Найти в Дзене
КОСМОС

Не верьте этим четырем мифам о Титанике

Оглавление

Прошло 112 лет с того трагического утра 15 апреля 1912 года, когда затонул «Титаник». Более 1500 человек погибли в самой известной морской катастрофе в истории. С тех пор, как великий корабль ушел под воду, вокруг этого события возникло множество слухов, мифов и откровенной лжи. Многие из этих мифов только усилились благодаря успеху фильма Джеймса Кэмерона «Титаник» 1997 года. Где заканчивается правда и начинается миф? Давайте разберемся.

Титаник считался непотопляемым.

Наиболее распространенный миф о Титанике заключается в том, что все тогда верили в его непотопляемость. Это просто не так. White Star Line никогда не утверждала, что корабль был непотопляемым, хотя и владельцы, и строители называли его «практически непотопляемым». Основное внимание в маркетинге компании было уделено не мореходным качествам корабля, а его роскоши, и с учетом того, что билеты первого класса стоили от $1,700 до $50,000 в сегодняшних деньгах, это был разумный бизнес-ход.

Утверждение (и соответственно миф) о непотопляемости появилось только после того, как корабль затонул. Эта идея закрепилась в общественном сознании, когда Филип Франклин, глава офиса White Star Line в Нью-Йорке, впервые получил сообщение о столкновении Титаника с айсбергом. Франклин сказал журналистам: «Нет опасности, что Титаник затонет; этот корабль непотопляем». С этого момента слова «Титаник» и «непотопляемый» навсегда связаны.

Корпоративная жадность и/или халатность уменьшили количество спасательных шлюпок.

Нет сомнений в том, что на борту не хватало спасательных шлюпок для всех пассажиров; хотя корабль мог вместить 64 шлюпки, он имел всего 20. Это привело к обвинению, что либо жадность White Star Line (желание использовать пространство для других целей), либо простая халатность стали причиной этого. Однако, почти никогда не упоминается, что 20 шлюпок, которыми был оснащен Титаник, были на самом деле на четыре больше, чем того требовал закон того времени.

Британское морское законодательство 1912 года основывалось на валовом тоннаже судна, а не на количестве пассажиров. По этой методике, Титаник должен был иметь только 16 шлюпок, и хотя дополнительные четыре шлюпки были явно недостаточны для всех пассажиров, их было больше, чем требовалось по закону. Они просто следовали плохому закону, который был почти сразу изменен после крушения. Также следует отметить, что согласно тогдашним представлениям, спасательные шлюпки использовались для транспортировки пассажиров с аварийного судна на спасательное, что означало возможность многократных поездок. К сожалению, в этом случае такой вариант не был доступен.

Последняя песня.

Исторически верно, и это прекрасно показано как в фильме 1958 года «Ночь, которую нужно помнить», так и в фильме Кэмерона «Титаник», что оркестр на борту продолжал играть на палубе, когда корабль тонул. Однако невозможно подтвердить, что последней песней, которую сыграли музыканты, был гимн «Ближе, Господь, к Тебе». Пассажиры, которые сообщили, что это была последняя песня, покинули корабль задолго до его затопления, в то время как те, кто спасся в последних шлюпках, говорили, что оркестр играл популярные мелодии, чтобы успокоить пассажиров, что выглядит более логичным. Мы никогда не узнаем наверняка, и гимн, конечно, является более драматическим выбором. Однако бесспорно одно — мужество оркестра до самого последнего момента.

Действия старшего помощника капитана Уильяма Мердока

Восприятие общественностью старшего помощника капитана Титаника Уильяма Макмастера Мердока менялось на протяжении многих лет: его изображали и как героя, и почти как злодея. Последнее мнение закрепилось в общественном сознании спустя 85 лет благодаря изображению Мердока в блокбастере Джеймса Кэмерона 1997 года. В фильме Мердок застрелился после того, как застрелил нескольких мужчин-пассажиров, которые пытались попасть в спасательные шлюпки раньше женщин и детей. Хотя этот эпизод соответствует некоторым свидетельствам очевидцев, он вызывает серьезные сомнения.

-2

Мердок загружал пассажиров в шлюпки с одной стороны корабля, в то время как второй помощник Чарльз Лайтоллер делал то же самое с другой стороны. Однако у этих двух мужчин были разные интерпретации приказа капитана Э. Дж. Смита «сначала женщин и детей». Лайтоллер понимал его как «только женщин и детей», что означало, что мужчины-пассажиры не могли садиться в шлюпки. Мердок же трактовал приказ как «сначала женщин и детей» и позволял мужчинам сесть в шлюпки, когда женщин и детей больше не оставалось. Поэтому он смог быстрее запустить шлюпки на своей стороне и заполнить их до большей вместимости, чем Лайтоллер. Учитывая действия Мердока, идея о том, что он стрелял в мужчин за попытку попасть в шлюпки, кажется противоречащей его известным поступкам.

Более того, несмотря на многочисленные рассказы выживших, утверждающих, что он застрелил пассажиров, а затем себя, нужно учитывать источник этих утверждений. Кораблю «Карпатия», который спас выживших, понадобилось три дня, чтобы добраться до Нью-Йорка; за это время среди травмированных выживших распространялись истории, которые быстро превратились из слухов в принятые факты. Среди этих новых фактов были утверждения, что пассажиры были застрелены и что капитан Смит, Уильям Мердок и другие офицеры покончили с собой. Хотя было много опровержений, большинство из которых утверждали, что Мердок был смыт волной с борта Титаника незадолго до его затопления, для газет того времени история о убийстве/самоубийстве была гораздо более продаваемой.

Даже второй помощник Лайтоллер оспаривал эти слухи. Переместившись на сторону корабля, где находился Мердок, Лайтоллер утверждал, что он был одним из последних, кто видел Мердока живым, и написал, что Мердок пытался спустить складную шлюпку, когда корабль затонул. Это подтверждается свидетельствами пассажира первого класса полковника Арчибальда Грейси, который находился рядом с Мердоком в тот момент.

Нет сомнений в том, что действия Мердока по загрузке шлюпок помогли спасти многих из тех, кто выжил после крушения, и ни один из почти 100 свидетелей на расследовании в британском Совете торговли не упомянул о его самоубийстве. Но все это кажется неважным; именно драматическая версия Кэмерона закрепилась в нашей памяти. Моя надежда заключается в том, что читатели вспомнят слова Лайтоллера, написанные в письме вдове Мердока: «Мистер Мердок умер как человек, выполняя свой долг».

Существуют и другие мифы и легенды о Титанике и событиях 15 апреля 1912 года, но эти четыре являются одними из самых распространенных и требуют прояснения. Это была трагедия, которую никогда не забудут, и она заслуживает того, чтобы ее помнили правильно.