Найти тему
Душа моложе

Я удовлетворена...

Александра Иосифовна Романова
Александра Иосифовна Романова

Побывав на экскурсии в Константиновском Дворце в Стрельне, в стенах которого отныне решаются важнейшие экономические и политические вопросы, невозможно не восхититься его изысканной красотой и прелестью ухоженного парка.

Современные залы Константиновского дворца оформлены как кают-кампания в память его последнего хозяина, брата императора Александра II, великого князя Константина Николаевича, обожавшего всё, что связано с военно-морским флотом.

Во время Второй Мировой войны дворец подвергся чудовищным разрушениям: от него, в сущности, остался только разбитый остов. Он оставался в запустении вплоть до начала XXIвека, пока его не восстановили по старым чертежам отечественные архитекторы. Они сделали всё, чтобы в отреставрированных стенах сохранился дух не только хозяина Константиновского дворца, но и хозяйки, супруги Константина Николаевича, великой княгини Александры Иосифовны.

Александра Иосифовна Романова, урожденная принцесса Александра Фридерика Генриетта Паулина Марианна Елизавета Саксен-Альтенбургская (1830-1911), познакомилась со своим будущим мужем на свадьбе его сестры Ольги в Германии. По словам современников, великий князь, без памяти влюбившись в юную красавицу- немку, написал отцу, императору Николаю I: «Она или никто!».

Государь одобрил выбор сына, и в 17 лет будущая великая княгиня прибыла в Россию. В статусе невесты юная Александра находилась при императрице целый год- изучала русский язык и основы православия в ожидании миропомазания.

Жизнь любящей пары начиналась, как в сказках, безоблачно. Один за другим в семье появились шестеро детей: Николай, Ольга, Вера, Константин, Дмитрий, Вячеслав. Великий князь Константин испытывал неподдельное восхищение музыкальными способностями своей супруги и радовался ее успехам в свете. Портреты Александры Иосифовны писали Винтерхальтер, Гау и Каульбах; ей посвящал вальсы и кадрили Штраус; Санни-как звали ее в семье-считалась по праву красивейшей женщиной своего времени.

Как и все великие княгини, Александра Иосифовна участвует в благотворительной деятельности. Она учреждает Столичный совет детских приютов, руководит делами Императорского Русского музыкального общества, много жертвует для «Общества попечения о раненых и больных воинах».

Как писала впоследствии ее дочь Ольга Константиновна: «…если бы мне удалось сделать хоть четверть того, что делала мамочка, я бы чувствовала себя абсолютно счастливой…».

Что же случилось, что десятилетия спустя отношения великокняжеской четы не просто дали трещину, но разбились на мелкие осколки? Явилось ли тому причиной тяжелое нервное заболевание дочери Веры, которая в приступах гнева становилась настолько неуправляемой, что ее передали под опеку тёте, королеве Вюртембергской Ольге «для прохождения лечения»? Стала ли роковым событием трагедия с сыном Николаем, решившимся на кражу бриллиантов из оклада фамильной иконы в поисках денег для содержания своей возлюбленной, американской танцовщицы Фанни Хилл? Блестящий офицер, Николай Константинович этим шагом окончательно перечеркнет свое будущее: отрицать очевидное он попытается даже на Библии, его лишат всех званий, наград и наследства, признают душевнобольным и навсегда вышлют из Санкт-Петербурга.

Великая княгиня больше, чем неминуемого позора, боялась порчи иконы, которой ее благословлял свёкр Николай I перед свадьбой. С этим святым образом она связывала крепость своих супружеских уз. Так это было или нет, но вскоре Александра Иосифовна узнала, что ее супруг завел фаворитку из Императорского балета Анну Кузнецову. Константин Николаевич всё рассказал жене сам, призвав ее «соблюдать приличия». В этой второй семье у него один за другим родились пятеро детей. Именно балерину Кузнецову великий князь называл «законной женой» тогда, как некогда обожаемая Санни стала «казенной».

Сестра великого князя Ольга Николаевна, впрочем, их охлаждение в браке объясняла так: « …прямо из детской он попал в мужья, безо всякого опыта, без того, чтобы изжить свою молодость или побыть в кругу своих сверстников, совершенно неспособный не только вести жену, но и себя самого. Он избавился от воспитательской деятельности Литке, с тем чтобы попасть под башмак своей очень красивой, но и очень упрямой Санни, урождённой принцессы Ангальт-Саксонской. Одна её внешность привела его в восторг и вызвала в нем страстные чувства, он любил её вначале слишком идолопоклоннически, чтобы замечать её ограниченность. После двадцатилетнего брака у него вдруг открылись глаза, наступило разочарование и с ним несправедливость, но она ведь была невиновна в его иллюзиях, которые вдруг увяли…».

Семейный разлад довершила трагическая гибель младшего сына великокняжеской четы, шестнадцатилетнего Вячеслава. По воспоминаниям современников, это был очень добрый, приятный в обращении молодой человек, как и мать, проявлявший огромные музыкальные способности. Будучи высокого роста, он как-то вдруг пошутил, что когда он умрет, то его гроб застрянет в дверях Мраморного дворца. Так оно в точности и случилось, когда Вячеслав сгорел от скоротечного менингита.

Вне себя от горя, великая княгиня переживала траур в Павловске. Перенесенные испытания ожесточили характер Александры Иосифвны. Бывшая петербургская прелестница постепенно превратилась в бесконечно хворающую, желчную особу, изводившую близких укорами в безразличии к ее персоне: «За обедом и вечером Мама была в раздражительном настроении, много жаловалась, и это на нас всех действовало подавляюще. Оля от этого стала молчалива и грустна, Митя тоже. Словом, нервы Мама отражаются на всех нас…».

Сколько бы ни проходило времени, великая княгиня не оставляла попыток вернуть блудного мужа в семью. Попытки жаловаться императору Александру II не возымели успеха: сиятельный деверь сам прижил с фавориткой детей, которых поселил в одном дворце с умирающей женой, императрицей Марией. Александра Иосифовна боролась в одиночку, как могла, но бесконечные недомогания и постоянные попытки выяснить отношения с супругом ни к чему не приводили. К тому же, после смерти Александра II, великий князь Константин сам попал в опалу. Он грезил о реформах в России, чем вызвал острое неприятие своего племянника Александра III, который после гибели отца стал наводить порядок в шатавшейся власти и искоренять нигилизм. Свою отставку со всех государственных постов великий князь переживал мучительно. Его деятельный ум, привычка мыслить на государственном уровне родной стране были больше не нужны.

К тому же, сыновья от Александры Иосифовны никак не оправдали надежд отца: Николай признан умалишенным, Дмитрий увлекся лошадьми, а Константин (поэт «К.Р») «марал бумагу стишками». Ни у одного не было и намека на отцовское честолюбие и желание сделать военную карьеру!

Союз с Анной Кузнецовой был для Константина Николаевича безопасной гаванью, где его принимали и любили, но и там суждено было пережить испытания. Они потеряли троих сыновей Сергея, Льва и Измаила. Причем, двоих - в один год. До зрелого возраста дожили лишь дочери Анна и Марина.

В какой-то момент силы Константина Николаевича закончатся. В один из редких приездов в официальный дом у него случится удар. Глубочайшие переживания умножатся на страшную ссору с Александрой Иосифовной. На следующий день у него отнялись рука и нога, и наступил паралич языка.

Могущественный великий князь превратился в беспомощного, плачущего старика, который не мог самостоятельно передвигаться и озвучить свои желания. Его сын Константин вспоминал: «Папа обрадовался мне чрезвычайно, рассмеялся, произносил бессвязные звуки, расплакался…».

В начале 1890 года состояние Константина Николаевича резко ухудшилось. Он перенес еще два инсульта и дошел до крайней степени отчаяния, всеми силами показывая, что он хочет переехать в свою вторую, любимую семью. Александра Иосифовна открыто злорадствовала.

Даже дети, осуждавшие отца за измены, сочли бесчеловечным лишать больного последнего утешения, не отпуская его к тем, кто жаждал о нем позаботиться. Но великая княгиня решила иначе: «Мама никогда не согласится. У нее на этот счет свои убеждения. Она считает, что, послав Папа тяжелую болезнь, сам Бог порвал всякие связи его с прошлой жизнью…»

Ни Анна, ни Марина, не говоря об их матери, не смогут попрощаться с отцом. Не приедет и его первенец Николай- ему высочайше запрещен въезд в Санкт-Петербург. Во время агонии мужа Александра Иосифовна приказала пустить к нему прощаться всех многочисленных слуг. Каждый подходил к нему и целовал, но умирающий выказывал насколько мог неприятное чувство, производимое этим беспокойством.

Графиня Комаровская пробовала уговорить Александру Иосифовну отменить это мучение, но великая княгиня отвечала: «Это возмещение за прежнее».

Великого князя Константина Николаевича не стало в ночь на 12 января 1890 года. Великая княгиня переживет его на 21 год. Последние 8 лет она полностью ослепла. Ее характер становился все более невыносимым. Дети и внуки трепетали перед ней и думать не смели о том, чтобы пропустить визит в Мраморный дворец. Ее сын Константин писал: «Мама в сильнейшем истерическом состоянии. Очень мучительно слушать ее порывистые, страстные переходы от слез к осуждению всего и вся..».

Александра Иосифовна Романова ушла из жизни летом 1911 года. Говорят, последними ее словами были: «Я удовлетворена…». Равнялось ли в ее случае удовлетворение счастью- пусть каждый сам для себя даст ответ на этот вопрос.