Вспомните себя в детстве. Случалось ли, что сидя за школьной партой в солнечный сентябрьский день, вы мечтали перенести урок на улицу? Если да, то образовательная модель «Лесная школа» вам точно понравится!
«Лесная школа» – это модель обучения, которая реализуется на открытом воздухе, где учащиеся овладевают комплексом личных, социальных и технических навыков. Она была спроектирована в 1950-х годах в скандинавских странах. В основе «Лесной школы» лежит философия фрилуфтслив (friluftsliv – с норвежского дословно «жизнь под открытым небом»). Это известная норвежская философия, которая базируется на уважительных отношениях человека с окружающим миром. Главная цель для представителя данного идейного течения – получить яркие ощущения от восстановления связи с нашим биологическим «я» и интегрировать его в повседневную мегаполисную жизнь.
Несмотря на то, что «Лесная школа» сильно отличается от системы формального образования, она может использоваться для полноценной реализации учебной программы, так как основана на современной педагогике и андрагогике. Так, идя по реке на лодке, можно «случайно» заговорить о законах движения или когда мы сидим у костра и готовим еду о тепловых свойствах передачи энергии.
В модели «Лесной школы» образовательный приоритет смещен с академических результатов на самого ребенка. С помощью пространства вокруг ученик научится заглядывать внутрь себя: оценивать эмоции, понимать свои чувства, наблюдать за своими ощущениями и прислушиваться к своим мыслям.
Для успешной реализации модели на практике важно учесть ряд требований:
- Игра – ключевая активность и поле креативности;
- Постоянный состав группы учеников;
- Важно одновременно сохранять идентичность группы и индивидуальность каждого участника;
- В группу входят как взрослые, так и дети;
- Процесс наблюдения со стороны руководителя и учеников определяет маршрут обучения;
- На освободившееся место в группе не стоит брать новичка, лучше оставить его вакантным.
В англоязычной литературе эксперты представляют перечень рисков, с которыми могут столкнуться участники модели обучения, и они подобны тем, что встретили герои фильма «Капитан фантастик».
Вот шесть видов деятельности, связанных с риском, с которыми дети могут столкнуться в «Лесной школе»:
- Игры на высоте, например, лазание по деревьям или скалам.
- Игры на высокой скорости, такие как бег и т. п.
- Игры с острыми предметами.
- Игры вблизи опасных мест, таких как реки, озера, костры или скользкая поверхность.
- Игры с элементами рукопашного боя, такие как пятнашки или другие физические игры.
- Игры там, где дети могут потеряться.
Звучат они как активности для детей в лагере на выживание!
На данный момент в Великобритании образовательная модель «Лесная школа» реализуется на всех ступенях от начальной школы до университета. В образовательной системе России данная модель применяется лишь в процессе реализации дополнительного образования. Но вы только представьте, как было бы здорово оказаться в такой школе и постигать науки на природе!