Найти в Дзене
От худшего к лучшему

Вселенная «Кухни»: от худшего к лучшему

Оглавление

«Кухня» — один из самых великих и прибыльных сериалов за всю историю российского телевидения. Оригинальное шоу стартовало на СТС в 2012 году, сразу став хитом, который продолжался аж 6 сезонов. Вместе с тем сериал продолжал расширяться: сначала полнометражными фильмами. После окончания 6 сезона оригинального шоу в свет вышел 3-сезонный спин-офф «Отель Элеон», после которого права на «вселенную» поделили между собой СТС и компания Yellow, Black and White, так что «Кухня» расползлась на ещё большее количество спин-оффов. «Гранд» продолжал историю «Отеля Элеон», тогда как «Война за отель» вновь объединяла персонажей из оригинального шоу. В общем, франшиза «Кухни» насчитывает три полнометражных фильма и пять сериалов длиною в 21 сезон. И вот 27 августа был день российского кино, так что по такому поводу уже третий раз я делаю статью по чему-нибудь исконно отечественному. Так что сегодня на очереди самая медийная франшиза за российским производством (не «Ёлки» же обсуждать, ей-богу). Ну и про метод расстановки. Обычно фильмы в списках распределяются по местам при помощи этой формулы. (КП+IMDb+(RT+Met)/2)/3. Но проблема в том, что в таком случае не получится обсчитать русские фильмы. В данном случае на помощь придёт сайт Кинориум. А формула подсчёта будет выглядеть так: (КП+IMDb+Кинориум)/3

8. #СеняФедя (2018-...), (68+55+53)/3=58.66

«#СеняФедя» — это уже как раз тот продукт франшизы, который существует чисто из-за того, что персонажи популярные, так что достойны собственного деньговыжимательного сериала. История появления этого шоу вообще замечательная: парочка всю оригинальную «Кухню» была на вторых ролях, потом закрепила этот успех в «Элеоне», пережила два сезона в «Гранде», а после решила наконец франшизу покинуть.

А потом оказалось, что всё-таки не покинуть, а разжиться собственным проектом. Но собственный проект как раз-таки загубил всю прелесть этих персонажей. Сеня и Федя всегда были второстепенными комик-релифами, которые делали что-то весёлое или полезное для сюжета, но при этом никогда не брали одеяло на себя. Они были умелым инструментом общего впечатления, но вот пришло время для их сольного плавания, где одному из них поменяли характер, а второй продолжает стагнировать в образе вороватого шизофреника.

Федя внезапно стал типичным бабником, чему посвящено огромное количество шуток. А Сеня уже просто надоел со своей темой воровства.

Ещё меня смутило то, что шоу внезапно оказалось ситкомом. Нет былой проработанности серий — теперь это просто набор минутных шуток, которые в большинстве случаев обмусоливают одно и то же.

Ну и ещё меня убивает то, что это сериал с типичным продакшеном СТС. Глянцевая картинка вкупе с несколько неестественным цветокором, стереотипные образы персонажей, перебегающие из проекта в проект, однообразный юмор, скучная съёмка, ноль креативности — всё это перешло и в «#СенюФедю».

Сериал выглядит блёклой и откровенно нелепой попыткой заработать на былом успехе франшизы, хотя изначально не имеет за собой ничего интересного, а лишь занимается самоповторами и портит образы старых персонажей. Удивительно, что шоу дожило до 5 сезонов.

7. Кухня. Последняя битва (2017), (62+63+61)/3=62.0

-2

Несмотря на то, что вместе со вторым полнометражным фильмом активно выходил второй сезон «Элеона», кулинарная команда Виктора Баринова за 6 сезонов пришла к своему закономерному финалу. Звезда Мишлен выиграна, а посему сюжетная линия этих персонажей вместе подошла к концу. Но зачем-то существует ещё одна, на этот раз точно «Последняя битва», причин на существование у которой нет от слова совсем.

Всё, для чего существует новый фильм, — это напоследок навариться на бренде франшизы и попробовать заработать. А что там будет с фильмом, когда персонажи своё отготовили? Ну а это уже дело третье. Сюжет «Последней битвы» до боли напоминает «Кухню в Париже», где тоже всю команду вновь собирают вместе, чтобы они уехали куда-нибудь далеко и попробовали устроить разнообразия. В этот раз разнообразие заключается в том, что надо выиграть в конкурсе.

И персонажам в сюжете настолько нечего делать, что привычные нам чуваки и Катя просто уходят на второй или даже третий план, отдавая это шоу «интересным» новым героям. Виктору Петровичу зачем-то придумали нового ребёнка, на этот раз внебрачного и с неба свалившегося. Этому парню грозит срок, а поэтому повар-неумёха будет вместе с главными поварами изображать, что он изображает готовку, а на самом деле крутит шуры-муры с поваром другой команды. Таким ловким ходом типичный российский забываемый ромком нам выдали за часть «Кухни».

Но оставили от этой «Кухни» маленький кусочек пирога — Нагиева. В какой-то момент мужик активировал себе собственную сюжетную линию, которая ровным счётом никак с основной не связана, но было весело. Этот никчёмный парнишка (про персонажа, которого сезона с 4 сделали каким-то болванчиком) тут сумел разыграться по полной, выдав типичные кривляния при харизме. Я определённо согласен с мнением, что это лучшая часть картины.

Драматические линии не работают практически никак. Виктор Петрович и его внебрачный сын — это просто набор споров, которые совершенно внезапно привели нас к тому, как эти двое в верности друг другу клянутся, обещая быть семьёй и всё такое. В остальном нас ждут разные шутки-прибаутки разной степени паршивости. Если не брать в расчёт Нагиева, то практически 100% всего остального — совершенно несмешно. Авторы попытались въехать технарскими шутками за счёт сынка-хакера, но дальше бредовых терминов и постоянно повторяющейся шутки про порно, материлизующееся на всех устройствах, дело не пошло.

А ещё химии между почти всеми персонажами нет от слова совсем. Особенно у ведущей любовной линии.

Но вот я бурчал и бурчал почти на каждом слове, но в целом это не самое худшее, что могло случиться в вашей жизни. Это просто посредственное и мало смешное кино, которое выглядит, безусловно, лучше того же «Горько!», но в рамках этой франшизы, которая в основном всё делала очень и очень круто, это шаг назад. Если вы вдруг не видели предыдущие сезоны и хотите кайфануть полтора часа за отечественной комедией, то можно смело включить «Кухню в Париже». Там всё понятно и без прошлых сезонов. «Последнюю битву» же можно глянуть краем глаза, но в целом кино откровенно такое себе, 6 из 10.

6. Отель Белград (2020), (68+62+60)/3=63.33

-3

Знакомство с этим фильмом у меня довольно интересное. В начале 2020 я ещё не смотрел «Отель Элеон», так что к просмотру спин-оффа к спин-оффу подходил максимально неподготовленным. Не знал примерно ничего о франшизе, но из-за Милоша Биковича даже ходил в кино на «Отель Белград».

И было даже вполне прикольно. Оглядываясь на предыдущие проекты, наверное, «Отель Белград» можно назвать беззубым и совершенно невыдающимся. Сюжетная канва, развитие истории и шутки написаны по лекалам самых обычных серий «Элеона» или «Гранда», так что «Белграду» удивить искушённого франшизой зрителя совершенно нечем.

Но всё равно после просмотра осталось приятное впечатление. Павел Аркадьевич — сам по себе офигенный персонаж франшизы. Дурашливый дуралей и бабник, но есть у него свои незыблемые плюсики, которые не так очевидно разглядеть за ширмой бесконечных шуток в «Отеле Элеон», а вот в «Отеле Белград» персонаж внезапно приземлился и стал более трогательным. Видимо, чтобы показать, что действительно достоин получить свой хэппи-энд с Дашей Канаевой, которого не выбрала в «Элеоне».

«Отель Белград» даже как-то трудно называть комедией. Тут как-то слишком мало юмора, куда больше мелодрамы и почему-то криминала. Кино прежде всего подкупает своей атмосферой. Два старых чуть больше чем друга встретились на родине второго, так что решили провести вместе время на фоне разного белградского. Вышло мило, романтично, а ещё Павел Аркадьевич раскрылся с чуть более глубокой стороны.

Кстати, есть одна штука, которая почему-то взрывает мне мозг. Борис Дергачёв играет в этом фильме друга главного героя по имени Иван. В сериале «Кухня. Война за отель» Борис Дергачёв отыгрывает уже другого персонажа с именем Лёня. К слову, ещё Игорь Хрипунов, который был в одной из серий «Элеона», после 3 сезона занял одну из ведущих ролей в «Гранде». Какая-то очень странная мультивселенная.

В общем, «Отель Белград» — довольно простое и обычное кино без замашек на что-то великое, это просто полуторачасовое кино без особого смысла, но оно определённо получилось приятным, 7 из 10.

5. Кухня. Война за отель (2019-2020), (69+61+64)/3=64.66

-4

Пока Yellow, Black and White продолжали историю персонажей «Элеона», СТС взялись за персонажей оригинального сериала. Вернули много кого из оригинального состава, но игра, как и в «Последней битве», явно не стоила свеч.

«Война за отель» — прекраснейший пример того, как можно испортить гениальное, если за работу посадить совершенно других людей. На этом сериале сменилась вся творческая команда, и это, увы, чувствуется. Если «Кухня» и даже «Элеон» смотрелись немного так круче типичного СТС-овского контента, то «Война за отель» по уровню съёмки и продакшена выглядит даже хуже обычного. Зачем-то появился какой-то максимально палевный хромакей. Большинство новых персонажей ощущается диким мисткастом, а из старых более-менее все как будто бы просто не хотят здесь находиться.

Ещё была профукана главная фишка оригинального сериала, которую худо-бедно смогли уловить и продолжения, — визуальное повествование. Если честно, в комедиях больше ценю именно диалоговые шутки, тогда как визуальные гэги меня редко цепляют, но «Кухня» — это вот то самое исключение. В «Войне за отель» от этого осталось только неумелое подражание, которое не взаимодействует с материалом от слова никак. Плашка с озверином, наверное, лучшее, что сценаристы смогли придумать.

Но да бог с ней, с картинкой. Это даже не самая главная проблема шоу. Главная проблема шоу в возвращении старых персонажей. Михаил Джекович с 5 сезона «Кухни», так сказать, вместе с нами. Весь «Элеон» ему зудили любовную линию с Софией Яновной, чтобы в 1 сезоне «Гранда» наконец поженить. В «Войне за отель» выясняется, что это всё было зря — жена довольно быстро мужичка бросила. На мой взгляд, это высшая форма наплевательства на персонажа. Но есть ещё и по мелочи. Вот вроде бы Виктор Петрович всегда был персонажем потрясающим. Как выяснилось, даже такого можно испортить. Во-первых, в сюжете он ощущается максимально натужным и ненужным. Да и на визуальный образ Назарова больно смотреть. Но больше всего меня взбесила одна сюжетная линия, которая, конечно, является шуткой, но тем не менее. Будучи в рабстве у Элеоноры, Баринов всё-таки сбегает кое-куда, но попадает в больницу, и план проваливается. Наивная жена думает, что это к ней на годовщину. А оказалось, что там Спартак просто играет. Если честно, выглядит очередным издевательством.

Единственный плюсик вновь у Нагиева. И то далеко не сразу. В первых сериях это раздражающий Нагиев, который пытается повторить успешный образ, потому что для этого шуток не написали. И так он раздражал где-то до середины сезона, после которого пошло примирение с Бариновым. Это не вершина сценарной работы, но было достаточно неплохо. Ну и в драме с дочерью он второй раз подтвердил, что не полный паскудник.

В целом «Война за отель» — это типичный проходняк, который можно было бы смело проехать на перемотке, если бы не одно но — отношение к старым персонажам. Это как раз то продолжение, которое пилить однозначно не нужно было. И не потому, что оно совершенно бесполезно, а потому, что портит образы полюбившихся персонажей. На мой взгляд, это единственная часть франшизы, которая получилась прям плохой.

4. Кухня в Париже (2014), (68+68+65)/3=67.0

-5

Связующее звено между 3 и 4 сезоном «Кухни» стало первым полнометражным фильмом франшизы. И хотя первую полнометражку язык не повернётся назвать плохой, до оригинального шоу она недотягивает.

Если честно, изначально я относился к «Кухне в Париже» очень посредственно. Мне вот как-то совсем не понравилось. Но, пересматривая в очередной раз первый сериал, бахнул как-то и полнометражку — и со второго захода мне зашло гораздо лучше. Наверное, из-за того, что общая атмосфера сериала была передана. Это всё тот же дурацкий комедийный флёр с яркой долей драмы и мелодрамы.

Наверное, моя главная претензия к фильму заключается в том, что это одна огромная серия сериала. 20 минут просто взяли и растянули до 100, что на общем впечатлении сказывается. Тебе не успевают надоесть отношения персонажей, когда они конфликтуют одну серию, а после конфликт разрешается. Здесь тебе мусолят одно и то же пять раз за раз, ещё и повторяя основную линию персонажей Вики и Макса в течение всех предыдущих сезонов. Это действительно лишний момент.

Но это всё ещё старая добрая «Кухня», поэтому удачных визуальных и диалоговых шуток прилично. Посмеяться можно много где. Но полнометражка стала ещё и приятным драматическим фильмом. Виктор Петрович раньше был персонажем исключительно комедийным. «Кухня в Париже» стала первой ласточкой к драматической подноготной Баринова. Нам не только показали его отца в исполнении неподражаемого Олега Табакова, но ещё и устроили между ними действительно сильный диалог. Ну и ветка Макса с Викой, конечно, тоже получилась трогательной. Пара три сезона выясняла свои отношения, и к полнометражке они наконец стали семьёй.

В целом «Кухня в Париже» кажется мне самым удачным полнометражным проектом франшизы, однако до уровня лучших ему далековато. Проблемы повествования, те же конфликты и затянутость всё-таки дали о себе знать. Но, на мой взгляд, это всё равно крепкие 7 из 10.

3. Гранд (2018-2021), (75+70+69)/3=71.33

-6

Вот и подобрались мы к элите серии. Три сериала, которые, по крайней мере, КиноПоиск считает топовыми. Хотя у «Гранда» свои неприятели есть, да и, говоря откровенно, третий сериал выглядел уже вторичным по сравнению с предыдущими. Снова главный герой из провинции приезжает в большой город, где мечтает о лучшей жизни, но приходится работать за гроши в ожидании того, что кто-нибудь из вышестоящих в тебя влюбится.

«Гранд» вообще ощущается чуть ли не полной копиркой «Элеона», только с возросшими амбициями. Но я все эти клише и штампы серии пропустил мимо себя, поскольку это шоу было для меня первым знакомством с франшизой. И знакомством довольно приятным, надо сказать. Конечно, это не великое шоу даже в вакууме, но свои приколюхи у него имеются. Я видел довольно много контента от Yellow, Black and White, и эта компания действительно умеет в качественную комедию. Не уровень чего-то прям уникального, но почти всегда это крепкие 7 из 10. «Гранд» — сериал компании без особых изысков. Всё по формуле, которая тем не менее работает.

Базируясь на обыденных для серии вещах, шоу всё-таки довольно неплохо чувствует себя в мелочах. К примеру, в некоторых новых персонажах. Лев Глебович — самый харизматичный персонаж здесь. Бóльшую часть успеха сделал, конечно же, актёр. Александр Лыков ну просто чудо как хорош, он наполняет своего героя по максимуму. Благо, на экране нового владельца отеля много. А вот с самой-пресамой главной героиней появляются вопросы. При первом просмотре я относился к ней просто нейтрально, но, познав весь контекст, говорить такое уже трудно. Она очень хорошо копирует поведение предыдущих персонажей, при этом практически не добавляя чего-то от себя, а просто повторяя. Моё излюбленное, когда героиня кому-то врёт, а потом весь эпизод выстраивает по кирпичику свой дом лжи, чтобы в конце всё смачно разрушилось. Прямо как огузок, только менее изобретательно.

Первые 2 сезона, кстати, ещё и выезжали за счёт того, что довольно часто в повествование вплетались персонажи оригинальной «Кухни». С 3-го герои переехали в новый отель, после чего актёрский состав заметно поредел. Заместо проверенных героев (которым вообще реально давно пора бы на покой) появились новые, которые тупо не тянут. Так что с 3-го сезона держать внимание зрителей стало тяжелее.

Ещё вот какая штука, которая портит даже не только этот сериал в рамках франшизы. У персонажей всегда должен быть конфликт. И этот конфликт, как правило, не является внутренним — это всегда противостояние с другим персонажем. И довольно трудно устраивать подобное на протяжении 5 сезонов, особенно с теми, кто задействован уже ни один сериал. Персонажи то и дело берут и заходят на второй или третий круг, расставаясь, ссорясь и всё прочее нехорошее. И если Лавров живёт счастливо, так как Марк Богатырёв отказывается от возвращения к роли, то многие другие герои уже просто выдохлись, отказываясь принять свой финал в идеальный момент.

В итоге хочется сказать, что «Гранд» — всё-таки хорошее шоу. Злую шутку с ним сыграло то, что это продолжение более свежего и изысканного сериала. «Гранд» — это прям 7 из 10 очень крепкие, да и за первыми двумя сезонами время было провести очень даже приятно.

2. Отель Элеон (2016-2018), (74+76+71)/3=73.66

-7

Хотя «Кухня» закончилась в 2016 году, почти сразу же на малые экраны попал спин-офф, который был не только про кухню при отеле, но и про сам отель в целом. Новый сериал сохранил все фишки предыдущего, но при этом показал куда больше персонажей, так что история перестала быть личной.

«Отель Элеон» — это такие американские горки, которые скачут от одних главных героев к другим, которые разбиваются на ещё большее количество мелких сюжетных линий. Есть Даша и её конфликты, которые ровным счётом не пересекаются с конфликтом Михаила Джековича и Софии Яновны, а ещё есть Павел Аркадьевич, который лезет к каждому по-немногу. У сериала отсутствует как таковая общая история — события больше похожи на рядовые будни из жизни шабутного отеля. В «Кухне» история Макса и Виктора Петровича планомерно шла вперёд, а «Элеон», который в два раза короче, на втором сезоне забывает про главный конфликт Канаевой, а для Джековича, Яновны и многих других и вовсе уводит удочку в следующий сериал.

В остальном это почти что привычная «Кухня» со всеми её достоинствами и всё-таки недостатками. Ещё немного про минусы, а потом буду хвалить. У сериала не чувствуется комедийного флагмана, который бы тащил всё шоу вверх. Шеф был просто гениальным персонажем, аналога которому франшиза не придумала. В «Элеоне» персонажи просто есть, они довольно ровные, но нет кого-то настолько яркого, чтобы он сразу всплывал в памяти при упоминании «Элеона». Разве что Павел Аркадьевич, но я считаю его больше трагическим персонажем, нежели чем комедийным.

Ещё под конец задалбывают самоповторы, которые стали ярчайшими клише этой серии. Многие серии строятся по довольно похожему шаблону, который даже описать трудно. Иногда персонажами движет только магия сценария, поэтому кто-то постоянно себе противоречит, лишь бы продолжить развитие конфликта ещё на пару сезонов. В этом и есть главная ошибка продолжительности «Кухни». Она строится на конфликтах, а когда ты уже искусственно наращиваешь и без того уставшим персонажам новых конфликтов, то это ввергает в уныние.

Но в общем-то я слишком остро смотрю на это шоу, поскольку оно действительно классное. Относительно оригинального сериала это всё ещё шаг назад, однако в своё время «Отель Элеон» мог скрасить парочку грустных вечерочков своим настроем и лёгкостью. Возможно, да, это не великая комедия на все времена, однако комедия всё равно работает достаточно хорошо. Да и есть отличные вкрапления драмы. Образ клишированного персонажа Милоша Биковича благодаря этому стал самым любимым моим персонажем истории.

В целом получился достаточно сносный спин-офф, который уже звёзд с неба не хватает, однако смотрится весьма достойно. «Кухню» я удивительным образом заучил просто до каких-то дыр, но и «Элеон» пересматривал пару раз, что тоже для меня очень неплохо.

1. Кухня (2012-2016), (82+84+75)/3=80.33

-8

И всё-таки самый первый сериал в этот раз тоже одерживает победу, с огромным отрывом, надо сказать. Но тут и по делу. «Кухня» — гениальное кино буквально по всем параметрам.

Во-первых, россыпь колоритных персонажей. Виктора Баринова мы вспоминали уже много раз — это чуть ли не самый культовый персонаж этой франшизы. Но не забываем и про огузка, про которого прежде всего была эта история. Лично для меня Лавров всегда был самым лучшим героем «Кухни», поскольку его конфликт — это чуть ли не самая жизненная дилемма в истории. А ещё здесь есть Дмитрий Нагиев, на мой взгляд, со своей лучшей ролью. Ну и поварская команда — это просто кладезь лучших второплановых героев. А ещё ведь есть и команда Виктории Сергеевны, где тоже очень много харизматичных ребят.

Во-вторых, это сценарная работа. Вот вроде бы просто комедия с яркими персонажами, но радуют не столько шутки от этих персонажей, сколько проработанность истории. В серии чаще всего есть две сюжетные линии, которые так или иначе переплетаются воедино, при этом сопровождаясь россыпью предзнаменований, которые создают очень цельную картину. И так безупречно сшиты почти все эпизоды сериала.

В-третьих, это визуал. «Кухню» невероятно приятно смотреть в том числе за подход создателей к съёмкам. Сериал не выглядит рядовым проектом СТС с глянцевым HD, это действительно нечто новое и уникальное. Трудно вспомнить шоу, которое бы с таким же усердием и мастерством пользовалось визуальным повествованием, совмещённым с прекрасным диалоговым юмором.

Лично я делю шоу на три части: 1 и 2 сезоны; 3 и 4; 5 и 6.

Шестой мне кажется самым слабым сезоном сериала. И по одной простой причине: это больше не история Макса, который после 5 сезона франшизу покинул. Это история шефа и Кати, которые персонажи хорошие, но персонажами скорее второго плана. Это нечто среднее между «Элеоном» и предыдущими сезонами. Пятый же ощущается довольно слабой комедией. Как будто бы возросший масштаб только повредил сезону, а новых персонажей оказалось слишком много. Но сезон нашёл оправдание за счёт своей драмы — завершили путь Максима очень достойно, за что 5 сезону определённо можно сказать спасибо.

Первый и второй сезоны, если честно, не считал в сериале самыми лучшими. Как будто бы шоу только разогревалось и не нащупало лучшее сразу, а может, персонажи с третьего сезона стали мне более симпатичны. В первых двух приходится привыкать ко всему, поэтому некоторые персонажи банально не могут разгуляться по полной, некоторые только в начале своего длительного пути, а Макс и Вика выглядят слишком молодо. Это всё ещё очень хорошо, однако мои симпатии на стороне средних сезонов.

Именно третий и четвёртый считаю самыми великими в истории всей франшизы. Некоторые сюжетные решения всё-таки вызывают вопросы, однако лично для меня это лучшие сезоны по части юмора. Орал со всего этого я регулярно. Плюс, именно здесь появились Катя, Герман Михалыч и заметно расширилась роль Нагиева. Плюс, персонажи со временем начали обретать свой драматичный окрас, который отлично разбавил всю комедию.

Лично я обожаю «Кухню» — первые 5 сезонов и вовсе считаю великими. Для меня это явно лучшее комедийное отечественное шоу, которое способно поднимать мне настроение каждый вечер.

Следующее От худшего к лучшему будет по 100 лучшим фильмам десятилетия.

Ссылка на телеграмм-канал.

От худшего к лучшему