В дореволюционной историографии этническая история народов Дагестана представлялась как история миграций, переселений , слияний разных народов и племён. Многим авторам XIX в. Дагес-тан, как и весь Кавказ, был убежищем различных народов и племён, а дагестан-ские народы на их современной терри-тории – пришельцами, проникшими сюда во время Великого переселения народов. «Горцы есть беглецы от семейного общества человеческого» (Иосселиани Платон Игнатьевич (род.1809,Тифлис - умер 1875, там же), груз. историк, филолог). «Горское народонаселение умножалось притоком новых этнических стихий… никогда, ни при каких обстоятельствах кавказские горцы не играли никакой исторической роли…, ни в какую эпоху даже в короткое время не успевали они … создать … там что-либо надолго» ( писал Барон Пётр Ка́рлович У́слар (род. 1816 г., д. Курово Тверская губерния — умер 1875г, там же) царс-
- 2 -
кий военный инженер (генерал-май-ор), лингвист и этнограф. Один из крупнейших кавказоведов, автор грамматических описаний абхазского, чеченского, аварского, лакского, дар-гинского, кюринского ( совр. Лезгинс-кого) и табасаранского языков. «Кавказ не имеет культуры, выросшей на родной кавказской почве. Тут почти всё позаимствовано» Писал Дирр Адольф (род. 1867г. – умер 1930г.) Немецкий лингвист и этнограф, много лет проживший в России, исследователь кавказских языков. Автор грамматических описаний ряда лезгинских (агульского, табасаранского, рутульского, цахурского, удинского, арчинского), андо-цезских языков, убыхского и грузинского.
Почётный доктор Мюнхенского университета (1908). Лауреат Макарьевской премии Санкт-Петербургской академии наук (1909). Хранитель Музея народоведения в Мюнхене в 1913—1930 гг.
С 1902 по 1913 гг. состоял преподавателем немецкого языка в различных среднеучебных заведениях Кавказа. Дирр много путешествовал по Кавказу: побывал в долине Андийского Койсу и Казикумухского Койсу, в Южном Дагестане и окрестностях Кубы, Из северо-западных кавказских языков внимание Дирра привлек язык убыхов, в 1864 году переселившихся в Турцию. В 1913 году по поручению Санкт-Петербургской Академии наук он совершил поездку в места поселения убыхов, изучил их язык и записал некоторые произведения их устной народной словесности. Наступившие затем события (война и революция) задержали опубликование добытых материалов, и лишь в 1927—28 гг. ему удалось издать свой труд «Язык убыхов».
Автор «Введения в изучение кавказских языков»— капитального труда, в котором был дан обзор всех кавказских языков. В целом книга носит описательный характер, хотя конечной её целью является создание прочной базы для сравнительного изучения кавказских языков.
Работая на Кавказе, Дирр уделял внимание и сбору этнографических материалов (в т.ч. артефактов), а также делал фотографии и фонографические записи. Звуковые образцы речи, записанные им в 1909 году в Закаталах и Тифлисе, хранятся в Венском архиве фонограмм; с 1910 по 1913 гг. Дирр сделал более 38 записей народной музыки лазов, мегрелов, сванов, абхазов и осетин (ныне находятся в Музее этнографии в Берлине). В фотоархиве Музея народоведения в Мюнхене хранится 295 фотографий Дирра, сделанных им в разных частях Кавказа. На фотографиях представлены как жители Кавказа, так и объекты материальной культуры.
ДЗР/Дети Земли РУССКОЙ 29 сен 2013·от Наденьки Соколовой Царские генералы о «кавказсиле» (цитаты)...
Генерал Слепцов, 1844 год: «Какое имеют право эти дикари жить на такой прекрасно земле? Перстом Господа миров наш Августейший Император повелел нам уничтожить их аулы, всех мужчин, способных носить оружие уничтожить, сжечь посевы, беремен-ным женщинам вырезать животы, чтобы они не рожали бандитов….»
Генерал Цицианов, «Покоренный Кав-каз», 1804 год: «Истреблю вас всех с лица земли, пойду с пламенем и сож-гу все, чего не займу войсками; землю вашей области покрою кровью вашей и она покраснеет, но вы, как зайцы, уйдете в ущелья, и там вас достану, и буде не от меча, то от стужи околеете..».
Грибоедов, который был в отряде Вельяминова, в 1825 г. в письме к Бегичеву: «Имя Ермолова еще ужаса-
- 2 -
ет; дай бог, чтобы это очарование не разрушилось… Будем вешать и прощать и плюем на историю».
Декабрист Лорер: «В разговоре с Зас-сом я заметил ему, - писал он, - что мне не нравится его система войны, и он мне тогда же ответил: «Россия хо-чет покорить Кавказ во что бы это ни стало. С народами, нашими неприяте-лями, чем взять как не страхом и гро-зой?.. Тут не годится филантропия, и Ермолов, вешая беспощадно, грабя и сжигая аулы, только этим успевал более нашего».
Генерал Булгаков, 1810 г., рапорт по результатам похода в Кабарду:
«Кабардинский народ доселе никогда таковой чувствительной не имел поте-ри… Они потеряли много имущество, которое сожжено с 200 селений».
- 3 -
Николай I - графу Паскевичу (1829 г., после окончания русско-турецкой войны): «Кончив, таким образом, одно славное дело, вам предстоит другое, в моих глазах столь же славное, а в рас-суждении прямых польз гораздо важ-нейшее - усмирение навсегда горских народов или истребление непокор-ных».
Пушкин, 1829 г., «Путешествие в Арзрум»: «Мы вытеснили их из при-вольных пастбищ; аулы их разорены, целые племена уничтожены».
Генерал Цицианов, 1804 г., «Владель-цам Кабардинским…»: «Кровь во мне кипит, как в котле, и члены все во мне трясутся от жадности напоить земли ваши кровью ослушников… ждите, говорю я вам, по моему правилу, шты-ков, ядер и пролития вашей крови
- 4 -
реками. Не мутная вода потечет в ваших реках, а красная, ваших семейств кровью выкрашенная».
Фонвилль, «Последний год войны Черкесии за независимость, 1863-1864»:«Со всех мест, последовательно занимаемых русскими, бежали жители аулов, и их голодные партии проходи-ли страну в разных направлениях, рас-сеивая на пути своем больных и уми-равших; иногда целые толпы пересе-ленцев замерзали или заносились снежными буранами, и мы часто заме-чали, проезжая, их кровавые следы. Волки и медведи разгребали снег и выкапывали из-под него человеческие трупы».
Берже, «Выселение горцев с Кавказа»:
«Мы не могли отступить от начатого дела только потому, что черкесы не хотели покориться. Надо было истребить черкесов наполовину, чтобы заставить другую половину сложить оружие. Предложенный графом Евдокимовым план бесповоротного окончания Кавказской войны уничтожением неприятеля замечателен глубиною политической мысли и практической верностью…».
Венюков, «Кавказские воспоминания (1861-1863)»:
«Война шла с неумолимой беспощадною суровостью. Мы продвигались шаг за шагом, но бесповоротно, и очищали земли горцев до последнего человека. Горские аулы были выжжены целыми сотнями, посевы вытравливались конями или даже вытаптывались. Население аулов, если удавалось захватить его врасплох, немедленно было уводимо под военным конвоем в ближайшие станицы, и оттуда отправлялись с берегам Черного моря и далее в Турцию… Аулы абадзехов на Фарсе горели дня три, наполняя горечью пространство верст за 30. Переселение шло чрезвычайно успешно…».
В книге «Последний год войны Черкесии за независимость (1863-1864г.)» француз Фонвилль, очеви-дец тех событий, так описывал черкесов, выселившихся в Турцию:
«их сабли, кинжалы, карабины про-изводили какой-то особый, внуши-тельный, воинственный шум... Чувствовалось, что этот могучий народ, если и был побежден рус-скими, отстаивал свою страну, сколько мог, и… не было в нем недостатка ни в храбрости, ни в энергии». ЧЕРКЕССКИЙ НАРОД ТАК И УШЕЛ НЕПОБЕЖДЕННЫМ....!!! Вот как описывал генерал Р. Фаде-ев изгнание черкесского народа: «Весь берег унизался судами и покрылся пароходами. На каждой версте из 400 верст его протяже-ния белели большие и малые па-руса, подымались мачты, дыми-лись трубы пароходов; на каждом мыску развевались флаги наших пикетов; в каждой балке толпился народ и стоял базар….. Правда, то были похороны исчезавшего наро-да: движение редело по мере того, как пустел берег. Но он пустел не-надолго. На покинутых пепелищах осужденного черкесского племени стало великое племя русское… восточный берег с его великолеп-ной красотой составляет теперь часть России…. Вырваны плевела, взойдет пшеница.»
А это прогноз генерала на будущее адыгов: «…довольно посмотреть на донесения консулов, чтобы знать, как тают черкесы в Турции; их выбыло уже наполовину, между ними нет больше женщин…. Турецкие черкесы просуществуют лишь в одном поколении…»
(Французский доброволец А.Фонвилль, по книге "Последный год войны Черкесии за независимость, 1863-1864") К 21 мая 1864 года пал последний бастион черкесского сопротивления – урочище Кбаада (Къуэбыдэ, ныне - горнолыжный курорт Красная поляна, близ Сочи).
Там, в присутствии родного брата императора Александра II - Великого князя Михаила, состоялся парад победы по случаю окончания Кавказской войны и выселения черкесов (адыгов) в Турцию.
Огромный край опустел. От 4-ёх млн. населения к 1865г.у на Западном Кавказе осталось лишь около 60 тыс. человек, поселенных в разрозненных селениях, в окружении казачьих станиц. Выселение продолжалось почти до конца 1864 г. и, к 1865 г., вместо многочисленного и цельного черкесского народа – доминирующего народа Кавказа, остались лишь небольшие, территориально разобщенные этнические «островки» адыгов.
Такая же участь в 1877 г. постигла и родственную черкесам Абхазию. Общее число черкесов на Кавказе после войны (без кабардинцев), не превышало 60 тыс. человек. Да, черкесы проиграли эту войну. По своим последствиям она явилась для них настоящей национальной катастрофой. Были потеряны свыше 90% населения и около 9/10 всех земель. Но кто может попрекнуть черкесский народ в том, что он, жалея себя, не защищал свою родину? Что он до последнего воина не сражался за каждую пядь этой земли? За всю историю Черкесии ЕДИНСТВЕННОЙ армией, сумевшей, ценой колоссальных жертв и невероятного напряжения сил, занять эту территорию, была российская армия, да и то, сделать это удалось, только изгнав фактически все черкесское население.
И во время, и после окончания войны, многие участники этих событий отдавали должное той отваге, с которой адыги отстаивали свою родину.
Один из авторов «Очерков покорения Кавказа» писал: «Мы не могли отступить от начатого дела и бросить покорение Кавказа только потому, что черкесы не хотели покориться... Теперь, когда наша власть на Кавказе вполне упрочена, мы можем спокойно отдать дань уважения героизму и беззаветной отваге побежденного врага, честно защищавшего свою родину и свою свободу до полного истощения сил».