Мне, как преподавателю музыкальных дисциплин "не повезло".
Осознание первое. 5 лет.
Как себя помню, я пела всегда. Чаще "мурлыкала" про себя. Надо мной даже постоянно подшучивали по этому поводу. Я жутко стеснялась этого, но ничего не могла с собой поделать и "мурлыкала" дальше.
Пение было само собой разумеющимся, привычным и естественным состоянием.
Однажды мы были в гостях, и пока взрослые общались в комнате, мы, дети, играли с мячиком в коридоре: сидя на полу катали его друг другу. И я запела песню "Крейсер Аврора".
Что тут началось! Взрослые выбежали в коридор, принесли табурет и поставили меня на него. Дальше я ничего не помню. Возможно я пела, но страх и стресс от такого лавинного внимания взрослых стерли все, что было дальше.
Тогда я не понимала, отчего такое восхищение и внимание, с чего такая суета. ну пою и пою. Все так умеют.
Оказывается не все.
Осознание второе. 5-й класс.
Это было примерно в 5 классе. По телевизору шел концерт и я подпевала. Отец подошел и спрашивает: "Как ты так точно знаешь, когда надо запеть? Как получается, что поешь один в один с артистом, не отстаешь, не обгоняешь?"
Я опять в ступоре: так понятно же когда начинать и когда заканчивать фразу. Это же СЛЫШНО.
Оказывается не всем.
Осознание третье. Третий курс училища.
Еще будучи студенткой третьего курса вышла на работу в родную музыкальную школу. Коллеги, мои бывшие учителя, щедро поделились своими "часами", отдав пару уроков сольфеджио и мою первую в жизни ученицу по классу фортепиано. Облегченно вздохнув при этом...
Уже на первом занятии я воотчию увидела КАК это "не слышать" ритм, и не уметь повторить мелодию ни на клавишах, ни голосом.
Моя первая ученица, моя боль. В училище нам дали крепкую и сильную школу по музыкальной педагогике, методику я знала на зубок. Но этого оказалось недостаточно!
Я была растеряна: одно дело ЗНАТЬ теорию и ПОНИМАТЬ её, а другое дело ЧУВСТВОВАТЬ состояние ребенка, когда он просто не понимает чего от него хотят.
Дело усугублялось тем, что её мама открыто говорила, что у дочки нет слуха, и что она вообще "слабенькая". Кстати, эти ярлыки "слабенькая", "нет слуха", прикипели к ней уже с первого класса.
В итоге, девочка ничего не хотела. Тусклый взгляд, тихий безжизненный голос, ни тени улыбки. А я тут к ней с гаммами...
С этого момента начался мой преподавательский путь искателя.
Тем, у кого с рождения есть музыкальный слух, кому не пришлось с нуля развивать его, очень сложно понять и прочувствовать это состояние, когда совершенно не понятно как это петь "выше" или "ниже", что значит "попасть на нужный звук" и чем отличается мелодия, идущая вверх от мелодии, спадающей вниз.
И уже от этой точки, встав на один уровень с учеником, вы вместе познаете тайны музыки, постепенно, по кирпичику выстраивая фундамент для качественного скачка - момента, когда ученик сам начинает понимать, контролировать и осознанно управлять процессом музицирования.
Эпилог
Да, в этой истории был хеппи энд. Ученица закончила школу по классу фортепиано. А я получила колоссальный опыт по работе с детьми, которым с раннего детства ставят диагноз "нет слуха".
И сейчас, очень хочу обратиться к вам, дорогие родители, бабушки и дедушки!
Музыкальный слух - это то, что дается каждому ребенку. Это естественно, как умение дышать.
Но у всех он проявляется по-разному: кто-то с рождения "абсолютник", кто-то просто прекрасно слышит и поёт с чистейшей интонацией, а кому-то надо развивать эти навыки. И каким бы не был этот старт - важно то, что чувствует ребенок! Его интересы и желания!
Как распознать эти признаки, которые говорят о том, что Да, ребенку точно нужно заниматься музыкой я описала в своей статье. Обязательно почитайте, и если хотя бы один из пунктов совпадает - запишите его в музыкальную школу.
Занятия музыкой - это не только про игру на инструментах или пение. Не только про расширение кругозора. Это мощнейшая прокачка мышления, речи, мыслительных процессов в целом. Об этом поговорим завтра.
Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать как занятия музыкой становится чит-кодом для перехода на новый уровень мышления.