ЧЕРНОВ
Виктор Иванович
Руководитель ФГБУ «Морская спасательная служба»
Капитан дальнего плавания
Почётный работник морского флота
Почётный работник транспорта России
Чернов Виктор Иванович — руководитель Федерального государственного бюджетного учреждения «Морская спасательная служба», капитан дальнего плавания. Родился 31 августа 1964 года в Саранске. В 1987 году окончил Новороссийское высшее инженерное морское училище по специальности «Судовождение на морских путях». Трудовую деятельность начал в 1987 году в Новороссийском морском пароходстве. Работал на судах различных классов и назначений. В период 2007—2011 годов руководил Морским спасательно-координационным центром (МСКЦ) Новороссийск на Чёрном море. С 2011 года занимал различные руководящие должности в ФГБУ «Морспасслужба». В 2021 году назначен исполняющим обязанности, а затем в 2022 году — руководителем Морской спасательной службы. Награждён знаками отличия «Почётный работник морского флота» и «Почётный работник транспорта России», благодарностью и почётной грамотой Министра транспорта Российской Федерации.
Морская спасательная служба одна из самых крупных профессиональных аварийно-спасательных служб мира, аттестованная на проведение поисково-спасательных работ и работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации. ФГБУ «Морспасслужба» подведомственна Федеральному агентству морского и речного транспорта Министерства транспорта России.
На всех морских бассейнах Российской Федерации от Калининграда до Сахалина и от Мурманска до Астрахани расположены 10 филиалов Службы. Морспасслужба — крупнейший судовладелец России, обладающий немногим менее 300 специализированных судов различного класса и назначения. Многофункциональные аварийно-спасательные суда, ледоколы, водолазные суда, противопожарные буксиры, исследовательские суда и суда специального назначения — их современная комплектация полностью соответствует задачам, которые стоят перед специалистами Службы. Происходит активное обновление специализированного флота. По различным государственным специализированным программам строятся и будут введены в эксплуатацию в краткосрочной перспективе ещё 16 судов различных модификаций.
Лицензии и сертификаты соответствия для выполнения работ и оказания услуг позволяют Морспасслужбе выполнять весь спектр задач на воде и под водой, а также обеспечивать работы на морских шельфах. Одним из основных видов деятельности учреждения является организация работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море.
Ежедневно на аварийно-спасательном дежурстве находятся более сорока специализированных судов и свыше трёхсот спасателей-профессионалов, которые готовы оказать помощь терпящим бедствие судам, нефтяным платформам, организовать и провести поиск и спасание людей на море, предотвратить экологическую катастрофу, связанную с разливом нефтепродуктов.
На сегодняшний день Морспасслужба обладает самым большим в России парком телеуправляемых необитаемых подводных аппаратов с возможностью выполнения работ на глубинах до 3000 метров.
В штате Морспасслужбы более 100 высококлассных водолазов. Водолазная служба оснащена современными водолазными судами, специализированной техникой, водолазными комплексами и снаряжением, включая глубоководное.
В 2020 году Морспасслужба получила Лицензию на медицинскую деятельность и активно участвует в развитии водолазной медицины в стране.
Учреждение активно использует беспилотные летательные аппараты для оперативного осмотра больших морских акваторий, для мониторинга загрязнений моря нефтепродуктами и ускорения поиска терпящих бедствие судов и людей, в том числе с использованием приборов ночного видения и тепловизоров.
По оценке морского профессионального сообщества, Морспасслужба занимает лидирующее место в нише океанских и морских буксировок. Широкую известность во всём мире приобрела операция по буксировке плавучего атомного энергетического блока «Академик Ломоносов» в 2019 году. Уникальное сооружение было отбуксировано от причала Балтийского завода в Санкт-Петербурге сначала в Мурманск, а затем к месту постоянного базирования в морском порту Певек, расположенном на берегу Восточно-Сибирского моря. В 2022 году силами Морспасслужбы была также проведена не менее уникальная, продолжительностью 5 месяцев, буксировка трубоукладочной баржи «Фортуна» из Мурманска вокруг Африканского континента во Владивосток.
В составе Морспасслужбы функционирует собственный Учебно-тренировочный центр. Только в 2023 году здесь прошли обучение и повышение квалификации по различным морским специальностям более 3,5 тысячи работников учреждения и взаимодействующих организаций. В УТЦ внедрены самые передовые методы обучения, введены в эксплуатацию и аттестованы уникальные тренажёры международного уровня, на которых обучают практическим навыкам выживания в море, в том числе покидание под водой борта тонущего вертолёта.
Свой профессионализм Морспасслужба оттачивает и подтверждает на десятках ежегодных учений по ликвидации разливов нефтепродуктов и спасанию на море.
Особую роль в составе Морспасслужбы играет Главный морской спасательно-координационный центр. ГМСКЦ — это круглосуточно функционирующий ситуационный центр, который организовывает и координирует работу всех ведомств — российских и иностранных — при поиске, спасании людей и судов, терпящих бедствие в поисково-спасательных районах Российской Федерации.
ФГБУ «Морспасслужба» с филиалами, Морские спасательно-координационные центры и подцентры на всех морских бассейнах России составляют основу сил и средств при поиске и спасании людей и судов, терпящих бедствие на море в зонах ответственности Российской Федерации.
За прошедший 2023 год на морских бассейнах России силами ФГБУ «Морспасслужба» проведено 156 аварийно-спасательных работ, в том числе 111 работ по ликвидации нефтеразливов. За этот период морские спасатели России спасли и эвакуировали более 550 человек. В числе наиболее крупных аварийно-спасательных операций 2023 года — спасание экипажа затонувшего теплохода «SEAMARK» на Чёрном море, тушение пожара на балкере «Beks Force» в Приморье, снятие с мели судна «BLUE SHARK» в Чёрном море и многие другие.
За последние несколько лет морские спасатели провели десятки уникальных аварийно-спасательных операций на море. В составе Морской спасательной службы работают специалисты, имеющие государственные и ведомственные награды, в том числе и за спасательные операции, ставшие известными всему миру. В их числе — тушение пожара на газовозах «Candy» и «Maestro» на Чёрном море в январе-феврале 2019 года; ликвидация последствий самой крупной в Заполярье аварии — разлива нефтепродуктов под Норильском в мае-октябре 2020 года и многие другие. Спасателям Морспасслужбы дважды присуждалась престижная награда Международной морской организации (IMO) «За исключительную храбрость на море» за тушение пожара на судне «Одиссей-1» в плавдоке порта Мурманск в 2017 и в 2021 году за ликвидацию аварии и предотвращение экологической катастрофы на сухогрузе «April» на Чёрном море в районе морского порта Кавказ.
В 2023 году два члена экипажа многофункционального аварийно-спасательного судна «Бейсуг» награждены государственными наградами — медалями ордена «За заслуги перед Отечеством II степени» — за предотвращение экологической катастрофы в Карском море.
Сфера деятельности Службы сегодня гораздо более разнообразна, чем даже несколько лет назад. Сравнительно новым направлением деятельности стало гидротехническое строительство. В 2020 году с участием гидростроителей Морспасслужбы была завершена масштабная реконструкция сложнейшего гидротехнического объекта — гидроузла Белоомут на реке Ока в Луховицком районе Подмосковья в рамках федерального проекта «Внутренние водные пути» Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. В 2022 году специалисты-гидротехники Морспасслужбы закончили строительство причала паромной переправы в Анадыре (Чукотка), а в настоящее время принимают участие в важнейших для страны строительных проектах — реконструкция паромного причала в Ванино (о. Сахалин) и строительство Международного морского терминала для приёма круизных и грузопассажирских судов в Пионерском на Балтике.
Сегодня Морская спасательная служба одна из самых динамично развивающихся организаций отрасли. Все проекты и нововведения Морспасслужбы направлены на самое главное — спасание человеческой жизни и сохранения хрупкой экологии морских просторов Российской Федерации.
Современная Морская спасательная служба — это экипаж единомышленников. Для описания только крупных спасательных операций, которые провели специалисты Морспасслужбы за последние несколько лет, нужна отдельная книга. За каждой операцией стоят спасённые человеческие жизни, техника и сложнейшая работа экипажей судов, спасателей. Специалистов Службы, подразделения которой несут аварийно-спасательную готовность круглосуточно 365 дней в году, отличает высокая дисциплина, профессионализм и ответственное отношение к своему делу. Страна может быть уверена — её морские спасатели, для которых сложность задачи не имеет значения, всегда готовы выполнить свой долг на высшем профессиональном уровне.
Профессионализм и самоотверженность при выполнении поставленных задач — характерная черта многотысячного коллектива Морской спасательной службы.
В. И. Чернов
Фото: Пресс-служба
ФГБУ «Морская спасательная служба»