Найти тему
Сретенский монастырь

ИКОНОГРАФИЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ПАНТЕЛЕИМОНА

В каждую эпоху появляются особенные святые. Ранняя эпоха, время первых христиан, мужей апостольских (учеников апостолов) – это еще и эпоха страдальцев за веру, поскольку христианство не стало пока государственной религией. Но даже среди этих удивительных людей появлялись подвижники и мученики, жизнь которых спустя столетия по-прежнему и как-то особенно неповторима: грани их служения подобны граням драгоценных камней, и плод их жизни находит отклик в сердцах нынешних христиан.

Великомученик Пантелеимон – чрезвычайно известный святой: в этом году за несколько дней до дня его памяти на московском Ярославском вокзале был торжественно представлен медицинский поезд, получивший название «Святой Пантелеймон», который оправится лечить людей в труднодоступные районы страны.

Медицинский поезд «Святой Пантелеймон». ecomeds.ru
Медицинский поезд «Святой Пантелеймон». ecomeds.ru

`Образ святого Пантелеимона очень часто можно увидеть вместе с изображением праздников, иконами Богоматери и избранных святых: заступников той или иной местности, покровителей чадородия, а также других целебников. В Спасо-Преображенском всей гвардии соборе в Петербурге находится полковой складень с образами Преображения Господня, святых Пантелеимона и царя Константина. Этот складень был подарен полковому лазарету в 1900 году князем Константином Константиновичем, известным поэтом «К. Р.». В Серафимовском храме-часовне города Щёлково Московской области в киоте три иконы: Богоматери «Владимирская», великомученика Пантелеимон, а в центре между ними в овале – праведных Иоакима и Анны.

Изображение святого входит и в другие более сложные иконописные программы. В церкви преподобного Сергия Радонежского в Алмазово недалеко от Москвы есть икона с необычным составом: три образа Богоматери и святой Пантелеимон находятся в отдельных клеймах. Все изображения объединяет Распятие, которое находится в центре, – и целитель Пантелеимон обращен к нему в молении.

Святой Пантелеимон (Пантолеон при рождении) появился на свет в малоазийском городе Никомидии и происходил из знатной семьи язычника Евсторгия, позже также принявшего Христа под влиянием жизни сына. Согласно иконописному подлиннику, составленному В. Д. Фартусовым, святой Пантелеимон «греческого типа, юноша около 20 лет, ростом высок, телосложением сильный, лицом красив, волосы кудрявы и коротки, в богатой тунике и плаще». Святой изображается в позе, характерной для античных изображений знаменитых людей: одна нога слегка выдвинута вперед, легкий наклон головы сочетается с жестом руки, которая, едва касаясь перстами лжицы, опускается в ящичек с лекарствами.

Святой Пантелеимон, икона с житием,
начало XIII в.
Святой Пантелеимон, икона с житием, начало XIII в.

Цвет мученических одежд – красный: великомученик изображается в алом плаще, свисающем широкой складкой на груди, иногда в виде пышной драпировки; хитон синий или зеленый. В наружных заалтарных росписях храма Рождества Богородицы в Орехово-Зуево святой препоясан таким образом, что концы пояса напоминают диаконский орарь. На внешних росписях храма Воскресения Христова в Сокольниках пояс с крестами опускается с шеи святого почти до колен и тоже напоминает орарь. Этой деталью иконописцы хотели указать на необыденный образ служения святого, его отрешенность от земного (орарь символизирует ангельские крылья). Извод с изображением мученика в красном плаще и ларцом в руках стал наиболее распространенным на рубеже XIX – XX веков.

Святой не всегда держит мученический крест. Порой, как на современной иконе над западным входом в храм при больнице святого Владимира в Москве, он изображается и с ковчежцем, и с крестом. И надписание на этой иконе выполнено в форме креста. Иногда в руке святого перо как символ его знаний, так как в первые века по Рождестве Христовом любая наука, даже врачебная, восходила к античной учености.

Образ святого Пантелеимона со свитком,
икона XIX в.
Образ святого Пантелеимона со свитком, икона XIX в.

Иногда великомученик Пантелеимон держит в руках развернутый свиток со строками евангельских изречений или словами, произносимыми от его лица. В упомянутом иконописном подлиннике приводится семь вариантов изречений, причем два текста косвенно свидетельствуют о том, что у святого был дар исцеления глазных болезней, например: «Во имя Господа моего Иисуса Христа, просвещающего ослепленныя, прозри и виждь». Эти строки говорят, безусловно, и о духовной зрении, даруемом по его молитвам.

В конце XIX – начале XX века в Россию привозилось множество икон великомученика Пантелеимона из Ильинского скита на Афоне, приписанного к русской Пантелеимоновой обители. А собор в честь почитаемого святого был построен на Афоне в 1826 году. Образа из этой обители отправлялись в Россию разные: и писаные красками, и отпечатанные на бумаге. Причем когда образ печатался, он также изготавливался тщательно и с любовью – на обратной стороне был красивый оттиск печати с надписью: «Благословение от Русского Ильинского скита на святой Афонской горе», и ниже помещалась подпись от руки, кому именно отправлено это благословение. Многие люди из разных сословий хотели получить для домашней молитвы и в свои храмы благословение именно афонской обители. В храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке современный образ великомученика – это его редкое ростовое изображение на фоне афонского пейзажа, Пантелеимонова монастыря и святой Афонской горы.

Надо сказать, что даже в период активных паломнических и культурных контактов с Афоном стиль вновь создаваемых икон не исчерпывался афонскими образцами, как это произошло, например, с иконой Богоматери «Достойно есть»: ведь до сих пор в храмах Москвы и Подмосковья подавляющее число образов этой иконографии Богородицы именно с Афона. Иконы великомученика весьма различны по стилю: это и образа Владимирских сел (знаменитых Палеха и Мстеры), разные по качеству исполнения, и столичные иконы крупнейших иконописных мастерских.

Иногда, особенно в раннюю эпоху, святой помещался на церковных изображениях вместе со своим учителем Ермолаем, с которым он поминается в службе Елеосвящения. Это особенно характерно для греческих и афонских икон. Например, на фреске XIV века из церкви святого Николая Орфаноса в Салониках Ермолай благословляет своего ученика. Но всё же Пантелеимона не так часто можно увидеть вместе со своим учителем, в отличие от других «святых двоиц», тоже упомянутых в чине Елеосвящения: Космы и Дамиана, Кира и Иоанна.

Свв. Пантелеимон и Ермолай, икона XVII в.
Свв. Пантелеимон и Ермолай, икона XVII в.

Изображается подвижник и в паре со святым Трифоном мучеником, например, в Богоявленском Елоховском соборе в Москве. Нередки изображения святого вместе с великомучениками Георгием Победоносцем и Димитрием Солунским, например, в Крестовоздвиженской церкви Ливадийского дворца – в росписи начала XX века. Интересно, что иконописцы подчеркивают сходство внешнего облика упомянутых святых, их юность; иногда единообразно пишутся власы в виде аккуратно собранных прядей волос. Отличаются небожители друг от друга своими атрибутами служения: в руках у Пантелеимона ковчежец с медикаментами, у Георгия и Димитрия – щиты, мечи, у святого Трифона – сокол в руках около плеча. Различие атрибутов еще более указывает на подобие, согласие и внутреннее единство святых. В создании современных программ церковных росписей используются совместные циклы изображений святых Пантелеимона и Луки Крымского, который также является покровителем и врачей, и болящих. В иконографии совокупное почитание святых созвучно евангельскому тексту: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18: 20).

Жанна Курбатова

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм