Найти тему
Skyfall

Повышение тарифа на проезд в Алматы незаконно и необоснованно

В Алматы снова НЕЗАКОННО и НЕОБОСНОВАННО повысили тариф на проезд в общественном транспорте до 120 ТЕНГЕ.

Тариф за проезд в общественном транспорте повышен как и в 2023 году ссылаясь на расходы частных перевозчиков и якобы экономией бюджета на госсубсидиях. Однако, как и говорилось экспертами в прошлом году, официально государственный финансовый аудит затрат и доходов частных перевозчиков никем в г.Алматы не проводится. Государство и акимат официально не проводит аудит затрат (расходов), никак не проверяет на достоверность расходы и затраты перевозчиков на которые перевозчики и сам акимат постоянно ссылается. В г.Алматы не проверяют частных перевозчиков на возможные приписки и завышения затрат: численности водительского, технического и административного персонала, годовой пробег автобусов, количество рейсов, объема закупаемого и используемого ГСМ, объема затрат на техобслуживание, запчасти и прочие затраты покрываемые госсубсидиями.

Комплексный анализ целевого расходования средств, выделяемых из госбюджета в качестве субсидий государством не производится. Ни 1 тенге из ежегодно выделяемых многомиллиардных госсубсидий в пользу частных перевозчиков никем и нигде не контролируются со стороны государства.

Что касается "Методики расчета тарифов", на которую также ссылается акимат. Данная методика незаконна и не может быть обоснованием повышения тарифа за проезд в общественном транспорте г.Алматы согласно закона "Об автомобильном транспорте". В 2010 году из закона "Об автомобильном транспорте" в статье №19 "Тарифы", Законом Республики Казахстан от 28 декабря 2010 года № 369-IV Президентом РК исключено утверждение, указывающие что - "Тарифы на регулярные автомобильные перевозки пассажиров и багажа определяются в соответствии с методикой расчета тарифов". Определение тарифов по методике исключили из Закона, потому-то её использование создавало возможности для формальных приписок недостоверных расходов (затрат) перевозчиков.

Кроме того, как и при незаконном и необоснованном повышении тарифа проезда до 100 тенге в 2023 году, в 2024 году снова не проводилась государственная экспертиза экономического обоснования повышения тарифа до 120 тенге. Согласно сайту госзакупок, акиматом города, в лице Управления мобильности в 2024 году не производилась закупка экспертизы экономического обоснования повышения тарифа за проезд в общественном транспорте г.Алматы. Также не проводился анализ регулятивного воздействия по повышению цен на проезд в общественном транспорте.

И еще, также помимо вышесказанного, незаконностью принятого решения является отмена способа оплаты за проезд наличными в общественном транспорте. Отказ в принятии наличных платежей является незаконным, поскольку нормами Закона Республики Казахстан «О платежах и платежных системах» предусмотрены различные способы оплаты – наличными деньгами, банковской картой или QR-платежом (статья 25). Кроме того, согласно «Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом», оплата за проезд производится: наличными деньгами кондуктору (водителю) или через систему электронной оплаты, включая посредством сети Интернет и устройств сотовой связи.

Вместе с тем, еще доводом необоснованности повышения тарифа является отмена оплаты наличными. Запрещая наличный расчет за проезд в нескольких тысячах автобусов, прекращаются включенные в тариф расходы на обслуживание и функционирование водительских терминалов Онай, услуги инкассации. Тариф за проезд в таком случае повышаться не должен.

PS. Учитывая вышеизложенное, прокуратура должна признать незаконным решение маслихата/акима о повышении цены за проезд в Алматы до 120 тенге.

ЧИТАЙТЕ и СМОТРИТЕ ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ:

Повышение тарифа на проезд в Алматы незаконно и необоснованно. От 15.08.2023 года