Из работ Л.Н. Гумилёва, (особенно известна монография «Этногенез и биосфера Земли» 1989 год) в научный и околонаучный оборот внедрён термин «Пассионарий».
Желающих получить полную авторскую версию переадресую к указанной книге, но для начала нашего разговора процитирую определение из Википедии:
Пассионарность — избыток биохимической энергии живого вещества, порождающий жертвенность, часто ради иллюзорных целей. Пассионарность — это непреодолимое внутреннее стремление к деятельности, направленное на осуществление каких-либо целей. Цель эта представляется пассионарной особе ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни, счастья современников и соплеменников. Она не имеет отношения к этике, одинаково легко порождает подвиги и преступления, творчество и разрушение, благо и зло, исключая только равнодушие; она не делает человека героем, ведущим толпу, ибо большинство пассионариев находятся в составе толпы, определяя её потентность в ту или иную эпоху развития этноса.
Понимание пассионарности у Л. Н. Гумилёва несколько различается в разных работах. По сути, это социально-историческое явление, характеризующееся появлением в ограниченном ареале большого числа людей со специфической активностью (пассионариев). Мера пассионарности — удельный вес этих пассионариев в социуме. Часто под пассиона́рностью понимают наследуемуюхарактеристику, определяющую способность индивида (и группы индивидов) к сверхусилиям, сверхнапряжению. Сам основоположник пассионарной теории этногенеза приводил примеры, но о природе и сущности пассионарности не говорил. Гумилёв лишь указал, что пассионарность индивида по сути является психологической переменной и зависит, вероятно, от мутаций, вызываемых космическим излучением «Каков характер этого излучения? Здесь мы можем строить только гипотезы. Их две. Первая – о возможной связи пассионарных толчков с многолетней вариацией солнечной активности, обнаруженной Д. Эдди. Вторая гипотеза – о возможной связи со вспышками сверхновых» (Л. Н. Гумилёв «Конец и вновь начало»).В современных исследованиях личностные проявления пассионарного поведения получили название Вигоросность.
Понятие Пассионарности является полунаучным. Причин этому вижу две:
- описывая Хазарский Каганат, Гумилёв недостаточно почтительно высказался о роли евреев. Этого вполне достаточно, чтобы похоронить менее яркую научную карьеру.
- версия о космических лучах выглядит слишком умозрительной и очень похожа на наукообразное определение «Божьего промысла» (прочертил пассионарную линию на поверхности Земли взмахом длани). То есть Гумилёв причину возникновения вскрыть не смог.
Кроме того термин «избыток биохимической энергии живого вещества» представляется мне художественным образом, не больше. (Хотя, что такое бурление энергии знают все. Проходили в пубертатном периоде).
Тем не менее, факт имеет место быть. Действительно мы имеем людей, чьё поведение в течение всей жизни, а не только в подростковом возрасте вполне согласуется с теорией в части результата, хотя причина остаётся нераскрытой.
Пассионариев от обычных людей отличают следующие черты:
- повышенная активность, предприимчивость;
- готовность нести жертвы ради идеала, наперекор инстинкту выживания, то есть с точки зрения обывателя склонность к неоправданному риску;
- пренебрежение к общепринятым правилам, что влечёт за собой изменение этих правил;
- пассионарность есть рецессивный, угасающий признак;
В случае если пассионарии сбиваются в стаи, результатом их действия последовательно становятся завоевательные походы, расцвет цивилизации, возникновение империй, аккумулирование значительных материальных благ.
Но для того, чтобы приступить к выполнению этого грандиозного плана, нужны ресурсы. Прежде всего – людские. Поэтому давайте поговорим, откуда берутся эти самые людские ресурсы (не в смысле физиологии)?
Для того чтобы начать завоевательный поход нужны в достаточном количестве воины. Иначе соседи просто задавят числом. Уж на что круты были Спартанцы, а Пелопонесскую войну проиграли.
Для того чтобы построить цивилизацию, нужны профессиональные администраторы – жрецы, сборщики налогов, судьи. Цивилизации нужны люди свободных профессий - певцы, музыканты, сказители, учителя, философы, а ещё производители роскоши, архитекторы, резчики по камню, краснодеревщики и т.д.
Для того чтобы среди земледельцев, скотоводов и рыболовов появились все эти люди, нужен избыток ресурсов. Если человек всё время бодрствования занят борьбой за выживание, ему не до цивилизационных изысков. Следовательно, очаг цивилизации способен зародится только в том случае, если этнос оказывается в благоприятных условиях, когда земледелец/скотовод без чрезмерных усилий способен прокормить не только семью, но лиц иных профессий, не связанных добычей пищи. И ещё у него остаётся достаточно личного времени для отвлечённых размышлений и праздного общения.
В этих условиях нет острой необходимости ради выживания замыкаться в общинах или кланах, строго регулирующих поведение членов. Все конкурируют со всеми. Сильный, смелый, умелый выделяется благосостоянием (заработал, отнял, неважно). Лучшие самки его. В том числе потому, что он в состоянии их прокормить. Он разбрасывает свой генофонд не скупясь, порождая таких же, как сам. Это эпоха героев. На их фоне трудолюбивые и тихие выглядят бледно и не определяют пути развития цивилизации, только лишь оплачивая его.
Гумилёв приводит такие цифры:
150 лет инкубационного периода, затем 200 лет подъёма.
Что это означает?
Для иллюстрации составил небольшую таблицу скорости прироста населения в год. Весьма приблизительную, но дающую наглядное представление о проблеме:
Повторюсь, цифры очень приблизительны и призваны дать только понимание масштаба явления.
Как видим, предоставление мало-мальски сносных условий существования позволяет этносу, в указанные Гумилёвым сроки, достичь подавляющего превосходства над соседями и полного доминирования в регионе.
Но за всё надо платить. В отсутствие внешней угрозы, при обильном питании численность социума увеличивается быстрыми темпами до такого уровня, когда нагрузка на биосистему становится критической.
В этом случае включаются природные защитные механизмы регулирования.
Если социум изолирован, регулирование численности осуществляется посредством внутренних войн, возвращения голода, каннибализма (вспомним острова Тихого океана), иногда кастрации (отголоском этого считается обряд обрезания). Если нет, к этому добавляются внешние войны и болезни.
Племя, победившее и съевшее врагов, получает передышку. Но рано или поздно снова заполняет собой всю экосистему. А начинать междоусобицу сплочённому былыми победами народу как-то неудобно. И тут на повестку дня выступает внешняя экспансия за пределы исторически сложившегося ареала.
То есть причины начала экспансии не имеют никакого отношения к космическим лучам, а обусловлены совершенно объективными причинами.
Рассмотрим 1-й Гумилёвский пассионарный толчок.
I (XVIII век до н. э.). 1. Египтяне-2 (Верхний Египет). Крушение Древнего царства. Завоевание гиксосами Египта в XVII в. Новое царство. Столица в Фивах (1580 г.) Смена религии. Культ Озириса. Прекращение строительства пирамид. Агрессия в Нумибию и Азию. 2) Гиксосы (Иордания. Северная Аравия). 3) Хетты (Восточная Анатолия). Образование хеттов из нескольких хатто-хуритских племен.
Мы видим три одновременно сформировавшихся ареала племён. Сильно ли они отличаются друг от друга?
Египет – узкая приречная полоса земледелия, зажатая пустыней. Гиксосы – ограниченные по территории кочевья. Хетты - гористая местность и нехватка пахотных земель. Везде хороший средиземноморский климат, по сравнению с Россией просто мечта. Но вот территориально ареал ограничен либо естественными препятствиями, либо соседями.
В итоге каждый из трёх народов прошёл три этапа:
На 1-й стадии – избыток продукта, позволивший возникнуть росткам цивилизации. По терминологии Гумилёва жизнь тихого обывателя, адаптированного к биоценозу. Попадание этноса в такие тепличные условия и есть начало пассионарного толчка.
На 2-й стадии подъём активности, рост численности. Намечающаяся нехватка ресурса требует совершенствования технологии добычи пищи, ремёсел, что даёт толчок технологиям, превышающим уровень соседей, находящихся в начальной стадии. Но рано или поздно начинается внутренняя борьба, консолидация племён, но не взаимоистребление по причине достаточной цивилизованности.
На 3-й стадии вынужденная внешняя экспансия. Акматическая фаза. Использование передовых технологий. Победа или смерть.
Если очень коротко, то Гиксосы исчерпали ресурсы первыми и захватили нижний Египет. Но в итоге египтяне превзошли их числом и не только изгнали, но и сами двинулись в Палестину, где схлестнулись с Хеттами, начавшими встречное движение на юг. Там две цивилизации, попав в патовую ситуацию, заключили мир и занялись самоистреблением вплоть до исчезновения одного и впадения в фазу обскурации другого.
В историю и в теорию вошли только народы - победители. Проигравшие либо сгинули, либо, что кажется мне более вероятным, влились в состав победителей.
А теперь поговорим о субъективном факторе.
Чтобы экспансия увенчалась успехом, её должны осуществлять не простые люди.
Причин, подвергнувших людей к перемене мест несколько.
- Племена охотников могут кочевать за стадами дичи
- Кочевники перебираются с выпаса на выпас
- Земледельцы, использующий подсечный метод расчищают новые участки.
Но это всё перемещения в рамках ареала.
Кардинальная смена происходит в случае природного катаклизма или избыточного населения. И в этом случае контингент совершенно разный.
В первом случае откочёвывают племена целиком с детьми, стариками. (Последнее такое переселение народов в нашей стране - Калмыки). В случае конфликта с соседями племя идёт на племя. Используется стратегия сохранения племени. Биться до последнего война никто не будет, ибо кому-то надо позаботиться о женщинах и детях. В результате проигравший либо погибает, либо ослабленный уходит в неизвестность.
Иная ситуация, когда уходит излишнее население. Кто уходит? Молодёжь. Причём не просто молодёжь, а самая сильная, выносливая и, главное, бесстрашная. А именно такая молодёжь, хоть и по другому поводу, описана в книге «Трактат о любви» Бориса Шипова. То есть речь, по его терминологии идёт о высокопримативных особях - существах активных, бесстрашных, действующих на инстинктах, для которых понты дороже денег, не выбирающих средства для достижения целей и не мучающихся угрызениями совести.
Согласитесь, нападение такой стаи приматов на мирное племя куда как разрушительней обычного пограничного столкновения.
В итоге мужское население соседей уничтожается, а женщины оплодотворяются, порождая столь же высокоранговое потомство.
А если на фоне успеха первой волны вдогонку ринутся другие молодые самцы, их экспансия будет расходиться в стороны подобно цунами и сдерживаться только географическими факторами.
Если посмотреть Гумилёвские пассионарные толчки, все они произошли в местах более-менее пригодных для существования.
Не зафиксированы толчки в Сахаре, на Крайнем Севере, Урале, Джунглях Конго или Индонезии.
А ещё пассионарные линии неплохо соответствуют линиям изотерм, которые, как известно, вовсе не повторяют параллели. Все эти линии идут до главной изотермы – изотермы нулевой среднегодовой температуры, не пересекая её.
Я далеко не первый, кто обратил внимание на это сходство. Но другие авторы привязывают его опять-таки к космической теории – озоновым дырам, атмосферным окнам и вспышкам на солнце. А космическая теория ослабляется тем, что сопоставление кривой солнечной активности и датировка пассионарных толчков весьма затрудняют выведение какой-либо убедительной закономерности.
Я же считаю, что комфортные условия проживания являются необходимым (хотя и недостаточным) условием пассионарного толчка, который на самом деле означает появление благоприятных условий, способствующих росту высокопримативного населения с последующим выбросом избыточной части за рамки первичного ареала.
Возникает вопрос, почему эти выбросы разнесены во времени?
Вижу причину в следующем:
Даже проживая в комфортных климатических условиях можно жить в некомфортной обстановке. Постоянные войны с соседями могут регулировать численность не хуже голода и болезней, снижая нагрузку на экосистему. Кризис может быть отложен на века по причине резкого повышения продуктивности земледелия (изобретение плуга и ирригации).
Те же самые викинги начали экспансию на материк вплоть до Сицилии потому, что голод стал непременным атрибутом жизни несмотря обретённую в борьбе с природой физическую мощь и крепость духа.
И вот тут мы подходим к Гумилёвским фазам угасания пассионарности.
Представьте ситуацию: Пассионарии, а на деле голодные приматы, захватили страну и женщин. Война кончилась. Еды хватает всем. Воевать не с кем и незачем. Куда девать лишнюю энергию?
Вспомним, как решалась проблема избыточного количества благородных, но нищих шевалье во времена Ришелье? Мушкетёры самозабвенно резались с гвардейцами кардинала. Вот уж у кого тестостерон из ушей тёк.
Что получилось в итоге? Многие умерли в молодости не оставив такого же буйного потомства. А крестьяне с горожанами оставили по 5-6 детей. В итоге остановить Французскую революцию оказалось некому. Д’Артаньяны с Рошфорами истребили друг друга.
Создание империи или даже просто сильного процветающего государства означает прекращение внутренней смуты и перенесение конфликтов на внешние границы. Именно туда мигрируют альфа самцы в поисках славы и богатства. Там же и гибнут, снижая соответствующий процент. А трудяги живут, активно размножаются и начинают формировать мораль общества, осуждающую те проявления характера, что некогда и привели к возникновению этого процветающего государства.
Через столетия количество желающих жертвовать сытой жизнью становится меньше чем желающих полюбовно договориться (фаза надлома). И государство имеет все шансы пасть под напором соседей, чей уровень пассионарности (примативности) оказался выше (фаза обскурации).
И тут никак не обойтись без примеров из истории (Общепринятой) нашего многострадального Отечества.
Гумилёв выделил нам собственный пассионарный толчок в 13 веке:
Великороссы. Исчезновение Древней Руси, захваченной Литвой (кроме Новгорода). Возвышение Московского княжества. Рост служилого сословия.
Если считать с середины 13 века, то получается следующая картина:
Совпадение теории с реальной историей просто потрясающее.
Правда есть у меня нехорошее подозрение, что периодизацию делал Гумилёв на основании, прежде всего, Российской истории.
Более того. Столь точное определение временных промежутков для этапов развития абсолютно разных цивилизаций вызывает большие сомнения. Уж очень это похоже на подгонку истории к Прокрустовому ложу нумерологии. В реальности темпы развития разных народов не могут не отличаться.
К этапам развития России у меня вопросов нет. Но давайте повнимательнее рассмотрим дату толчка.
Каким образом связан пассионарный толчок с Монгольским завоеванием? Может это просто случайное совпадение из-за того, что монголы начали двумя веками раньше и оказались на территории Руси в силу собственной логики развития?
Я полагаю, что разорение Древней Руси и есть тот самый пассионарный толчок. Каким образом? Всё очень просто. Да, были многочисленные жертвы и развитие цивилизации застопорилось. НО! Но в Северо-Восточной Руси, попавшей под вассальную зависимость от Сарая, прекратились княжеские междоусобицы. Внешние войны были, но резня феодалами друг друга прекратилась. (Вспомните, как Суздальцы запросто, по-соседски отправились пограбить Новгородцев, и что из этого предприятия вышло?). Соперничество Москвы и Твери не в счёт. Оно далеко не было столь кровавым, как рознь Рюриковичей веком раньше.
Прекращение непрерывной войны всех против всех с непременными атрибутами в виде голода и запустения привело к увеличению прироста населения на порядок.
Почему веками Московское княжество вело вполне успешные войны с Польшей и Великим княжеством Литовским, каждое из которых было богаче и многолюднее Московского? Потому что Москва, столкнувшись с перенаселением на скудных пахотных землях, оказалась способной единовременно мобилизовать большее количество пассионариев – людей готовых с оружием в руках завоёвывать жизненное пространство.
И процесс этот только развивался.
15-18 веках Московское княжество активно расширялось став сначала Царством, а затем и Империей. В это время служилое дворянство было в прямом смысле служивым. Старший унаследовал имение, младшие искали пропитание во вне. Новиков сажали на землю на границе Дикого Поля. А когда территория осваивалась, граница Дикого поля переносилась дальше. Тем самым внутренние территории всё меньше подвергались разорению. Ослабление внешней угрозы (покорения Казанского и Астраханского ханств) и прекращение княжеских междоусобиц привело к интенсивному росту народонаселения, что ещё больше способствовало расширению границ.
Но к концу 18, началу 19 века Россия практически достигла пределов экстенсивного развития. На повестку дня встал вопрос интенсивности.
По здравому размышлению я изменил отношение к отмене обязательной пожизненной воинской службы для дворян.
Теперь помещики занялись сельским хозяйством, выполняя для общества ту роль, что сегодня отводится фермерам (разумеется с поправкой на реалии того времени).
Побочным эффектом стало ослабление боевого духа, меркантилизация и общая леность. Молодых помещиков на подвиги уже не тянуло.
Вспомним Пушкинскую барышню-крестьянку:
Старший Берестов, некогда бравый вояка, остепенившись утроивший доходы и уже не желающий для сына воинской карьеры и Муромский, промотавший состояние и удалившийся в последнюю деревеньку, да и ту ухитрившийся заложить. Великолепное описание очевидцем Гумилёвской фазы надлома. Не из головы же брал типажи Александр Сергеевич?
Тургеневские описания остывающих дворянских гнёзд это уже практически дворянская обскурация.
И зачем тут, спрашивается, таинственные космические лучи?
Но одновременно с упадком дворянства росло крестьянское население, ставшее к 20 веку избыточным. Вернулся голод. Столыпинские реформы лишь немного ослабили проблему. Поэтому гражданская война, как это не печально, устранила демографическое давление на экосистему и утилизировало пассионарное/высокопримативное население, понизив уровень внутреннего напряжения в обществе.
Любопытно, что параллельно с Московским княжеством в это же самое время и по той же самой причине произошёл точно такой же пассионарный толчок на территории известной как Великое княжество Литовское.
Но империя построена не была. Причиной этого считаю богатство. До самого прекращения своего существования ВКЛ не исчерпало внутренних резервов развития. Количество голодных пассионариев не превысило некую критическую точку, за которой начинается неконтролируемая экспансия. А имеющиеся ресурсы были сожжены за века пограничных конфликтов. В результате же Люблинской унии ВКЛ само стало объектом экспансии со стороны польских пассионариев, которым в Польше становилось тесно. (Кстати, Гумилёв Польский толчок просмотрел). ВКЛ и поглотило большую часть польских пассионариев. Только часть из них отметилась в России в смутное время.
Но критическая точка была близка. Очень близка. И в том, что она не была пройдена, велика заслуга населения Украины в целом и Запорожского казачества в частности.
Фактически, не ставя это перед собой в виде сформулированной цели, население Украины сократило польскую акматическую фазу на пару сотен лет, досрочно вогнав её в фазу надлома и оказав этим неоценимую помощь зарождающейся Российской империи. В итоге, как я уже писал раньше, немалая часть Украинцев является непосредственными и полноправными строителями Российской империи.
А теперь следующее, едва ли не самое интересное умозаключение:
Исходя из приведённой логики событий, берусь утверждать, что в России был ещё один пассионарный толчок, ускользнувший от внимания исследователей по причине преждевременного угасания.
Это 10 век.
Вспомним, что произошло в это время?
В этом веке из конгломерата родственных, но самостоятельных племён образовалась единое государство, получившее впоследствии название «Киевская Русь».
Княгиня Ольга ещё примучивала Древлян, а Святослав покорял Вятичей. Но уже князь Владимир стал владыкой единой территории, где межплеменные войны практически прекратились. А принятие единой религии для всех племён в 988 году вполне претендует на звание пассионарного толчка - нулевой точки отсчёта.
Инкубационный период 988+150=1138 год. Мы стали свидетелями ускоренной колонизации Северо-Востока, где как грибы после дождя выросли города, ставшие впоследствии столицами могучих княжеств. Но в этот исторический период мы вместо ожидаемой фазы подъёма получили феодальную раздробленность.
Как повествует историографическая традиция, хронологическим началом периода раздробленности стал 1132 год, когда после смерти Мстислава Великого, сына Владимира Мономаха, власть киевского князя перестали признавать Полоцк. За ним последовал Новгород, а вскоре сам титул князя стал объектом борьбы между различными объединениями Рюриковичей.
Окончательно вопрос перенаселённости был снят монгольским нашествием, которое фактически стало кнопкой перезагрузки пассионарного процесса.
Я не считаю начало междоусобицы непременным объективным законом. Я придерживаюсь мысли, что причина в ущербном праве наследования. Будь у Рюриковичей Салический закон, предусматривающий престолонаследование по нисходящей мужской линии, столь катастрофических последствий вполне можно было избежать.
В реальности пассионарии, которые должны были создать Российскую империю к середине 15 века, примитивно вырезали друг друга.
Российская же империя в итоге была создана в результате внешнего события (монгольского нашествия), на урезанной, ограниченной территории и на два с половиной века позже.
Не имею ни малейшего сомнения, что Российская империя со столицей в Киеве была бы мощнее, масштабнее и блистательней того, что получилось в реальной истории.
Официальная история сегодня оспаривается. Под сомнение ставится Скалигеровская хронология, Фоменко говорит о многократных повторах исторических сюжетов, утверждается, что все Греческие и Римские древности сочинены в 17 веке, что Киевская Русь – публицистика в стиле АИ, ошибочно принятая за исторический документ, а история Китая написана иезуитами. Короче о том, что было до изобретения книгопечатания достоверно не знает никто.
Предположим, дело обстоит именно так. Что в этом случае остаётся от Гумилёвской теории? Ничего, ибо она жёстко привязана к историческим датам.
Что остаётся от моей версии? Её суть остаётся в неприкосновенности, ибо привязана к природным условиям. Меняются только даты и продолжительность событий. Полагаю, таких пассионарных толчков в истории были сотни. Просто не все они получили столь масштабное развитие как описанные Гумилёвым. Какие-то сами заглохли, а какие-то задушили (как Гиксосов). И происходило это по вполне объяснимым естественным причинам без привлечения таинственных космических лучей.
То есть моя теория универсальна и проста как коровье мычание. Нет, это неправильное сравнение. Проста, как всё гениальное.