Найти тему
Факты про артефакты

"Дама с капюшоном": артефакт с женским лицом возрастом 25000 лет с пронзительным взглядом

Оглавление

"Дама из Брассемпуи" или "Дама в капюшоне" - одно из самых известных произведений искусства эпохи палеолита. Хотя это и не точный портрет,но он дает нам удивительно современный и трогательный образ доисторической женщины.

Предмет был обнаружен в 1894 году Эдуардом Пиеттом и Жозефом де Лапортери вместе с четырьмя другими статуэтками из кости мамонта в Папской пещере в Брассемпуи (Ланды).

Дама с капюшоном
Дама с капюшоном

Обнаружение артефакта "Дама в капюшоне"

В общей сложности десять статуэток и большой фрагмент из того же материала были найдены на этом месте в период с 1892 по 1897 год. В своих публикациях Эдуард Пиетт точно указывает, к какому археологическому слою относятся статуэтки. Теперь мы знаем, что на этом уровне существовало кремневое изготовление орудий, относимых к граветтскому периоду, для которого характерен особый тип кремневого лезвия, известный как "граветтское острие".

Дама с капюшоном 2
Дама с капюшоном 2

Эдуард Пиетт также упоминает, в каком месте пещеры он обнаружил статуэтки. Большинство из них находятся у входа в пещеру, так как на ниже в пещере слишком влажно для сохранения кости мамонта. Ученый описывает слоновую кость как настолько разложившуюся, что она стала жидкой.

Сразу после раскопок на маленькой голове статуэтки появилась трещина по всей длине правой щеки. Действительно, этот чрезвычайно хрупкий материал, особенно чувствительный к перепадам влажности, должно быть, слишком быстро высох после того, как его вынесли из пещеры, и испортился.

Хотя возникает вопрос о профессиональных качествах археологов, о сохранности артефактов сразу после извлечения написано множество методичек.

Дама с капюшоном 3
Дама с капюшоном 3

Артефакт палеолита "Дама с капюшоном"

Эта маленькая женская головка вырезана из кости мамонта, сложного и драгоценного материала для работы. Она (голова) имеет круглую форму, то есть выполнена в трех измерениях, и тщательно отполирована. Кроме того, на макушке имеется множество тонко выгравированных деталей. Голову с широким лбом и заостренным подбородком, обрамляющую длинную и изящную шею, обрамляет прическа в виде перьев, которая может быть выполнена в виде косичек, ожерелья из ракушек или капюшона.

Хорошо видно трещину
Хорошо видно трещину

Этот вид украшений можно встретить на нескольких головах и статуэтках, относящихся к одному и тому же периоду. Черты лица упрощены и очень стилизованы. Глаз нет, но кажется, что под дугами бровей есть пристальный взгляд. И чем больше рассматриваешь статуэтку - тем больше кажется.

Под длинным, узким, приплюснутым носом рот не изображен. Выражение лица загадочно и поистине уникально для доисторического искусства. Ученые - исследователи долгое время думали, что эта маленькая голова принадлежала целой статуе. Они очень надеялись и надеются найти тело этой женщины и даже иногда моделировали как бы оно выглядело.

Маленькая головка почти не повреждена: на ней не хватает только кусочка кости с правой стороны шеи и у основания волос.

Дама с капюшоном гиф
Дама с капюшоном гиф

Венера Граветтиенс

"Дама из Брассемпуи" принадлежит к группе из примерно ста женских статуэток, получивших название "Венус". Обнаруженные по всей Европе, от Пиренеев до Сибири, они, за исключением двух более древних статуэток, относятся к граветтскому периоду, который длится от -34 500 до -25 000 лет до н.э.

Для изготовления этих статуэток используются самые разные материалы: различные камни, от белого известняка до янтарного кальцита и зеленого стеатита, кость, рога северного оленя и мамонта. Некоторые редкие статуэтки из Моравии (Чехия) были даже вылеплены из глины перед обжигом.

Граветтийские женские статуэтки демонстрируют большое стилистическое и, вероятно, символическое единообразие. Они изображают обнаженных женщин с преувеличенными сексуальными и материнскими чертами: грудь, бедра, живот, ягодицы.

Напротив, руки, ноги и голова очень маленькие или вообще отсутствуют. Некоторые статуи явно изображают беременных или рожениц. Они не просто изображают женщин, они, по-видимому, символизируют женственность и сексуальность, плодородие и материнство.

Почему-то ассоциация с Моной Лизой на уровне субъективных ощущений, даже и не объяснить почему..

-8