С декабря 2023 г. местный житель предоставляет гостям Домбая туристские услуги - возит их железном коне к окрестным красотам.
5 января 2024 г. он везёт 7 туристов из посёлка (1600 м над у.м.) к Джамагатским нарзанам (1800 м над у.м.).
На пути теряет управление, допускает опрокидывание автомобиля под откос насыпи дороги с падением на дно ущелья.
Все пассажиры получают травмы, вред здоровью одного из них оказывается тяжким.
Машина была на летней резине (обстоятельство, препятствующее эксплуатации легкового автомобиля), с неисправным стояночным тормозом и другими повреждениями.
Фигурант не имел навыков, должного опыта и необходимой квалификации, т.е. на экскурсовода (гида) он не учился.
На прошлой неделе стало известно, что его осудили по ч.2 ст.238 УК РФ на 2 года лишения свободы условно с испытательным сроком в 3 года, взыскав в пользу потерпевших 800 000 рублей.
Карьера в туристском бизнесе получилась недолгой и неудачной.
Данные выше - из сводки СУ СК РФ по Карачаево-Черкесской Республике.
Подробности происшествия в СМИ - тут и тут.
По данным КП, туристы оказались в машине как участники организованного тура.
Только тур был не простой, а «частного характера».
Вот как о нем говорит организатор Елена: «Я собираю единомышленников, любителей путешествовать, чтобы самой поехать отдохнуть. Договор с участниками не заключался. Была только пассажирская страховка на автобусы. Стоимость тура — от 15,5 тысячи до 18,5 тысячи рублей — включала оплату проезда, проживание и завтраки. Остальное — на ваше усмотрение: можно ехать на экскурсии, можно не ехать. В итоге за эту экскурсию с людей денег никто не брал, даже 200 рублей экологического сбора я оплатила за свой счёт. Она не входила в стоимость тура. Я предложила поехать туда или на канатную дорогу. Все выбрали в Джамагатское ущелье, я озвучила стоимость, мы поехали. А деньги потом, после возвращения в гостиницу, я бы собрала и передавала водителям. Сама еще не отошла от шока, а ко мне уже двое обратились за компенсацией. Но все свои обязательства выполнила: нашла и оплатила автобус, забронировала и оплатила номера со всеми удобствами и завтраками. Деньги от участников поездки передала перевозчику и в гостиницу еще в прошлом году. Моей вины в том, что отдых сорвался, нет. Водитель не справился с управлением. Я пыталась с ним поговорить, но на мои звонки он не отвечает.»
Т.е. фактически действуя в качестве туроператора (продав потребителям турпродукт с перевозкой на автобусе из Ростова-на-Дону и размещением в гостинице в Домбае), она выдаёт легенду «мы с друзьями собрались и идём».
И судя по тому, что наказан за оказание небезопасных услуг оказался лишь водитель улетевшего с дороги УАЗа на летней резине, легенда работает, по крайней мере на участке «Ростов-на-Дону - КЧР».
Вдумайтесь в схему: цену на услугу «джиптур на нарзаны» клиентам называем, согласие на получение услуги получаем, сразу денег с них не берем, экскурсию проводим, по возвращении собираем с туристов деньги и расплачиваемся с возчиками.
Профит: допуслуга продается, по дороге допов еще насобираешь, горячие местные под контролем, сама не при делах - раз денег с клиентов авансом не берёшь, значит и услугу не оказала, «моей вины нет».
Так получается?
11 годами ранее, в январе 2013 г. на Домбае двоих туристов запустили с горы в зорбе, они укатились с трассы и улетели в пропасть, один погиб на месте, другой попал в больницу.
Обстоятельства воображению не поддаются.
Исполнителю услуги дали 4 года условно с испытательным сроком 2 года.
К чести правосудия отметим, что практика применения ст.238 УК РФ (действует в редакции 1999 г.) упорядочена после выхода Постановления Пленума ВС РФ от 25.06.2019 №18.
Чему это все учит:
- туристов - помнить о безопасности в путешествии, внимательно выбирать исполнителей услуг и не покупать «частные туры» без заключения договоров;
- профессионалов - не быть как организатор «частных туров» Елена и как водитель-бедолага, внимательно отбирать исполнителей смежных услуг для организации путешествия и должным образом разделять с ними ответственность за обеспечение безопасности туристов.