Среди прогулок на теплоходиках по водным поверхностям Москвы есть несколько, пользующихся особой популярностью у путешественников. Это экскурсии с шлюзованием, когда кораблик проходит один или несколько шлюзов.
Экскурсия с одним шлюзом относительно короткая, а с несколькими - многочасовая.
Весной мы хотели большой компанией посетить мероприятие с прохождением трёх шлюзов. Перед тем, как тащить детей в многочасовую и отнюдь не дешевую поездку, я решила почитать отзывы тех, кто уже побывал на похожих экскурсиях. Из рассказов путешественников я сделала следующие выводы:
- при прохождении первого шлюза все увлечённо смотрят, как набирается или спускается вода, открываются и закрываются ворота;
- при прохождении второго шлюза все уже не так интересно, но пассажирам ещё есть, чем занять себя на борту;
- к прохождению третьего шлюза единственным желанием туристов является побыстрее покинуть осточертевшую посудину;
- на борту можно заказать еду и купить напитки, но цены на них сильно завышены, а проносить напитки с собой запрещено, поэтому надо либо закладывать существенный бюджет на ресторан, либо морально готовиться ещё и к жажде с голодом, так как экскурсия может занять от четырёх до шести часов;
- удовольствие от прогулки сильно зависит от мест, которые путешественники успели занять, а занимать их надо с прицелом на длинную дорогу (на открытой палубе на солнышке хорошо постоять первые минут двадцать, а вот жариться на солнце несколько часов подряд удовольствие не для всех);
- длительность путешествия зависит от логистики прохождения шлюзов и может меняться от раза к разу, так что ожидать окончания экскурсии вовремя не приходится;
- на разных теплоходах разное качество аппаратуры и экскурсоводов, поэтому иногда и слышно хорошо, и рассказывают интересно, а иногда ничего не слышно и непонятно.
На основе вышеперечисленного экскурсия с тремя шлюзами теряет весь свой смысл, а в поездку с прохождением одного шлюза могут смело отправляться только те, кто умеют самостоятельно развлекать себя (и своих детей, если берут их с собой) в условиях ограниченного пространства и ресурсов (если Вы конечно не собираетесь тащить с собой мешок с игрушками и у Вас нет денег на то, чтобы все четыре часа просидеть в ресторане). Остальным от этого вида экскурсий лучше воздержаться.
Мы в результате от поездки отказались, а остальная часть компании записалась на середину июля на самый длинный вариант экскурсии.
К середине июля путешествие, билеты на которое были забронированы нашими знакомыми, отменили из-за осушения части шлюзов, но они посетили укороченный вариант экскурсии, а мы совершенно случайно в этот день день и примерно в это же время любовались на работу другого шлюза в совершенно другом месте.
А через несколько дней у нас была возможность обменяться впечатлениями.
Их впечатления примерно соответствовали отзывам на сайте турагентства, то есть просмотр процесса шлюзования надоел им ещё на первом шлюзе, а остаток времени они провели в ресторане и за игрой в настольные игры (благо это была укороченная версия программы и все участники были старше 14 лет).
Мы же в свою очередь случайно увидели корабль в процессе шлюзования, проезжая по дамбе ГЭС в Угличе (видео проезда по дамбе с отметками места просмотра и стоянки).
Шлюз расположен довольно-таки удобно для просмотра. Прямо над его нижними воротами проходит часть дороги, на которой нельзя останавливаться на машине, но можно на абсолютно законных основаниях наблюдать за процессом шлюзования с тротуара. Запрещена только фото и видеосъемка. Многие этот запрет нарушают, но мы не стали, поэтому фотографий и видео шлюза не будет.
Ближайшее место с разрешенной парковкой расположено метрах в ста от шлюза, так что дойти до места просмотра не составит труда.
Корабли через шлюз проходят регулярно. Мы сначала расстроились, когда, припарковавшись и подойдя к участку дороги над шлюзом, обнаружили, что корабль, из-за которого мы шлюз и заметили, уже покидает шлюз. Горевать нам пришлось недолго, тут же стало ясно, что в шлюз направляется ещё один корабль, а, когда мы после просмотра процесса шлюзования переезжали на другую сторону реки, в шлюзе уже находились ещё две посудины.
С места просмотра в одну сторону хорошо видно, как опускаются и поднимаются верхние ворота шлюза, а нижние ворота в закрытом состоянии расположены прямо под дорогой. В открытом состоянии их видно в противоположную от верхних ворот сторону. Можно рассмотреть работу механизма открытия-закрытия ворот.
Весь процесс заполнения шлюза водой и откачки воды занимает совсем немного времени (мы посмотрели полный цикл "заход корабля через верхние ворота - закрытие ворот - откачка воды из шлюза - открытие нижних ворот - выход корабля через нижние ворота - закрытие нижних ворот - заполнение шлюза водой - открытие верхних ворот для нового корабля"). Мы пробыли на смотровой площадке меньше часа.
Какие плюсы наблюдения за процессом шлюзования с берега я отметила?
- За процессом шлюзования можно наблюдать совершенно бесплатно. Для больших семей выгода от такого просмотра может составить тысяч десять-пятнадцать, если учитывать затраты на билеты на теплоход и на еду и напитки во время экскурсии.
- Процесс просмотра можно прервать в любой момент. Кому-то достаточно посмотреть заход корабля и начало откачки воды, а кто-то захочет остаться на просмотр шлюзования нескольких кораблей.
- Время просмотра выбираете Вы сами. В отличие от экскурсии никто не будет ограничивать Вас в выборе дня и времени просмотра.
- Нет необходимости планировать поездку заранее. Посмотреть на шлюзы с берега можно собраться спонтанно, а вот билеты на теплоходную прогулку надо брать заранее, а, если планы изменились, то потом их необходимо сдавать, да еще и не факт, что деньги вернут.
С моей точки зрения, просмотр процесса шлюзования с берега более удобен, чем с теплохода, а на теплоходную экскурсию с шлюзованием надо ехать, если Вы хотите именно покататься на кораблике.
А как считаете Вы?
Пишите в комментариях, есть ли у Вас опыт подобных поездок.
Больше информации в телеграм канале.