Как бы кто к этому не относился, христианство глубоко проникло в нашу культуру. Я сам являюсь деистом, но отрицать что воспитан в православном обществе не стану. Для многих священники кажутся далёкими от современной жизни, и я тоже так считал, пока не наткнулся на тех, кто своими выступлениями меняет отношение к религии. Об этом и поговорим! На всякий случай, уважаю чувства каждого верующего.
◾ Алексей Уминский показывает пример человека чести, ставя превыше собственные убеждения, а не требования патриарха. Недавно он был отлучён от сана из-за то, что не молился в поддержку СВО и сказал "Я не могу поддержать эти военные действия. Я молюсь о мире, я молюсь о том, чтобы это как можно скорее прекратилось, и как можно меньше людей пострадало". Протоиерей всегда был дискомфортен для власти: в 2011 году предложил РПЦ заступаться за людей перед государством и ставить неудобные вопросы, в 2021 призывал "проявить христианское милосердие и допустить врача" к Алексею Навальному. Он безусловно пользуется большим авторитетом для православного общества, более пяти тысяч человек подписали письмо к патриарху с просьбой отменить решение, отмечая, что созданная протоиереем община ведет важную социальную работу, помогая тяжелобольным, бездомным и заключенным. Но Гундяев непреклонен.
◾ Павел Островский ведёт страницы во всех соц. сетях, посещает развлекательные шоу и открыт к любому диалогу. Павел Константинович показывает, что настоятелям не чужды юмор и самоирония. Островский смог преодолеть церковный консерватизм и начал вести интернет-проповедь, что сначала осуждалось: "Были и саркастичные шутки от собратьев священников, мол, у нас батюшка онлайн". Да, его работа связана с преодолением давления. Например, настоятель придумал проект «Евангелие в манге», что Синодальный миссионерский отдел осудил, вынудив Островского отказаться от идеи. После того, как он вскользь поддержал Навального, по собственному заявлению, ему "прилетело от всех подряд". Миссионер позволяет себе высказываться против депутатов, критиковать государственное телевиденье, вступаться за опальных блогеров. Островский — голос нормализации в инфошуме мракобесия. Его взгляды не назвать либеральными, но это выгодно отличающаяся честная взвешенная позиция.
◾ В TikTok наталкиваюсь на каналы, популяризирующие христианство в формате развлекательных видео. Это и "Платочек" (автор легендарного мема "А мне пуфик"), "Отец Сергий", канал Соловецкого монастыря, "Славная жизнь" и так далее. Судя по охватам, это приносит плоды. Все привыкли представлять батюшек серьёзными бородатыми старцами, но когда шаблон рвётся и мы видим настоящего человека, то хочется его послушать, вникнуть и ознакомиться с доносимым.
Их деятельность показывает, что продвигать религию можно без денег, без государства. Достаточно иметь идейных креативных людей. Увы, поскольку РПЦ тесно связана с государством, служителям нужно быть идеологически выверенными. Не остаётся искренности, на которой держится христианство. Как по мне, задача церкви — объединять и помогать в трудную минуту. Я замечаю совершенно другое. То протоиерей Ткачёв поругается на белгородцев что они не молятся за спасение от ВСУ, то священники осудят жертв теракта в Крокусе за несоблюдение Великого поста, а чего только стоила деятельность Охлобыстина и Чаплина. Тем важнее искать порядочных священнослужителей, которых немало. Для восстановления репутации, церковь должна быть обособлена от государства, а по факту мы видим тандем. Сейчас РПЦ — в первую очередь институт, обеспечивающий легитимность власти, а не нечто духовное.