Иногда перебирая пластинки на стеллаже, думаю: "Кто я все-таки больше - коллекционер или меломан?"
С одной стороны, я не коллекционирую полные дискографии музыкантов и групп, специально не собираю определенные лейблы и, за редким исключением, не приобретаю разные издания одного альбома. У меня нет пластинок "для полки", все что приобретено - обязательно слушается, аккуратно и много. Плюс ко всему, при покупке пластинок я не ограничиваюсь каким-то определенным музыкальным жанром - с удовольствием слушаю и классику, и популярную музыку, и джаз, и рок. В последнее время стал больше слушать джаз, наверное, потому что не так давно открыл его для себя.
Но, в то же время, покупая понравившийся альбом какой-нибудь группы или исполнителя, стараюсь выбирать оригинальное издание той страны, в которой записывались музыканты. Также стараюсь приобретать пластинку в отличном состоянии и полной комплектности. Эти нюансы больше характеризуют коллекционеров.
Однако бывает такое, что все же встречаются пластинки, которые я приобретаю скорее не для прослушивания, а для изучения – ведь жаль часто ставить такой винил на проигрыватель. Это уже артефакт истории, реликвия! Интересно изучить историю пластинки, биографии музыкантов, факты о сессии звукозаписи. Вот, например, такой раритет есть в моей фонотеке - The Jazz Messengers – At The Cafe Bohemia Volume 2 / Blue Note Records – BLP1508 Mono.
На пластинке представлены записи из кафе Bohemia (Нью-Йорк) от 23 ноября 1955 года. Инженер звукозаписи – легендарный Руди Ван Гелдер.
Интересная информация об этом альбоме приведена в аннотации на оборотной стороне конверта. Вообще мне очень нравятся статьи с обложек джазовых пластинок, часто там можно почерпнуть много полезного о пластинке и музыкантах. Приведу выдержку (автор Leonard Feather):
"С этим ярким альбомом связано два важных момента, которые следует упомянуть. Во-первых, это наименование коллектива - "Messengers", которое впервые появилось на лейбле Blue Note в 1947 году, тогда Арт Блэйки также был бэнд-лидером записи. Во-вторых, в пластинке также воплощена идея записи в ночном клубе, которая была очень удачно реализована серией альбомов "Art Blakey Quintet – A Night At Birdland (Volume 1-3)", выпущенных на Blue Note под номерами 5037, 5038 и 5039.
Текущий состав Messengers был сформирован в ходе сессий звукозаписи, в результате которых были выпущены пластинки под названием "Horace Silver Quintet" (Blue Note 5058 и 5062). Участники Messengers единодушно верят в то, что джазмены должны поддерживать связь с корнями, придерживаться джазовой традиции. Арт Блэйки в интервью журналу Down Beat сказал: "Когда вы слушаете джаз, то улавливаете послание, идущее от музыкантов. И когда мы, играя на сцене, видим, что в зале есть люди, которые не притоптывают и не кивают головами в такт нашей музыке, мы понимаем, что делаем что-то не так". Хорас Сильвер добавил: "Мы не хотим заходить слишком далеко. Мы хотим, чтобы люди понимали то, что мы делаем".
The Messengers впервые сыграли в этом составе в феврале 1955 года. Музыканты до сих пор выступают в клубах по всему Востоку и Среднему Западу.
Во время записи альбома "A Night At Birdland" (1954) кафе Богемия было всего лишь малоизвестным нью-йоркским клубом в Гринвич-Виллидж. Однако, весной 1955 года здесь произошли большие перемены. Джимми Гарофоло, владелец Богемии, ничего не знал о джазе, до тех пор, пока пара музыкантов не забрела сюда случайно с улицы (возможно, они приняли это место за кафе Society, находящееся неподалеку, а может, просто проголодались). Эти джазмены устроили зажигательный джем-сейшн, который очень впечатлил Джимми. Но еще больше его впечатлило появление в Богемии Чарли Паркера. Было даже решено придать кафе джазовую направленность, планировалось, что сам «Птица» (Паркер) выступит на открытии. Увы, афиша, на которой Чарли Паркер представлял джазовые вечера в Богемии, до сих пор лежит неиспользованной в подвале кафе.
Кафе Богемия - довольно длинное и узкое помещение с баром в одной стороне и небольшой эстрадой для оркестра в другой - находится на уровне улицы, всего в нескольких шагах от кафе Society на площади Шеридан. Джазмены приняли Богемию как одно из лучших мест для выступлений в Нью-Йорке, включив его в список «три Б» (вдобавок к клубам Бердленд и Бейсин-стрит). Участники The Messengers, частенько заглядывали в Богемию и классно проводили время.
На пластинке вы услышите, как Арт Блэйки представляет участников коллектива и все музыканты вам известны: Кенни Дорэм, трубач из Фэрфилда (Техас), известен по пластинке Afro-Cuban (Blue Note 5065). Тенор-саксофонист Хэнк Мобли, которого можно было услышать в составах Гиллеспи, Роуча и Сильвера, а также в составе записей с Дорэмом и на сессиях с Джей Джеем Джонсоном, уже прочно вошел в семью Blue Note. Даг Уоткинс (Doug Watkins) из Детройта – сегодня один из самых молодых и многообещающих контрабасистов..."
Теперь несколько слов о пластинке с точки зрения "виниловой археологии":
Альбом "The Jazz Messengers – At The Cafe Bohemia Volume 2" впервые был издан в 1956 году. У меня в коллекции переиздание 1957-58 года. Какие факты мне говорят об этом? Посмотрим:
- на этикетке надписи: сторона А - 47 West 63rd New York 23 (такая этикетка использовалась с 1957 по 58 год), сторона В - 47 West 63rd NYC без знака ® (такая этикетка использовалась с 1958 по 59 год) ;
- инициалы Ван Гелдера RVG на сбеге выгравированы вручную (такой штамп использовался до 1957 года, затем стали применять машинный штамп). Также на сбеге присутствует знак "P", который часто называют «ухо»;
Знак "Р" - это штамп завода Plastylite (завод располагался в городе Норт-Плейнфилд (Нью-Джерси, США) и печатал пластинки для Blue Note до 1966 года, пока компания не перешла к Liberty).
Также характерными особенностями моего издания являются следующие моменты:
- адрес на обороте конверта: Blue Note Records, 47 West 63rd St., New York 23;
- пустой корешок конверта;
- пластинка напечатана с матриц оригинального первого пресса 1956 года (767 Lexington Ave NYC):
RVG [Ear stamp] BN-LP-1508-A
RVG [Ear stamp] BN-LP-1508-B
Добавлю, что звук пластинки замечательный, мне повезло впервые услышать этот альбом практически на оригинальном издании!
Легендарная запись! Пластинка переносит вас на 70 лет назад, в то место и время, когда в маленьком кафе пятеро музыкантов творили историю джаза.
Коллеги, всем удачных виниловых раскопок и приобретений!
👋 Друзья, подписывайтесь на мой канал и поддержите меня лайком!