Найти тему

Почему быть балериной в XIX веке было опасно? И при чем здесь Наполеон Бонапарт?

Эдгар Дега, Голубые танцовщицы, Живопись, 1898, 65×65 см, картон, пастель, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва
Эдгар Дега, Голубые танцовщицы, Живопись, 1898, 65×65 см, картон, пастель, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва

В 1848 году в Лондоне случилось страшное событие. На сцене одного из английских театров заживо сгорела танцовщица Клара Уэбстер, которой было всего 22 года.

В тот вечер девушка танцевала в балете "Восстание в Серале". По сюжету она должна была порхать над водной гладью, в виде которых на сцене были сконструированы газовые горелки. И в один миг пышная пачка Клары вспыхнула. Бедная балерина металась по сцене, но никто не мог ей помочь. В ее смерти можно обвинить не только руководство театра, но еще и моду, которую ввел французский император.

Кружись, звезда кордебалета,
В объятьях власти пируэта.
И в свете рампы извивайся,
В пуантах к небу поднимайся.

Дело в том, что в начале XIX века женщины начали носить скромные похожие на сорочки платья с высокой талией. Эти платья шили из тонкого полупрозрачного муслина. Мода на такую ткань пришла в Европу вместе с восточными успехами Наполеона Бонапарта. Хотя мода поменялась, но любовь к муслину осталась. К середине XIX века каждая дама с пышной муслиновой юбкой на кринолине могла вспыхнуть будто спичка, если бы она присела слишком близко к камину или уронила свечу. Эта трагедия была не единственной, когда танцовщицы загорались. Ужасно, как девушки в прямом смысле слова могли "сгореть на работе".

В Лондонском «Судебном журнале» только за один март 1858 года было зафиксировано не менее 19 смертей, произошедших в результате возгорания кринолиновых юбок. В мемуарах Оскара Уайльда описывается, как две его сестры погибли от возгорания передав огонь от одной юбки к другой.

Чтобы снизить риски ученые изобрели специальный огнеупорный раствор, которым предлагалось обрабатывать балетные пачки. Но из-за него белоснежные юбки приобретали желтоватый оттенок. Поэтому большая часть балерин предпочитала рисковать жизнью ради идеальной картинки на сцене.

Да, мода требует жертв. Но когда выбраться из пылающего платья самостоятельно практически невозможно, мне кажется, желание покорить мужчин стояло превыше здравого смысла.

Мне очень нужна Ваша поддержка. Подписывайтесь на канал и оставляйте реакции.❤️ А я постараюсь радовать Вас далее новыми статьями!

Всем добра!