19 августа 1612 года три женщины, проживавшие в английской деревне Самсбери, что в графстве Ланкашир - Джейн Саутворт, Дженнет Бирли и Эллен Бирли, предстали перед судом по обвинению в колдовстве, а также в других, не менее тяжких преступлениях. При этом в качестве обвинителя выступила - 14-летняя девочка Грейс Сауэрбаттс.
Нелепые обвинения
Грейс была первой, кто дал показания в зале суда. В своем заявлении она утверждала, что и ее бабушка, и тетя, Дженнет и Эллен Бирли, якобы умели превращаться в собак и что они "преследовали её и досаждали ей" годами. Девочка также утверждала, что они переносили ее на вершину стога сена за волосы, а в другой раз пытались при помощи магии заставить ее утопиться.
Грейс также утверждала, что ее бабушка и тетя вместе с Джейн Саутворт посещали шабаши, проводившиеся каждый четверг и воскресенье вечером в Ред-Бэнк, на северном берегу реки Риббл.
На этих тайных встречах они якобы встречались с "четырьмя черными существами, ходившими прямо, но все же не похожими на мужчин лицом", с которыми они ели, танцевали и занимались другими, скажем так, не менее интересными вещами.
Следующим давал показания Томас Уолшман, отец ребенка, якобы уб_итого и съе_денного обвиняемыми. Он подтвердил, что его ребенок у_мер неведомо от чего в возрасте около года. То есть выходило, что никто несчастного малыша не похищал и не уб_ивал. И что тот преждевременно ушёл из жизни вовсе не по причине чьего-то злого колдовства, а, скорее всего, из-за какой-то болезни.
Признание во лжи
Томас Поттс, клерк суда присяжных Ланкастера, пишет, что после выслушивания показаний многие из присутствовавших в зале суда были уверены в виновности обвиняемых. Когда же судья спросил трёх женщин, что они могут ответить на выдвинутые против них обвинения, те "смиренно упали на колени и попросили ради Бога допросить Грейс Сауэрбаттс".
Сразу после этих их слов "лицо этой Грейс Сауэрбаттс изменилось". Свидетели "начали ссориться и обвинять друг друга" и в конце концов были вынуждены признаться в том, что Грейс была подучена католическим священником, которого они называли Томпсоном.
Да и сама Грейс во время допроса призналась, что ее история была выдумкой. И что человеком, научившим, что говорить, был её дядя Кристофер Саутворт, он же - Томпсон, священник-иезуит , который скрывался от преследований в районе Самсбери.
Однако когда трех обвиняемых женщин спросили, почему это Саутворт сфабриковал против них улики, ни одна из них не смогла назвать других причин, кроме того, что все они "ходят в [англиканскую] церковь".
Завершение процесса
Процесс над предполагаемыми ведьмами продолжался два дня и был весьма необычен для Англии того времени.
Во-первых, потому, что женщины, обвинённые не только в занятиях чёрной магией, но ещё и в убийстве ребёнка и каннибализме, в итоге были полностью оправданы.
Согласитесь, что для судебной системы семнадцатого столетия это - довольно большая редкость. Ведь, например, в 1692 году во время Салемского процесса над ведьмами в американском штате Массачусетс ни один и ни одна из обвиняемых в колдовстве не был оправдан. А между тем Самсберийский и Салемский процессы разделяют ровно 80 лет!
Во-вторых, суд над самсберийскими "ведьмами" был необычен ещё и тем, что клерк суда Томас Поттс опубликовал в своих мемуарах "материалы" процесса. Так вот, если ему верить, то только в одном Ланкастере было казнено не менее 10 человек и ещё несколько в другом английском городе - в Йорке. Однако, как мы уже говорили, все три обвиняемых были тогда полностью оправданы.
Все обвинения, выдвинутые против них рассыпались в пух и в прах после того, как Грейс Сауэрбаттс была разоблачена судьёй первой инстанции как "инструмент лжесвидетельства в руках католического священника".
Кое-кто из историков и среди них Хью Тревор-Ропер считают, что этим трём женщинам несказанно повезло: на их счастье в Англии того времени шла борьба между англиканской и католической церковью. И что судья протестантского вероисповедания предпочёл бы, скорее, встать на сторону "ведьм", нежели поддержать обвинения католического священника, подучившего 14-летнюю девочку оклеветать её родственниц.
Вместо заключения
Ну, а теперь самое время объяснить тот факт, почему в семнадцатом столетии по Англии прокатился целый ряд громких судебных процессов над "ведьмами" и "колдунами".
Дело в том, что король Яков I, вступивший на английский престол в 1603 году, был человеком суеверным и верил в существование злых колдунов и ведьм. Более того, подозревал, что те злоумышляют против него, может быть, даже готовят самый настоящий заговор.
Надо ли удивляться тому, что уже на следующий год после его воцарения, в Англии был выпущен специальный указ, призывающий казнить тех, кого подозревали замешанным в чёрной магии или, тем более, в некромантии?
Однако, несмотря на свой страх перед враждебным колдовством, Яков I был человеком достаточно рассудительным, чтобы безоговорочно верить всем мнимым "доказательствам" представленных на судебных процессах наподобие того, что проводился над самберийскими "ведьмами". Король настолько скептически относился к подобным "уликам", что был готов лично изобличать все несоответствия в показателях свидетелей против некоторых из "ведьм".
Что же касается Ланкашира, в котором проживали Джейн Саутворт, Дженнет Бирли и Эллен Бирли, то в Англии семнадцатого века это графство пользовалось дурной славой.
Не только (и даже не столько) из-за ведовства, сколько по той причине, что сей район считался прибежищем всевозможных преступников и прочих асоциальных элементов. Англичане того времени считали, что если уж где-то в их стране и находится "гнездо" ведьм, то это место должно находиться именно в Ланкашире и без того уже печально известном своей неблагонадёжностью.