Нельзя, говорите, заниматься селекцией людей, ничего не получится? А вот повесть Бунина "Суходол" - говорит, что можно! Читала отзывы о "Суходоле" - в большинстве случаев восторгаются чистой бесхитростной душой крестьянки, силой духа (серьезно?), какой-то любовью к родной земле, на которой родился. Я читала повесть в юности, перечитала недавно заново и не согласна. Нет там ничего этого. Книга о другом совсем.
Краткое содержание повести приводить не буду - произведение достаточно известное, нет смысла спойлерить сюжет. Лучше разберу характер Натальи и окружающих её безумцев.
Детство и юность Натальи проходит при крепостном праве. Про "прелести" этого режима много написано, много рассказано. А вот про то, что помещики фактически занимались евгеникой, селекционируя наиболее трусливых, послушных и покорных рабов - про это почему-то стыдливо умалчивается. Но. по факту, - это ведь правда. Гордые, смелые, бунтари, самостоятельные - не выживали в массе своей, из их потомства оставались единицы.
Непокорных, самостоятельных, гордых запарывали на конюшнях, морили в подвалах (вспомните Лесковского "Тупейного художника", про то, как помещик крепостным в подземелье "голову набок скрячивал").
И сама крестьянская среда не способствовала формированию самостоятельной личности. Община вмешивалась во все, вплоть сроков посева культур и семейной жизни, самовольные решения коллективно осуждались, порицались. В семье особому прессу подвергались женщины. Там вообще, чем покорнее и безответнее - тем лучше.
В результате сформировался тип характера Натальи: трусливый, аморфный, безразличный к своей судьбе,
Генетическая запуганность повинна в кончине матери Натальи из-за пропавших под градом индюшат - женщина только увидела это, и сердце остановилось от страха. От страха чего? Очевидно же - грядущего наказания. Баре то без арапника за стол обедать не садились.
Наталья настолько пропитана покорностью и привычкой к безответности, что и не помышляет сопротивляться Юшке. То есть у неё даже задавлен природный инстинкт самосохранения. Она сама себе не принадлежит, а принадлежит - по сути - любому, кто имеет смелость и волю протянуть руку, да взять её, как вещь.
Пропадающая безумная барыня - какому современному человеку придёт в голову неразрывно связать свою судьбу с этим чужим человеком? А Наталье всё-равно где жить, как доживать, лишь бы никуда не трогаться с привычного места, лишь бы кое-как дожить свою безрадостную жизнь. Она, видите ли, верит в страшные сны, знамения и предсказания! Сказал ей козёл во сне - "замуж думать не моги выходить!" - она и не стала об этом думать. А зачем? Все предрешено, козёл из сна сказал. Поэтому безразличное покорное принятие Юшки. Какая разница, не этот, так другой, всё едино ж замуж не ходить...
Бунин называет жизнь Натальи - "повесть её погибшей жизни". А с чего она погибла то? Что, в принципе, такого случилось с ней до того, как Юшка повалил её на пол грозовой ночью? Ну лошадь, наступившая на лицо молодому барину, поставила точку в её безответной любви. Так кто из нас не влюблялся безответно? Да большинство имели такой эпизод в юности, но под откос из-за этого свою жизнь не пускали.
А Наталья опустила крылышки, покорилась выдуманному "неминучему" и пошла камнем на дно.
Сейчас уже, перечитав "Суходол", отношусь спокойнее к истории Натальи. Мне не жаль никого из повести. Все её герои выбирали сами свой путь, и да - в силу ограниченности разума тоже. Что поделать, если приезжавшие на сенокосные заработки тульские бабы были бойкие, харАктерные, стремились улучшить свою жизнь, а Наталья - чистейший кристаллизированный продукт крепостничества?
Продукт - он и есть продукт. Какой с него спрос?
В общем, Бунин - молодец, всё правильно показал, что получается в результате многовековой селекции людей.