Найти тему

Как не нарушить авторские права на маркетплейсах: рекомендации эксперта

Как избежать юридических проблем, соблюсти авторские права на маркетплейсах, и почему стоковые материалы не всегда лучший выбор.

изобрвжение: supa
изобрвжение: supa

В условиях современного мира, где технологии развиваются с невероятной скоростью, необходимо понимать принципы авторского права и уметь защищать свой контент.

Юлия Чистова Управляющий партнер группы компаний «Антипиратские технологии»
Юлия Чистова Управляющий партнер группы компаний «Антипиратские технологии»

Что делать, если обнаружил копирование или использование конкурентами своих видео, фото, описания товара?

На первом этапе важно собрать доказательства.

  • Зафиксируйте — сделайте видеозапись, скриншоты страниц конкурентов, где использован ваш контент.
  • Обратитесь в поддержку — предоставьте подтверждения нарушений и доказательства ваших интеллектуальных прав.
  • Свяжитесь с нарушителем — направьте письмо/сообщение о досудебном урегулировании.
  • Не прекращайте мониторить конкурента — следите за старыми и размещением новых карточек товара.

Как защитить свою, к примеру, фотографию товара?

Стоит позаботиться о сохранности исходников — это файлы с метаданными, а также рабочие архивы в psd, il, wmf, cdr и пр.

  • Депонируйте финальную версию — эта форма позволит закрепить авторство и в случае нарушений поможет оперативно заблокировать пиратский контент.
  • Публикуйте созданные работы на страницах социальных сетей — суды принимают скриншоты с датой и временем, как доказательство.
  • Загружайте в облачные хранилища — системы фиксируют данные файла, вплоть до геолокации, если она включена.
  • С помощью мониторинга следите, используют ли ваши работы без разрешения.

Почему маркетплейсы зачастую не несут ответственности за нарушения авторских прав, кто несет?

Маркетплейсы — информационные посредники. Они передают информацию, представляют возможность пользоваться площадкой, содержат ее, но не определяют содержание размещенного материала.

  • Сайты, которые выполняют функцию информационных посредников, только дают возможность другим лицам размещать информацию — то есть за нарушение отвечает тот, кто разместил материал.
  • Маркетплейс отвечает — если он знал о нарушении и не принял мер к устранению.
  • Удаление пиратского контента возможно только с доказательствами авторства.

Как самому избежать нарушений и что делать, если это произошло?

Сегодня самое популярное решение для подбора контента — стоки. Чтобы использовать размещенные на них материалы, стоит ознакомиться с лицензиями. У каждой площадки свои правила, чаще всего при цитировании нужно ставить авторство + ссылка на сайт. Кроме того, на одном стоке для фото, графических элементов или видео могут быть разными требования от правообладателей.

Создавайте свое — подбор референсов, изучение чужой практики позволяют найти свой, эксклюзивный стиль и дизайн.

Если вы самостоятельно не создаете карточку товара/оформление, а над ней работает дизайнер, то стоит позаботиться о заключении договора.

Чтобы права перешли от дизайнера к заказчику в договор включаем один из пунктов:

  1. об исключительной лицензии;
  2. об авторском заказе;
  3. об отчуждении прав на произведение.

Акт прием-передачи — финальная часть, которую нельзя игнорировать.

Следуя этим советам при работе на маркетплейсах, вы не только будете в рамках закона в отношении авторских прав, но и сможете акцентировать внимание вашей целевой аудитории на уникальности предложения. Это станет конкурентным преимуществом и залогом устойчивого развития бизнеса.

АТ в telegram — Антипираты ХХI.