В детстве мы с сестрой жили на три дома. Большую часть учебного года с родителями, а лето и еще чуть-чуть (а иногда и больше) делили бабушки. В каждом доме - свои традиции, правила и распорядок. Для детской гибкой психики это не было проблемой, потому как, не смотря на разный уклад жизни, систему ценностей и привычки у передающих нас друг другу, как эстафетную палочку, родственников подход к воспитанию детей был един. Так что, кроме некоторых нюансов совместного проживания, для нас с сестрой почти ничего не менялось. Поколения наших прародителей и родителей пользовались довольно эффективным (с их точки зрения) методом запретительного воспитания подрастающих потомков (то есть нас). Слова «нет» и «нельзя» мы слышали чаще, чем собственное имя. Надо ли говорить, что в какой-то момент срабатывал накопительный эффект и эти слова переставали быть стоп-сигналом, а становились маркером того, о чем не стоит знать родителям. Не могу сказать, что детство в таком формате у нас было несчастное, вовсе нет. Воспоминания о нем только светлые и добрые. Но регулярно стоя в углу по поводу собственной забывчивости (что же там было очередной раз нельзя), я ковырял обои и думал, что своим детям я никогда не буду ничего запрещать.
Однако, «никогда не говори никогда»! В процессе приобретения бесценного опыта отцовства я довольно быстро понял, что для того, чтобы сохранить ребенка «одним куском», научить его безопасному взаимодействию с миром - так или иначе придется воспользоваться ненавистными «нет» и «нельзя». Оказывается, при продуманном применении эти слова (и стоящие за ними действия) не только не вредны для детской психики, но и полезны для здоровья. Как иначе ребенок осознает границы дозволенного, если его никто и ничто не останавливает. Рецепт успеха прост- во всем хороша мера.
Современные сверхлояльные педагогические концепции, которые сейчас так популярны у молодых родителей, призывают максимально следовать за ребенком и его потребностями. И это очень здорово, что в «наше время» детей перестали воспринимать как «приложение» ко взрослому человеку и признают их личностью с самого рождения. Такой подход позволяет развивать в детях индивидуальность, рано формировать осознанность и учить эффективно взаимодействовать как с собой, так и с миром. Однако, многие молодые родители максимально упрощают для себя эту педагогическую концепцию и, не сильно вникая в суть, приходят к тому, что детям надо все разрешать, что слово «нет» губительно для неокрепшей психики, а если ребенок слышит в свой адрес «нельзя» - это прямая дорога к психотерапевту.
Где же, собственно, тот самый верный путь? А он в разумном и обоснованном применении ограничений в воспитательных целях.
На самом деле, в жизни не так много ситуаций, требующих категорического запрета.
- Нельзя делать то, что несет реальную угрозу жизни и здоровью (как для себя самого, так и для окружающих).
- Нельзя делать то, что запрещено законом.
Если использовать «нет» и «нельзя» только в этих двух случаях, то они станут своеобразным сигналом об опасности, помогающим вовремя остановиться, а не очередным раздражителем.
Все остальное не попадает под статью категорических запретов и требует объяснений и разумных аргументов.
Понятное дело, что мы, взрослые, имеем существенно больше жизненного опыта, чем дети. У нас уже развито прогностическое мышление, что позволяет быстро оценить возможные последствия того или иного действия и принять правильное решение. Очень велик соблазн, мгновенно оценив ситуацию, выдать лаконичное «нет». Однако, для того, чтобы дети доверяли нашему «нет» (а не воспринимали его как сигнал, что надо просто сделать желаемое в тайне от родителей), стоит привести аргументы, найти время описать возможные последствия, выдержать спор, принять негатив со стороны ребенка и иметь терпение дождаться, когда эмоции улягутся, чтобы еще раз обсудить ситуацию.
Такой подход не только дает возможность безопасно и ненавязчиво направлять действия и поступки ребенка в приемлемое русло, но и не терять его доверие к вашим словам и действиям.