Найти в Дзене

Отказ от корма, липидоз печени, эзофагостома: что заслуживает опасений владельца кошки на самом деле

ГОЛОД. Для кошек даже краткосрочный (36-48 часов) голод/выраженная гипорексия (низкий, крайне избирательный аппетит) несут высокие риски развития липидоза (жировой дистрофии) печени. Дополнительная проблематика связана с нарушением здоровья энтероцитов и целостности слизистой оболочки кишечника, гипомоторикой кишечника и соответствующими рисками бактериальной транслокации. Итак, голод для кошки - это очень опасно. ЛИПИДОЗ ПЕЧЕНИ. Важно понимать, что липидоз печени, выступающий как основная угроза голодания - это холестатический синдром/холестаз (гепатоциты давят друг на друга), а не воспалительная реакция. Так, период анорексии или гипорексии переводит кошку в катаболическое состояние. Жировая ткань расщепляется, производятся жирные кислоты, которые транспортируются в печень. Но такая мобилизация периферического жира превышает способность печени к распространению или использованию жира для получения энергии, что приводит к расширению цитоплазмы гепатоцитов триглицеридами. Набухание геп

ГОЛОД. Для кошек даже краткосрочный (36-48 часов) голод/выраженная гипорексия (низкий, крайне избирательный аппетит) несут высокие риски развития липидоза (жировой дистрофии) печени. Дополнительная проблематика связана с нарушением здоровья энтероцитов и целостности слизистой оболочки кишечника, гипомоторикой кишечника и соответствующими рисками бактериальной транслокации. Итак, голод для кошки - это очень опасно.

ЛИПИДОЗ ПЕЧЕНИ. Важно понимать, что липидоз печени, выступающий как основная угроза голодания - это холестатический синдром/холестаз (гепатоциты давят друг на друга), а не воспалительная реакция. Так, период анорексии или гипорексии переводит кошку в катаболическое состояние. Жировая ткань расщепляется, производятся жирные кислоты, которые транспортируются в печень. Но такая мобилизация периферического жира превышает способность печени к распространению или использованию жира для получения энергии, что приводит к расширению цитоплазмы гепатоцитов триглицеридами. Набухание гепатоцитов блокирует внутрипеченочный ток желчи, вызывая холестаз.

Еще раз подчеркнем, что липидоз печени очень опасен и выступает потенциально смертельным заболеванием для кошек. Основой как недопущения его развития, так и терапии такой патологии является восстановление адекватного энтерального питания. Никакая инфузионная терапия кристаллоидами (Фриостерин, Стерофундин, раствор Рингера, раствор Натрия хлорид 0.9%) и даже введение растворов аминокислот для парентерального питания не заменит кошке адекватного поступления пищи в ЖКТ.

Вместе с тем, сейчас принудительное кормление больных кошек из шприца без иглы НЕ рекомендуется:

• Редко удается достичь целей по объему энтерального питания.

• Процедура может быть опасна для кошки (аспирация) или опекуна (царапание/кусание).

• Сильный стресс может увеличить риск развития резистентности к инсулину.

• Процедура может вызвать глубокое отвращение к выдаваемой пище (вплоть до сохранения на всю жизнь).

В этой связи терапия первой линии при гипо-/анорексии будет направлена на коррекцию возможного болевого синдрома и тошноты; возможны стимуляция аппетита Миртазапином (с ограничениями) и повышение привлекательности предлагаемых кормов.

ЭЗОФАГОСТОМА. Если эффекта нет - ни в коем случае нельзя затягивать с постановкой эзофагостомы (ЭФС). ЭФС - это трубка, устанавливаемая в пищевод через маленькое отверстие в шее пациента (при этом трубка не вводится непосредственно в желудок, а заканчивается уже в пищеводе).

Кошка с установленной эзофагостомой и защитным тканевым воротником
Кошка с установленной эзофагостомой и защитным тканевым воротником

Как вариант - в редких случаях может быть рассмотрена установка носопищеводного/носожелудочного зонда, но эзофагостома сейчас признается наилучшим вариантом по множеству характеристик, а ее постановка рассматривается как рутинная процедура.

Носожелудочный зонд (назогастральный зонд) как одна из альтернатив ЭФС
Носожелудочный зонд (назогастральный зонд) как одна из альтернатив ЭФС

Процедура постановки ЭФС подразумевает выполнение седации, однако в данном случае угрозы сохранения голода значительно превосходят риски дачи анестезиологического пособия (естественно, не столь глубокого и условно "серьезного", как при овариогистерэктомии (стерилизации), удалении инородного тела из ЖКТ и т.д.). Риски воспаления участка фиксации ЭФС к коже также гораздо менее значимы, чем последствия анорексии. Для снижения вероятности развития такого осложнения необходимо обеспечить адекватный уход за стомой: обрабатывать кожу вокруг ЭФС водным раствором Хлоргексидина 0.05% или растворами Мирамистин, Октенисепт; защищать трубку от внешних загрязнений при помощи специального тканевого воротняка или повязки из эластичного бинта.

Сразу после постановки эзофагостомы кошку начинают возвращать к энтеральному питанию, помня о профилактике рефидинг-синдрома (синдрома возобновленного питания).

Установленная ЭФС не подразумевает обязательное содержание в стационаре клиники: животное со стомой может содержаться дома, адекватно передвигаться и в целом вести нормальный образ жизни.

Стома сохраняется до восстановления адекватного самостоятельного аппетита. Седация/наркоз для удаления ЭФС не требуется - после удаления швов оставшееся отверстие закрывается 1-2 швами или (чаще) просто заживает по вторичному натяжению.

Таким образом, распространение практики постановки ЭФС кошкам в анорексии - безусловное благо, а причиной для волнений и печали должны быть проблемы голода и липидоза печени, но вовсе не описанная манипуляция.