
Безработица среди выпускников колледжей - не новое явления для Китая. В 1999 году страна резко расширила набор студентов в университеты, стремясь подготовить более образованную рабочую силу для развития быстрорастущей экономики. Однако выпускники "плодились" быстрее, чем рабочие места для них, поэтому в 2007 году власти выразили обеспокоенность. В последующие годы проблема слегка отступила, но никогда полностью не исчезала.
Перспективы остаются неопределёнными, даже если специальность студента соответствует потребностям рынка.
В этом году Шоу Чен закончила третий курс Пекинского университета почты и телекоммуникаций по специальности "искусственный интеллект". Однако она до сих пор не получила стажировку после более чем дюжины заявлений и по-прежнему настроена пессимистично в отношении рынка труда.
"Может быть и хуже. В конце концов, людей в этой сфере будет всё больше и больше", - указывает она.
Согласно исследованию, опубликованному в июне журналом China Higher Education Research, количество выпускников вузов будет в Китае превышать спрос с 2024 по 2037 год, достигнув пика в 18 миллионов в 2034 году, после чего последствия снижения уровня рождаемости начнут сказываться и резко сократят разрыв.