Найти тему
Минская правда | МЛЫН.BY

Железнодорожные войска Беларуси: от истории к современности

Железнодорожные войска Вооруженных Сил Беларуси, соединенные с автомобильными и дорожными войсками, в 2006 году, согласно указу Главы белорусского государства Александра Лукашенко, образовали объединенные транспортные войска, но, согласно традиции, части, ориентированные на работу с «железкой», носят в том числе и традиционное наименование «железнодорожных». Они, как и 148 лет назад, осуществляют транспортное обеспечение воинских формирований: белорусские воины-железнодорожники ведут свою историю с августа 1876 года. Этот вид войск самый старый из высокотехнологичных воевавших — уступают только военным инженерам: начал свою бранную летопись еще с Русско-турецкой войны 1877 — 1878 гг., проявил себя в Первую Мировую и Гражданские войны, особенно масштабно выступил в Великую Отечественную. И после страды 1941 – 1945 гг. они служили народу, заменяя подъездные пути к четвертому энергоблоку при ликвидации аварии на ЧАЭС 1986 года, возводя наплавные мосты в дни паводков и прорывов плотин, строя подъездные дороги к объектам БЖД и прочих организаций, внося лепту в строительство Байкало — Амурской магистрали (построили, в пику энтузиастам-комсомольцам, почти половину той «артерии»), реконструируя железнодорожное полотно трамваев и поездов на улицах ряда городов страны… Несмотря на веяния времени железнодорожники продолжают служить и трудиться в общем строю транспортных войск Беларуси и отмечать свой персональный профессиональный праздник, День железнодорожных войск, традиционно приходящийся на 6 августа.

Железнодорожный мост, уничтоженный партизанской бригады «Железняк» на переезде Вязать — Плещеницы, фототека Института истории при ЦК КПБ, Минская область, лето 1944 г. Последнее военное лето Беларуси пережило удивительную и противоречивую ситуацию, когда в преддверие приближения Красной Армии партизаны сначала «железку» и ее инфраструктуру уничтожали партизаны, потом этим пытались заниматься отступающие оккупанты, затем за экстренное восстановление для поддержания наступления советских войск взялись все те же партизаны и красноармейцы. Огромную роль в возрождении железных дорог республики в первое послевоенное десятилетие сыграли железнодорожные войска Красной Армии
Железнодорожный мост, уничтоженный партизанской бригады «Железняк» на переезде Вязать — Плещеницы, фототека Института истории при ЦК КПБ, Минская область, лето 1944 г. Последнее военное лето Беларуси пережило удивительную и противоречивую ситуацию, когда в преддверие приближения Красной Армии партизаны сначала «железку» и ее инфраструктуру уничтожали партизаны, потом этим пытались заниматься отступающие оккупанты, затем за экстренное восстановление для поддержания наступления советских войск взялись все те же партизаны и красноармейцы. Огромную роль в возрождении железных дорог республики в первое послевоенное десятилетие сыграли железнодорожные войска Красной Армии
Воины-железнодорожники ремонтируют трамвайные пути в центре Минска; на переднем плане — машинист передвижной электростанции рядовой К. Гаврилович, А. Колодко, газета «Во Славу Родины», 13 июня 1995 г.
Воины-железнодорожники ремонтируют трамвайные пути в центре Минска; на переднем плане — машинист передвижной электростанции рядовой К. Гаврилович, А. Колодко, газета «Во Славу Родины», 13 июня 1995 г.
Психолог-социолог железнодорожных войск Республики Беларусь майор В. Дорош во время занятий с воинами П. Сучковым, О. Ходоронком и В. Михейчиком, А. Толочко, БелТА, февраль 1993 г.
Психолог-социолог железнодорожных войск Республики Беларусь майор В. Дорош во время занятий с воинами П. Сучковым, О. Ходоронком и В. Михейчиком, А. Толочко, БелТА, февраль 1993 г.
Учения подразделения железнодорожных войск Республики Беларусь под Слуцком, Минская область, В. Межевич, газета «Советская Белоруссия», Минская область, 1994 г.
Учения подразделения железнодорожных войск Республики Беларусь под Слуцком, Минская область, В. Межевич, газета «Советская Белоруссия», Минская область, 1994 г.
Заместитель командира роты железнодорожных войск старший лейтенант А. Дзяков (справа) и командир взвода лейтенант Д. Гуринович во время реконструкции трамвайных путей столицы Беларуси, А. Колодко, газета «Во Славу Родины», 3 декабря 1996 г.
Заместитель командира роты железнодорожных войск старший лейтенант А. Дзяков (справа) и командир взвода лейтенант Д. Гуринович во время реконструкции трамвайных путей столицы Беларуси, А. Колодко, газета «Во Славу Родины», 3 декабря 1996 г.
Жители Могилева, ветераны-железнодорожники, ветераны Великой Отечественной войны П. Малиновский, И. Ковалевский, В. Третьяков на Буйничском поле накануне празднования Дня Победы, В. Дулебо, газета «Железнодорожник Белоруссии», май 2006 г. Эти люди — живая персонифицированная героическая эпоха в судьбе страны: при их жизни довоенная белорусская «железка» переживала пик своего строительства, они, воины-путейцы, выполнившие более 72% всех стратегических перевозок военного времени, сыграли ключевую роль в победе над фашистской Германией, они же восстанавливали страну и пути в 1940 — 1950-е гг.
Жители Могилева, ветераны-железнодорожники, ветераны Великой Отечественной войны П. Малиновский, И. Ковалевский, В. Третьяков на Буйничском поле накануне празднования Дня Победы, В. Дулебо, газета «Железнодорожник Белоруссии», май 2006 г. Эти люди — живая персонифицированная героическая эпоха в судьбе страны: при их жизни довоенная белорусская «железка» переживала пик своего строительства, они, воины-путейцы, выполнившие более 72% всех стратегических перевозок военного времени, сыграли ключевую роль в победе над фашистской Германией, они же восстанавливали страну и пути в 1940 — 1950-е гг.
Празднования, посвященные 140-летию железнодорожных войск, проходивших на базе 30-й отдельной Краснознаменной бригады ВС РБ, дислоцированной в Слуцке, Н. Бужан, газета «Звязда», август 2016 г.
Празднования, посвященные 140-летию железнодорожных войск, проходивших на базе 30-й отдельной Краснознаменной бригады ВС РБ, дислоцированной в Слуцке, Н. Бужан, газета «Звязда», август 2016 г.

Автор статьи: Андрей Мегас.