Найти в Дзене

"Делайте свое дело, писатели, и помните, на какую дорогу вступаете..."

«Порой сижу здесь, совершенно обалдевший, и думаю про себя: вообще-то твоя работа сидеть здесь и писать следующую книгу. А менять мир — это дело других... А потом я прихожу в себя с восклицанием: а вот и нет!» Мне захотелось начать разговор об этой книге именно с такой цитаты Терри Пратчетта. Ибо в книге Анны Гутиевой «О чем кричит редактор», которую я прочитала в первый раз одним махом, а второй — уже с карандашом и стикерами (а именно так ее и нужно читать), эта мысль проходит красной нитью через весь текст. И не только эта. Из названия книги можно предположить, что это очередной учебник по литмастерству, раз в нем есть слово «редактор». Но это не совсем так. Вернее, совсем не так, о чем предупреждает и сама автор. Я бы даже затруднилась с определением жанра этой книги. Возможно, психология писательского творчества. Возможно, философия литературного труда. Возможно, анализ сложившейся ситуации в литературе и да, все же некоторые советы пишущим. Все эти темы нашли место на страницах к

«Порой сижу здесь, совершенно обалдевший, и думаю про себя: вообще-то твоя работа сидеть здесь и писать следующую книгу. А менять мир — это дело других... А потом я прихожу в себя с восклицанием: а вот и нет!» Мне захотелось начать разговор об этой книге именно с такой цитаты Терри Пратчетта. Ибо в книге Анны Гутиевой «О чем кричит редактор», которую я прочитала в первый раз одним махом, а второй — уже с карандашом и стикерами (а именно так ее и нужно читать), эта мысль проходит красной нитью через весь текст. И не только эта.

Из названия книги можно предположить, что это очередной учебник по литмастерству, раз в нем есть слово «редактор». Но это не совсем так. Вернее, совсем не так, о чем предупреждает и сама автор. Я бы даже затруднилась с определением жанра этой книги. Возможно, психология писательского творчества. Возможно, философия литературного труда. Возможно, анализ сложившейся ситуации в литературе и да, все же некоторые советы пишущим. Все эти темы нашли место на страницах книги. Кому-то она может показаться излишне сложной, кто-то с негодованием примется писать комментарии в соцсетях. И такое будет. Не сомневаюсь. Потому что в своей книге Анна Гутиева призывает перестать уповать только на писательскую технику, которой, да, можно научить. Она призывает обратиться к личности писателя, «к его способности мыслить о мире, к его чуткости, мудрости, глубине переживаний», ни больше ни меньше.

Читала книгу и буквально хваталась за голову: это же мои мысли!!! В некоторых местах чуть не заплакала, настолько эмоционально меня зацепили слова человека, болеющего всей душой за честность писателя, которому задали бы вопрос: а что для вас писательство? Если оно про результат... Вам хорошим писателем не стать. Вы должны честно ответить: какой потребности вашей души отвечает сам процесс писательства. Я ответила. А вы, пишущие, сможете на такой вопрос ответить? Только честно.

Автор затрагивает проблему обучения писательству (да, можно, но...), «техничности» текстов, попадающих в премии, утверждая, что «если техническая сторона текста — это сюжет», то содержательная сторона — это то, «что хотел сказать автор».

А при чем здесь цитата Пратчетта? «Писатель это предназначение. Писать книги — вносить вклад в общемировую культуру, дать человечеству новое видение жизни, самого человека, мира», — отвечает автор. И никто меня не переубедит, что это только книжный пафос. Как и автор, я глубоко убеждена, что это и есть миссия писателя.

В книге много советов для начинающих писать. И самый главный: подумать, а нужно ли вам это «хобби», чем писательство в последние годы и стало для тысяч наших сограждан. Уже и шутка «писателей больше, чем читателей» скоро из разряда шуток перейдет в реальность. И тогда «внутреннее видение идеала заменят голоса интернет-читателей». «Фастфудовская литературная тема» рулит, достаточно пройтись по самоиздатовским порталам. Да и издательства не отстают. Все думаю, когда же все героини этих опусов окончат свои магические академии и повыходят замуж за боссов или драконов. Но нет им переводу. А ведь есть и в жанрах фэнтези, фантастики, любовных романов и детективов образцы литературы, которая заставляет читателей думать и сопереживать.

Автор делает неожиданные для многих выводы. Творчество — это измененное состояние сознания. Но это осознанный труд в отличие от психотического состояния. Писать может не каждый (и здесь я подписываюсь под каждым словом). Писательство — это таинство. Относитесь к нему как к служению. «Писатель пишет, чтобы сквозь мучительный, упорный труд испытать одно чувство — сопричастности творению. Мира, времени, формы, смысла». И это истинно так.

Есть в книге и глава о будущем литературы. Она довольно оптимистична. И это тоже видение автора. У меня в этом направлении скептицизма больше.

Так в чем истина, коллеги? У классика — в вине. А у современников... У известнейшего американского писателя Филипа Рота после его смерти вышла книга эссе и интервью под названием «Зачем писать?» Она толстая, но ответа на этот вопрос я там так и не нашла. Да это было бы довольно странно. Название сборника скорее провокационное. Но зато я нашла там другое. «Писатель несет ответственность за честность своего художественного слова». Хорошо бы это усвоить тем, кто вступает на нелегкий писательский путь. А все окололитературные баталии — это лишь мишура, которая очень быстро осыплется, лишь закончится очередной праздник.