Найти в Дзене
История Петербурга

ЛУНА-ПАРК

В мае 1912 года в Санкт-Петербурге, на территории Демидова сада, расположенного по адресу: Офицерская улица, дом 39 (ныне — улица Декабристов), был открыт первый в России Луна-парк. Его основателем и владельцем был петербургский предприниматель, купец первой гильдии Хабибулла Хасанович Ялышев — один из выдающихся представителей татарского купечества Петербурга. Он родился в селе Бутаково Нижегородской губернии и в начале 1890-х годов, как и многие его земляки, татары-мишары, переехал в Санкт-Петербург. Первое упоминание о Ялышеве на новом месте встречается в адресном справочнике «Весь Петербург» за 1894 год. Спустя несколько лет предприимчивый Хабибулла открыл на Крестовском острове ресторан «Крестовский сад». Этот ресторан возник на месте, где, по легенде, Петр I в 1724 году заложил камень в основание пивоварни, которую должны были построить два немца из Баварии — Карл и Фридрих. Однако вскоре царь умер, и пивоварня так и осталась в проекте. А на месте, где Петром был заложен камень

В мае 1912 года в Санкт-Петербурге, на территории Демидова сада, расположенного по адресу: Офицерская улица, дом 39 (ныне — улица Декабристов), был открыт первый в России Луна-парк.

Его основателем и владельцем был петербургский предприниматель, купец первой гильдии Хабибулла Хасанович Ялышев — один из выдающихся представителей татарского купечества Петербурга. Он родился в селе Бутаково Нижегородской губернии и в начале 1890-х годов, как и многие его земляки, татары-мишары, переехал в Санкт-Петербург. Первое упоминание о Ялышеве на новом месте встречается в адресном справочнике «Весь Петербург» за 1894 год. Спустя несколько лет предприимчивый Хабибулла открыл на Крестовском острове ресторан «Крестовский сад».

"Крестовский сад"
"Крестовский сад"

Этот ресторан возник на месте, где, по легенде, Петр I в 1724 году заложил камень в основание пивоварни, которую должны были построить два немца из Баварии — Карл и Фридрих. Однако вскоре царь умер, и пивоварня так и осталась в проекте. А на месте, где Петром был заложен камень, стали открываться рестораны и питейные заведения. Во второй половине XIX века это был ресторан «Крестовский сад», где подавали известное на всю столицу пиво. А в конце века ХХ на месте, где когда-то располагался «Крестовский сад», был построен пивной ресторан «Карл и Фридрих».

-3

Стоит отметить, что подобная не вполне соответствующая принципам ислама сфера бизнеса не была редкостью среди татар-мишарей. Сами спиртное не употребляя, они, тем не менее, считали возможным держать рестораны и трактиры. К числу таких предпринимателей принадлежал и Ялышев, специализацией которого стал ресторанный бизнес. При ресторане, принадлежавшем Хабибулле Хасановичу, обычно открывалась театральная сцена, где выступали подающие надежды актеры. Будучи женат на актрисе Кравченко, Хабибул Касьянович (так на русский манер стал зваться обрусевший Ялышев, которого коллеги-купцы запросто именовали Иваном Касьяновичем) покровительствовал начинающим актерам.

Открытие нового театра при Луна-парке состоялось после того, как Хабибулла Ялышев продал «Крестовский сад» и находящийся при нём маленький театр.

В декабре 1913 года там был показан футуристический спектакль по пьесе Маяковского, который, однако, провалился. Помимо театра при Луна-парке работали театр оперетты, мюзик-холл, варьете и два кинотеатра — «Дона Глория» и «Глория». Аттракционы были главным развлечением для публики, которая приходила в Луна-парк. Среди них были «Горная железная дорога», «Пьяная лестница», «Чертово колесо», «Бой у Гаваны» и другие.

-4

За время существования Луна-парка с 1912 по 1924 год здесь побывали сотни, если не тысячи горожан и приезжих. Поэт Александр Блок, живший поблизости, на Офицерской, катался по «Горной железной дороге» едва ли не каждый день.

«Гвоздем Луна-парка» была «Деревня сомалийцев». Сомалийцы в набедренных повязках вели здесь образ жизни настолько естественный, что у них даже рождались дети.

ай, не то)
ай, не то)
-6

Одно сомалийское дитя получило при рождении экзотическое имя Лунапарк. Африканские деревни к тому времени существовали во многих странах Запада. Так, например, в швейцарском городе Базель африканцев показывали в местном зоологическом саду со второй половины XIX века вплоть до 1935 года.

-7

Там, как и в Петербурге, также была воссоздана атмосфера настоящей сомалийской деревни. Сомалийцы были в первой половине прошлого столетия, пожалуй, самым популярным объектом для «человеческих зоопарков». Представители эфиопской расы, высокие, с правильными чертами лица, они вызывали восхищение у публики. В условиях петербургского климата «Деревня сомалийцев» в Луна-парке функционировала всего два-три месяца в году. Чем занимались сомалийцы в холодное время года в Северной столице, нам пока выяснить не удалось.

-8

Но едва ли стоит сомневаться в том, что предприимчивый нижегородский татарин Хабибулла Ялышев нашел им надлежащее применение и зимой…