Найти в Дзене

Консерватизм. Почему не навсегда? Куда движемся? Сколько времени осталось?

Консерватизм назван идеологией переходного периода. Но почему гибридная идеология, коей без сомнения является консерватизм (поскольку стремится соединять отдельные элементы теистического мировоззрения с гуманистическими достижениями), является временной конструкцией и насколько может затянуться период перехода? И перехода от чего к чему? Эти вопросы давайте рассмотрим подробнее.

Переход от чего к чему? От теистического мировоззрения к гуманистическому. Что имеется в виду? В традиционных обществах, к которым относится и Россия, еще довольно сильны позиции теизма (христианства, ислама и других религий). Они значительно более сильны, чем в секуляризированной Европе и в целом в так называемой «западной цивилизации».

Однако теизм, некогда являвшийся главным смыслообразующим стержнем, на который опиралось все общественное устройство, замещается гуманистическим (читай, научным) миропредставлением на государственном уровне. Теистические же концепции переходят в сферу личного пользования. И это общемировой процесс, который идет где-то более, а где-то менее активно. Невозможно представить, чтобы в школах или ВУЗах преподавалась христианская (исламская или буддийская) теория сотворения мира, — разве что на занятиях, посвященных мифам народов мира, или специализированных факультативах вроде уроков православной культуры или чего-то подобного.

Но главное даже не в том, как человеческое общество будет представлять себе процесс возникновения мира (был ли он сотворен или каким-то образом возник сам собой), много важнее то, что гуманистическая мировоззренческая концепция изменила взгляд человека на самого себя и собственное место в мире.

Если в Российской империи люди, да и большая часть элит, искренне верили в вечное бытие человека, посмертное воздаяние за совершенные дела, слова и даже мысли, то сегодня гуманистическое (читай, научное) миропредставление лишено подобного взгляда на человека и его место в мироздании. И привить его сегодня может только семья. Но при этом неизбежен конфликт, заключающийся в том, что кто-то лжет (или наука, или родители). Либо родители обманывают, что есть Бог и воздаяние, либо лжет наука, утверждающая, что нет ни того, ни другого.

В такой ситуации воспитать человека прежней формации крайне сложно. Школа, наука, гуманизм формируют новый тип человека. Потому и выходит, что возврат к теистическому устройству общества по типу Российской империи уже практически невозможен. Люди другие. Окружающая среда – другая.

А значит, и теистические установки, которые пытается сохранять гибридная консервативная идеология, неизбежно будут подвергаться ревизии. Что имеется в виду. Разберем на примерах. Например, сегодня мы гордимся тем, что в отличие от западных стран сохраняем понятие семьи, состоящей из мужчины и женщины. Вот у нас семья, а там — не пойми что. И это так. Однако данная установка идет из Божественного откровения (сохраняющегося в священных книгах). Гуманист же может задуматься: если священные книги — это человеческая выдумка (сборник мифов и сказок), то есть ли рациональное объяснение этому.

И тут уже начинаются «интеллектуальные качели». С одной стороны, это нужно для продолжения рода. А если человек скажет: моя цель не в этом, а в поиске наслаждений, и почему меня загоняют в какие-то рамки? И гуманистическая концепция не даст однозначного ответа. Ведь нет Смотрящего, а значит, и нет ответственности — по мнению гуманиста, сторонника гуманистического или научного мировоззрения.

С точки зрения гуманизма, дозволено всё, что не нарушает уголовного или административного кодекса. Но если уголовный (или семейный, или гражданско-правовой, или какой-то иной) кодекс, написанный людьми, пока что-то запрещает, так это ведь пока. Человеческие законы меняются. Стоит лишь возникнуть достаточно сильному общественному давлению. Или смениться власти.

Или запрет на потребление наркотиков, или аборты, или преждевременное прекращение жизни (эвтаназия). Двигаясь путем поиска логических ответов, можно прийти к любому выводу, человеческий разум очень гибок и изобретателен. И так абсолютно во всем. Если теистическое мировоззрение вытеснит гуманистическое окончательно, то как сохранятся традиционные ценности, пришедшие к нам из священных книг теистического периода? Что и на каком основании следует запрещать человеку, если он лишь временно живущее на земле разумное животное, жаждущее наслаждения? Не причиняй вред другим – и делай что хочешь со своей жизнью. Разве не это утверждает современный западный либерализм? И с этой логикой сложно спорить. Поэтому и шествует либерализм по планете, отмечая свои победы радужными парадами.

Итак, ответ на первый вопрос: почему консервативная идеология является временной и переходной? Звучит так: потому что теистическое мировоззрение повсеместно вытесняется гуманистическим. В гуманистической системе координат человек – всего лишь разумное животное, за поступками которого никто свыше не наблюдает, и никаких воздаяний ему в посмертной жизни не готовит. Оно (разумное животное) живет недолго и исчезает навсегда. Поэтому его стремление к наслаждению – законно и логично. А с точки зрения либерализма свобода личности есть высший приоритет и мерило всех ценностей. Значит, человек волен делать всё, что пожелает со своей жизнью. Правда, мир несправедлив, и в этом мире не все равны. И это нормально (в либеральной системе ценностей). Более сильные, смелые, ушлые добиваются успеха, а слабые и безвольные естественным образом занимают худшие места под солнцем. Работает естественный отбор – важнейший аспект гуманистического мировоззрения.

Разумным животным человека считает также коммунизм и нацизм. Но коммунизм, в попытке реализовать принцип равенства, ищет возможность устранить страдания всех, тогда как либерализм лишь говорит о свободе, но допускает разделение, неравенство и естественный отбор, а значит, допускает возможность страдания «неудачников» — категории, в которую попадают слабые, недостаточно изворотливые или менее успешные.

Нацизм же в его фашистском варианте превозносит принцип естественного отбора, а вернее, отбора селекционного ради сохранения «лучших»! Лучшими же нацисты считают собственную нацию, свой народ или расу.

Отсюда следует ответ на еще один важный вопрос: куда всё движется? Ответ будет следующим: мы с вами являемся свидетелями перехода от разрозненных сообществ, в которых человек ощущал свою связь с миром и верил в свое бессмертие, к обществу разумных животных. Но чем будет руководствоваться это сообщество разумных животных? Станет ли новый мир сообществом счастья для всех (коммунизм), сообществом счастья для избранных (нацизм) или сообществом счастья для наиболее ушлых (либерализм), иное (если возникнет новая идеология) – зависит от того, какая идеология в итоге возобладает.

Как долго может продлиться переходный период? Во всем мире процесс может затянуться на несколько столетий. Если же брать отдельную страну, то здесь существует множество факторов, добавляющих неопределенности. И главная из них – насколько хватит внутренней крепости, позволяющей сопротивляться внешнему давлению. Ведь уже очевидно, что Россию хотят стереть с карты мира. Почему? Либерализм стремится победить и устраняет препятствия и конкурентов. СССР был сильным противником, и его не любили, но боялись. Россия для Запада противник более слабый. Надо полагать, что после развала СССР Запад надеялся, что Россия станет такой же безвольной страной, как страны Европы, отдаст свой суверенитет теневым элитам, устанавливающим правила для Западной либерально-симбиотической системы (см. предыдущие статьи). Когда же этого не произошло, и Россия решила вести свою суверенную политику, идущую вразрез с либеральной повесткой Запада, нас решили потереть с карты мира. И чтобы приблизить победу либерализма, и чтобы другим неповадно было. И этот фактор внешнего давления, нацеленного на уничтожение России, затрудняет прогнозирование. Ведь Россия может просто исчезнуть, если система не выдержит внешнего давления. Либо же под воздействием этого давления произойдет какая-то сложная трансформация. Или же будет происходить частичное разрушение государственности с частичной трансформацией идеологии. В любом случае, идеологическая трансформация России мне представляется неизбежной.

Фрагмент будущей книги об устройстве общества. (в процессе написания). А.Смирнов.