Найти тему
Локос

Как привлечь новых покупателей в розничный магазин?

Оглавление

Повышать продажи в розничном магазине можно различными способами, но наиболее эффективным для бизнеса будет решение привлекать новых клиентов. И здесь возникает сразу несколько задач. Нужно сделать так, чтобы о вашем ассортименте, конкурентных преимуществах, скидках, программах лояльности узнали не просто все подряд, а потенциальные покупатели из числа целевой аудитории. Посетители должны найти то, что им нужно в вашем магазине – и не только товары, но и те же бонусные программы, приятную атмосферу, располагающую к покупкам.

Превратить посетителей магазина из числа потенциальных покупателей в реальных покупателей – только половина дела, ведь нужно, чтобы клиенты возвращались снова и снова, а их средний чек только увеличивался. Узнаем, как привлечь покупателей в магазин, и что нужно, чтобы увеличивать продажи розничного магазина.

Что такое розничный магазин?

-2

Розничный магазин – магазин, в котором продажа товаров осуществляется конечному потребителю для личного некоммерческого использования. Может располагаться в отдельно стоящем здании или на цокольном, первом этаже жилых, нежилых домов, в торговых центрах. В общем случае состоит из торгового зала, зоны касс, складских и служебных помещений.

Торговая точка – место, где организована продажа товаров. Это может быть небольшой прилавок в торговой галерее бизнес-центра или подземного перехода, киоск, остановочный комплекс.

Если магазин действующий, то у него уже есть постоянные покупатели, и для предпринимателя будет важнее узнать, как повысить продажи в магазине, в т.ч. и за счет увеличения количества покупателей. Особенности привлечения посетителей в этом случае:

  • Магазин так или иначе известен целевой аудитории.
  • Для привлечения новых клиентов можно внедрять скидки, распродажи, программы лояльности.

Другое дело, когда магазин только открывается. Как привлечь покупателей в новый магазин одежды, продуктов, электроники? Здесь особенности будут следующими:

  • Потенциальным покупателям о розничном магазине ничего неизвестно, и потребуется широкая рекламная кампания, в т.ч. с привлечением раздаточного материала, рекламы на ТВ или в интернете, использование красивых вывесок, возможно – баннеров (растяжек) с информацией об открытии.
  • Если при первом посещении покупателей что-то не устроит – ассортимент, планировка, сервис, то повторно они могут не вернуться. Поэтому в первое время нужно уделить особое внимание оформлению магазина, выкладке товаров, расположению торгового оборудования, сервису.

Кто-то из предпринимателей может подсознательно испытывать страх перед открытием нового магазина – особенно продуктового, ведь в каждом регионе России помимо многочисленных «магазинов у дома» есть крупные торговые сети.

Первый розничный супермаркет «Магнит» был открыт в Краснодаре в 1998 г., и основатель сети Сергей Галицкий первое время развивал присутствие исключительно на юге, стараясь избегать конкуренции с крупными розничными сетями. По состоянию на 2023 г. у компании свыше 28 тыс. торговых точек в 67 регионах России. А начиналось ведь все так, как и в любом другом бизнесе – с открытия нового магазина и привлечения первых клиентов.

Что влияет на посещаемость и продажи в розничном магазине?

Почему в одну торговую точку покупатели чуть ли не выстраиваются в очередь, а в другой – и 2-3 посетителя в сутки уже достижение? Как привлечь покупателей в магазин одежды и заставить их совершать покупки, а не только изучать ассортимент?
Есть несколько факторов, влияющих на посещаемость и продажи. Рассмотрим эти факторы, и определим, какие методы помогут повысить продажи за счет привлечения новых клиентов.

Расположение

Продукты покупают каждый день, стройматериалы и садовое оборудование, инвентарь, технику – намного реже. Соответственно, продуктовый магазин должен быть в шаговой доступности от мест проживания, работы или учебы. Тот же магазин строительной и садовой техники может располагаться в спальном районе или даже на окраине города.

Вывески и навигация

Отметим следующее:

Путь к магазину

Покупатели из числа пешеходов и водителей должны легко найти путь к магазину, поэтому уличные навигационные вывески и знаки лучше устанавливать заранее – за 100-200 м от поворота или местонахождения торговой точки.

Входная группа

Входная зона должна быть заметной, и оформленной в соответствии с особенностями конкретного бизнеса. Даже, если магазин работает всего 1-2 часа после наступления темноты в темное время, не стоит экономить на вывеске с подсветкой. Вход в магазин должен быть хорошо освещен, ступени, облицованные плиткой – с антискользящим покрытием. Если у покупателя есть выбор, куда отправиться за продуктами, когда на улице снег или гололед, то он пойдет в магазин, где явно не поскользнется и не получит травму.

Указатели

В торговом зале покупателю будет проще ориентироваться, если есть указатели – обычно это пластиковые подвесные таблички с направлением и названием отдела, продукции, но могут быть и напольные стикеры.

Лучшая вывеска – это сам товар. Если у магазина большое остекление, то фасад можно использовать для рекламы самых привлекательных товаров – например, манекены с платьями, костюмами из последних коллекций, новые поступления смартфонов, аппетитную выпечку и т.д.

Ассортимент

Если нужно понять, как привлечь покупателей в магазин продуктов за счет ассортимента, то отметим следующее:

  • За хлебом, закусками, молочной, кондитерской продукцией, минеральной водой, соками покупатели отправятся в магазин у дома, а не в супермаркет или гипермаркет.
  • В крупных продуктовых магазинах желательно выкладывать товары разных ценовых категорий – как недорогие, так и премиальные продукты.
  • Сопутствующие продажи помогают повысить средний чек – в магазине чая можно найти место для выкладки печенья, зефира и иных сладостей, а также для заварочных чайников, чайного сервиса для чайных церемоний.

Внутренняя обстановка

Прежде всего, магазин должен иметь свой фирменный стиль даже в случае, если это небольшая торговая точка, не относящаяся к сети.

Фирменный стиль – это цветовое оформление (помещения, торгового оборудования, входной зоны). Контрастные цвета лучше всего запоминаются, поэтому их комбинация чаще всего встречается у крупных торговых сетей при оформлении вывесок, входных зон, торговых залов.
Следующее касается планировки с учетом размещения тех или иных товаров.

Грамотная выкладка товаров с учетом психологии покупателя поможет существенно повысить продажи.

По данным ВЦИОМ 57% респондентов совершают импульсивные покупки, и 82% из опрошенных не видят в этом вреда. 22% покупателей не составляют списка покупок вообще, а 53% составляют, но только 21% респондентов строго придерживаются этого списка.

Импульсивные покупки совершаются спонтанно, но нужно подтолкнуть посетителя магазина к приобретению товаров, а для этого они должны быть не только заметны, но и правильно разложены в торговом зале.

Как повысить продажи в магазине одежды посредством правильного размещения витрин? Все новинки лучше располагать в глубине торгового зала. В начале зала – одежду на распродаже. Вблизи касс хорошо продаются аксессуары. На пути от входа к дальней стене – текущие коллекции. На видных местах в отдельных островных зонах – дорогостоящая одежда, брендовые вещи.

Опять же, если это магазин одежды, то нужно больше зеркал в зале, тогда как в продуктовом магазине зеркальные поверхности будут только раздражать покупателей – множество мелких товаров при многократных отражениях вызывают ощущение хаоса и беспорядка.

Несколько моментов относительно выкладки товаров:

  • Самые ходовые товары нужно размещать на уровне глаз покупателя.
  • Товарные группы должны стимулировать перекрестные продажи.
  • Привлекайте внимание покупателей к товарам посредством ярких стикеров с заметными скидками (-25%, -50%).

Музыкальное оформление

Есть ли музыка для магазина, привлекающая покупателей?
Да, и она обязательно должна соответствовать направлению деятельности, стилю магазина.

Логично, если в торговой точке, реализующей восточные сладости, будут звучать легкие восточные мотивы. В семейных магазинах, где представлены как продукты, так и непродовольственные товары, лучше всего транслировать в эфире музыку без слов или какие-то нейтральные песни, чтобы не отталкивать посетителей из разных возрастных групп.

-3

Музыка для магазина, повышающая продажи, не может звучать из любой колонки. Для музыкального оформления розничных магазинов, когда необходимо привлечь новых покупателей, используется специальная акустическая система – т.н. трансляционная.
Ее особенности:

  • Возможность вещания разных композиций в различных залах, помещениях.
  • Интеграция в систему оповещения и управления эвакуацией.
  • Трансляция как заранее записанных треков и рекламы, так и объявлений в режиме реального времени.

Самообслуживание и интернет-магазин

-4

Если это крупный магазин продуктов с несколькими залами, паркингом, т.е. не подходящий под определение «магазин у дома», то важно, чтобы внутри нашлось место для точек самообслуживания.

Как привлечь покупателей в продуктовый магазин в таком случае? Можно сразу при входе или в торговом зале вблизи касс обозначить места, где покупатель может самостоятельно выложить товар, провести его и оплатить.

Интернет-продажи, когда клиенты через сайт или мобильное приложение оформляют заказ, а потом просто забирают его и оплачивают в магазине, стали пользоваться повышенным спросом в последнее время. Точки выдачи могут располагаться вблизи касс, но нельзя перекладывать функцию точки выдачи на обычную кассу – ведь покупки онлайн совершаются ради экономии времени, и человек, сделавший заказ, посещает магазин только чтобы забрать и оплатить покупки, не теряя драгоценное время.

Рекламные кампании

Чтобы эффективно продавать товар, нужно сообщить покупателю о причинах, почему он должен сделать покупки именно у вас. Оповещение о текущих акциях, бонусах, скидках, об открытии новых точек, где покупателям предоставляются дополнительные выгоды, информация о новых поступлениях – все это рекламные кампании.

Основные виды рекламных кампаний для розницы:

Реклама на ТВ, радио, в интернете, общественных местах

Трансляции рекламных сообщений охватывают максимум аудитории, но, к сожалению, не только целевой. Стоимость рекламного сообщения высокая, хотя и конверсия порой тоже достигает заметных показателей.

Элементы наружной рекламы

Сюда относится все, что может привлечь внимание потенциальных клиентов – вывески, баннеры, штендеры, стикеры, даже граффити на асфальте или воздушные шары с рекламой.

Раздаточные материалы

Плюс в том, что раздавать листовки и флаеры можно, во-первых, тем, кто подходит под «портрет покупателя» конкретного магазина (матери с детьми, студенты, офисные работники, строители и мастера и пр.), а, во-вторых, там, где будет большое скопление людей из числа целевой аудитории (территория вблизи учебных заведений, пешеходные переходы у бизнес-центров и пр.).

POS-материалы

Рекламные материалы, размещаемые непосредственно в точках продаж у витрин или на кассах. Необходимы для дополнительного привлечения внимания покупателей – это может быть какая-то интересная информация из разряда «А знаете ли вы, что…» или статистика о пользе того или иного продукта. Простой и действенный способ, как повысить продажи в магазине продуктов без дополнительных затрат на рекламу, поскольку POS-материалы предоставляют производители или поставщики.

Магазин низких цен «Светофор» в Ростове-на-Дону при открытии новой торговой точки всегда запускает рекламу в лифтах. На стикере содержится информация об адресе со схемой проезда, акциях и скидках, в т.ч. с фото товаров. Рост потока покупателей составляет до 40%.

Результат приносят и следующие рекламные кампании:

  • Проведение мастер-классов в магазине – например, от стилиста в магазине одежды или косметики, от шеф-повара известного ресторана в продуктовом, кондитерском магазине.
  • Презентации в торговом зале – дегустация закусок, вин, соков, колбас в магазине продуктов, викторины и конкурсы в магазине книг, модный показ в бутике, демонстрация эффективности моющего средства в торговой точке по продаже бытовой химии и т.д.

Программы лояльности

Программы лояльности – это акции, скидки, бонусные карты и другие инструменты маркетинга, помогающие привлекать клиентов. Могут распространяться только на новых покупателей и только ограниченный период, или получить ту же карту на скидки можно в любое время, купив товары на определенную сумму.
Конечно, выпуск карт – прерогатива крупных торговых сетей. Небольшой магазин у дома может использовать другие программы лояльности:

  • Скидки на продукты, у которых подходит к концу срок годности.
  • День определенного продукта – например, рыбная среда или мясная пятница, когда цены на конкретные товары и продукты снижены.
  • Небольшие подарки – к примеру, при покупке нескольких упаковок пива пачка сухариков в подарок (чаще это программы лояльности не самого магазина, а поставщиков, но владельцы торговых точек тоже могут их запускать).

Исследование целевой аудитории

Невозможно привлечь новых покупателей, если вы не знаете, кто они. Составление «портрета покупателя» – первоочередная задача, решать которую можно следующими способами:

  • Опросы и анкетирование – в интернете, по телефону, в местах массового скопления людей.
  • Изучение конкурентов, их предложений – можно пройтись по магазину конкурента, посмотреть, что ищут и что покупают его посетители.

Торговое оборудование

Даже в небольшом киоске на остановке есть витрины, полки, торговое холодильное оборудование, а в относительно крупном магазине такого оборудования и мебели будет насчитываться десятки видов. Конечно, конкретное торговое оборудование подбирается с учетом специфики магазина – для бутика важны ростовые зеркала, тумбы, вешалки разных видов, для продуктовых магазинов – холодильные витрины, морозильные лари и шкафы, бонеты. В торговых точках, реализующих непродовольственные товары (бытовая химия, парфюмерия) – застекленные и открытые витрины, витрины-горки, полки.

Как можно повысить продажи?

Итак, мы немного узнали о том, как повысить продажи в розничном магазине, как привлечь новых покупателей. Но не забывайте, что привлечь и удержать – это разные вещи. База клиентов должна расти не из-за того, что вам приходится постоянно искать новых покупателей по всем возможным каналам, но и за счет сохранения постоянных клиентов.
Для повышения продаж товаров новым и действующим клиентам можно воспользоваться следующими рекомендациями:

Время от времени стоит менять выкладку продукции

Те, кто постоянно посещают магазин, часто заходят в него, забирают со знакомой полки батон или газированную воду из холодильника, расплачиваются и уходят. Средний чек не только не растет, но и снижается.

Персонализируйте предложения

Запущена программа лояльности, выдали бонусные карты новым покупателям? Не забудьте сделать для них «персональное» предложение – например, скидка до 25% при покупках в день рождение.

Постоянно улучшайте сервис

Создавайте такие условия, чтобы клиенты хотели к вам возвращаться. Установите дополнительные ячейки камер хранения, если их постоянно не хватает, расширьте проходы между стеллажами, чтобы покупателям было комфортно тут ходить, и сделайте навигацию, чтобы можно было легко находить нужную товарную группу.

Используйте разные каналы взаимодействия с клиентами – «холодные» звонки и перекрестные продажи по телефону, рассылки на Viber или в Telegram, SMS или e-mail. Покупайте и устанавливайте только надежное и качественное торговое оборудование, с которым не возникнет проблем во время эксплуатации. Тщательно изучите целевую аудиторию – проводите опросы и анкетирование, наладьте обратную связь, чтобы стать ближе к клиентам.
Наконец, не стремитесь повысить продажи только за счет роста клиентской базы, ведь это лишь один из немногих способов.

-5

Ознакомиться с нашими товарами или заказать звонок специалиста вы можете на нашем сайте: Нажми для перехода

Или обратившись в наши магазины по адресам:
ул. Свердловский пр-т, 39
Телефон: (351) 225-00-41
ул. Комсомольский пр-т, 94
Телефон: (351) 723-02-41
г. Миасс, ул. 8 марта, 189
Телефон: (351) 357-04-54