Замечательная вышла поездка, полная самых ярких и праздничных впечатлений! Солнечное утро быстро делалось солнечным летним днём. Мы ехали в Москву, и за окнами «Экспресса» пышной зелёной стеной мелькал лес. Но сегодня нам предстояла прогулка совсем другого свойства! Нас ждала столица, нарядная, цветущая, щедрая на красоты и сюрпризы!
Подземные залы-дворцы метро Курской, недолгая поездка в новеньком удобном вагоне — и вот уже переулочки, полные тёплого летнего ветра… И Крымский вал, недолгое путешествие вдоль роскошного забора Парка имени Горького… Захотелось зайти в огромные распахнутые ворота, но не сегодня, не сейчас! Впереди у нас и без того была очень насыщенная программа!
И вот — здравствуй, Третьяковка! И встреча с знакомыми с самого детства полотнами — живьём, рассматривай себе на здоровье, наслаждайся, вглядывайся в завораживающие детали… Только не забывай об аккуратности, ибо ткнёшься носом слишком близко к холсту — сработает сигнализация!
Выставка «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век» организована к 175-летию со дня рождения Виктора Васнецова и к 100-летию со дня рождения его внука Андрея Васнецова.
Выставка, включающая более двухсот произведений живописи и графики из пятнадцати музеев и шести частных собраний, объединила трёх представителей династии Васнецовых: Виктора Михайловича, Аполлинария Михайловича и Андрея Владимировича.
Удивительный Виктор Васнецов, предтеча символизма и модерна в России… Сказочные холсты, воплощение русского фольклора в красках, в самой филигранной технике. Неповторимый, узнаваемый стиль. И сколько тут открывается нового, при всей знакомости сюжетов! Вот Иван-царевич на ковре-самолёте — а в руках-то у него клетка с сияющей Жар-птицей! А по небу над лесом летят уморительные совы!
А дремучий лес, сквозь который едут на Сером волке Иван-царевич с царевной, вспыхивает розовыми цветами на ветвях…
И жуткие змеи чёрными изгибами встают из-под ног злобной Бабы-Яги.
Отплясывает на диком пиру Царевна-Лягушка...
Такой же беспредел и на картине с Несмеяной. Не иначе, времена повлияли — 1916 год, Лягушка — 1918-й, а Баба Яга самый что ни на есть 1917 год. Жаль, Кащея не показали на выставке.
Кручинится на берегу озера Алёнушка с совершенно безумными глазами. Девушка-прототип на портрете живее, но сюжетно, конечно, проще...
«Алёнушка» как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел её в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую моё воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах… Каким-то особым русским духом веяло от неё».
Изначально картина называлась «Дурочка Алёнушка». «Дурочками» в то время называли сирот (по другим сведениям, юродивых).
В травах ратного поля замер, натягивая тетиву, мальчишка-лучник с искажённым лицом…
Поникает трава от жалости,
А древо печалию,
К земле преклонилось.
На отдельной стене собрана целая «богатырская» серия.
А до чего прекрасны сказочные птицы Сирин и Алконост, распростёршие крылья по пылающему жаркими красками фону из листвы!
И красавицы-царевны подземного царства так чарующе-загадочны — символы сокровищ земных недр, и более других хороша царевна в чёрном платье — царевна Каменного угля.
Картину Васнецов создал по мотивам русской народной сказки «Три царства — медное, серебряное и золотое». По сюжету в ней Иван-царевич спустился в подземное царство, чтобы освободить свою мать, царицу Анастасью Прекрасную, которую похитил злодей Ворон Воронович. По дороге царевич встретил пленниц Ворона — Медную, Серебряную и Золотую царевен. Девушки подсказали Ивану, как освободить мать, и в благодарность герой забрал их с собой. Вернувшись домой, он женился на Золотой царевне, а её младших сестер выдал замуж за своих старших братьев.
По сюжету сказки Золотая — самая красивая из царевен подземного царства. Из сказки Васнецов позаимствовал только этого персонажа, а образы двух других героинь с его полотна в русском фольклоре не встречаются. Художник хотел, чтобы его персонажи олицетворяли богатства недр Донецкого края, и создал новый для русского искусства образ — царевну Драгоценных камней.
Поскольку картина предназначалась для кабинета Правления железной дороги, Васнецов решил написать царевну Каменного угля: чёрное золото в то время обеспечивало движение поездов. В отличие от старших сестер, младшая царевна изображена в современном для тех лет приталенном платье с коротким рукавом. Древнерусская красавица не могла бы появиться на людях с открытыми руками и непокрытой головой — этим противопоставлением художник подчеркнул, что полезные свойства каменного угля люди открыли лишь недавно. Это ископаемое будущего, а золото и драгоценные камни — «валюта» прошлых веков.
Васнецов выделил царевну Каменного угля и композиционно: она стоит в отдалении от других девушек и отделена от них контуром скалы. Вместе с особенным нарядом эти художественные приёмы подчеркивают разницу между персонажами и их принадлежность к разным эпохам. (Источник)
С работами Виктора Васнецова, созданными для росписи Владимирского собора в Киеве, мы уже были знакомы. Однако впечатление от новой встречи с этими образами трудно передать словами!
Виктор Михайлович, получив предложение взять на себя этот огромный труд, поначалу колебался — уж больно масштабна и ответственна была задача. И в итоге создал подлинный шедевр, нечто абсолютно новое в отечественном религиозном искусстве. Сложнейшие многофигурные композиции на библейские темы вновь надолго заворожили нас.
Особенно когда выяснилось, что некоторых работ мы прежде не видели! Всё — от ярких образов и говорящих колоритов — до самых мельчайших деталей, хотелось разглядывать бесконечно.
Васнецовские колориты, полные притягательной силы, заставляли вновь и вновь возвращаться даже к жутким «Апокалипсису» и «Страшному суду».
И причудливые орнаменты, созданные для росписи собора, тоже сами по себе произведения искусства, мы рассматривали очень долго. И Лена даже увезла с собой абсолютно не нужную ей косметичку с репродукцией фрагмента такого узора — просто не смогла выпустить её из рук в сувенирном магазине!
Великолепный рисовальщик, колорист, творец собственных миров — Виктор Васнецов! До бесконечности можно было ходить этими залами. Разглядывать холсты то издали, то вблизи. То снова отходить подальше, изучая композицию, то исследовать веточки-листочки, складки платья — как? какими красками? каким чудом сделано это, так обманчиво просто, так достоверно… Невозможная точность рисунка и цвета, кажущаяся простота… Ух! На это надо глядеть каждый день, изучать и проникаться! Не ухватить за один раз, за одно путешествие по залам музея, когда уже кружится от обилия впечатлений голова, и ничего из технических хитростей уже не запоминается… Просто любуешься!
Младший брат Виктора Васнецова Аполлинарий отыскал особенный путь в искусстве, хотя объектом его творческого интереса также были образы Древней Руси. Целый мир старых, исторических образов Москвы, наполненный достоверными деталями. Воссозданные картины уже не существующей старины, местами прекрасные, местами жуткие… Кипящая меж старых стен жизнь простого люда, купола храмов, зубцы кремля, деревянные дома.
А ещё — степи Оренбурга, пейзажи Крыма, полная задумчивой печали и символизма «Элегия», чудесные облака у снежных вершин…
Лунная тень над Феодосией, куда художник специально приехал писать солнечное затмение…
И дремучая, суровая красота северного озера в окружении заросших лишайником могучих сосен.
От задумчивых, элегичных пейзажей Аполлинария Васнецова мы спустились на нижние этажи экспозиции. Тут нас ждала встреча с мастером монументальной и станковой живописи второй половины XX века, основоположником «сурового стиля» Андреем Васнецовым. Надо сказать, что нам (да и по услышанным разговорам не только нам) название выставки показалось не слишком удачным — «Связи поколений» мы между такими разными художниками не почувствовали. Хотелось от картин внука скорее вернуться в волшебные миры его деда.
Выйдя в верхние залы, мы не могли отказать себе в удовольствии ещё разок пройтись по экспозиции, повнимательнее рассматривая портреты кисти Виктора Михайловича, некоторые из которых он использовал для создания своих знаменитых полотен.
Например, изображённая на картине «Снегурочка» девушка имеет явное сходство с Александрой Мамонтовой, дочерью предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова. В 1885 году Виктор Васнецов занимался оформлением оперы «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова в Московской частной русской опере. А через несколько лет, когда он прогуливался лунной ночью по зимнему саду, глубокие сугробы и засыпанные снегом ветви всколыхнули в нём воспоминания об опере, и на следующий день он написал картину «Снегурочка — дитя Мороза и Весны».
Девушка, одетая в старинную русскую шубу, выходит из леса на открытый склон холма. Зимний пейзаж освещён луной. Рядом со Снегурочкой маленькие ёлочки, покрытые свежевыпавшим снегом, и тоненькая берёзка в инее. Вдалеке видны огни Берендеевки. Снегурочка остановилась в растерянности. Она должна сделать выбор: вернуться в лес к отцу Морозу, или пойти в деревню к людям...
Напоследок побродили среди сувенирных прилавков — увезти что-то себе на память, маленький бонус к огромному впечатлению от выставки, которую, кстати, можно посетить до 4 ноября 2024 г. А мы вышли в солнечную Москву...
27 июля 2024 г.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…