Найти в Дзене
Путешествия с Норкой.

Как выжить на Кубе или почему местных жителей не волнуют цены на яйца

- Ты же только с Кубы прилетела? Ну и сколько там стоят яйца? - вопрос моей подруги меня не удивил.

В то время, пока я путешествовала по острову Свободы, в России началась вакханалия с ценами на яйца. Наши люди были в расстройстве. Можно теперь забыть про гоголь-моголь и национальную пасхальную забаву - биться яйцами. Как жить? Скачки цен - это все гримасы рыночной экономики. Поэтому подруге было интересно, как обстоят дела на острове Свободы по-прежнему живущему при социализме.

Думаю, что и вам интересно подробнее узнать про Кубу, мои дорогие читатели.
Поэтому сегодня расскажу о том, как живёт остров и его жители. Напомню, что меня зовут Ирина Норка и в своих постах, я делюсь впечатлениями от поездок по России и миру.

- И всё же, причём здесь пост про Кубу и отечественные яйца? - спросите Вы.

- Всё познаётся в сравнении, - отвечу я.

На Кубе цены на яйца не растут. Они стабильны. Но купить яйца можно только по карточкам в количестве 5 штук в месяц. И не яйцом больше. Как вам такое? И население на Кубе живет и не ропщет.

Город Морон. Типичная застройка.
Город Морон. Типичная застройка.

Социализм кубинцы строят аж с 60-х годов прошлого века. И несмотря на тотальную нищету, нехватку продуктов питания, жесткое эмбарго, дефицит энергоносителей - менять ничего не собираются. Линия партии строго следует социалистическому курсу. Как в анекдоте: «Мыши плакали, кололись, но продолжали грызть кактус.» Кактусов на Кубе полно. Так, что наступать на эти грабли кубинцы могут ещё долго.

Конные повозки - важнейший  вид транспорта.
Конные повозки - важнейший вид транспорта.

Особенно грустно стало на Кубе с конца 80-х, когда СССР перестал поддерживать дружественные страны. Горбачёв перекрыл «кран помощи» Кубе и в стране был объявлен «особый период». Который длится и по сей день. Руководство Кубы объявило в 1990-м году населению примерно следующие:

- Дорогие кубинцы, кушать теперь вы будете меньше. И реже. Так, что у нас в стране - тотальный ЗОЖ и все на диете. И носить вам будет нечего. Поэтому берегите вещи. Короче, затягивайте потуже кожаные ремни, пока из них суп не пришлось варить.

Морон. Типичный дом.
Морон. Типичный дом.

Из магазинов пропало всё. Свет отключали на 22 часа в сутки. Бензин закончился и жители пересели на велосипеды. Перефразируя Сталина: «Жить на Кубе стало хуже, жить стало грустней.»

Улица города Тринидад.
Улица города Тринидад.

Конечно, в 90-е и в России было не весело. Но нашей стране как-то удалось вырулить из этой безнадеги. А вот Кубе не удалось.

До сих пор в этом государстве все основные продукты питания можно приобрести только по карточкам. Все! Основные! Продукты питания!

Одному человеку в месяц положена пара килограмм риса, гороха, муки и фасоли, пол курицы, немного растительного масла. И одна булочка в день. Ну и яйца, про которые я уже писала. Кубинец может получить только 5 штук в месяц. И яйца негде купить, если у вас на руках только песо. Есть валютные магазины, но откуда доллары у простого кубинца?

Мы специально зашли в обычный кубинский продовольственный магазин. Помните, в 90-е в наших магазинах на полках стоял только березовый сок? Вот та же картина в кубинских магазинах сейчас. С той лишь разницей, что на полках вместо берёзового стоят банки с соком манго. И больше ничего.

Морон.
Морон.

Может поэтому все жители на острове Свободы такие худые? За время поездки я не встретила ни одного толстого и даже упитанного. Если не знать истинной причины, ощущение, что вся нация не выходит из фитнес-залов.

Такие же худые животные на острове. Особенно грустное зрелище производят коровы-анорексички с впалыми боками. Поэтому с мясом на Кубе сложно, и говядину выдают по карточкам только детям и беременным.

Вот те cамые коровы.
Вот те cамые коровы.

Кстати, кубинцы в своё время пытались скрестить молочную корову с мясным быком. Но не срослось. Результат получился прямо противоположный ожидаемому. Коровы, родившиеся в ходе эксперимента, не доились, были худыми и жилистыми, но резвыми и жизнерадостными. Поэтому свою коровью карьеру они делали не в сфере мясо-молочной промышленности, а работали на поприще тягловой силы.

С почвами Кубе тоже не повезло - много железа. Поэтому родит кубинская Земля-матушка в основном табак и тростник. Но табак на хлеб не намажешь, да и тростником сыт не будешь.

Так на Кубе крутят сигары.
Так на Кубе крутят сигары.

Овощи и фрукты понемногу выращивают. И эти продукты - единственные, которые можно приобрести не по карточкам в магазине, а свободно на рынке за песо.

А ещё кубинцы выращивают кофе. В основном на экспорт. Каждый житель тоже может получить от государства несколько пакетиков кофе по карточкам. Но тут кубинцев ждёт сюрприз. Для местного населения кофе смешивают с горохом. Можно конечно, как Золушка сидеть и отделять горошины от кофейных зёрен для получения аутентичного напитка. Но кубинцы этого не делают. Они рады и такому кофейно-бобовому винегрету. Поэтому, если вы никогда не пили кофе от которого в «животе шум и гам», есть шанс попробовать этот живительный напиток на Кубе.

Несмотря на все трудности, местные жители очень позитивные и улыбчивые. К туристам очень тёплое отношение. И очень уважительное.

Огромный портрет Че и скромный Фиделя.
Огромный портрет Че и скромный Фиделя.

В туристических местах - в магазинах и кафе - портреты с Че. А вот фотографий Фиделя Кастро очень мало. Как и его памятников. Ещё при жизни Фидель запретил эти проявления культа личности. А вот Че Гевара погиб внезапно и молодым. Поэтому никаких распоряжений насчёт прославления себя не оставил.

Тринидад.
Тринидад.

Бедность особенно заметна на улицах городов. Дома, построенные в испанском стиле, сильно обветшали и облупились. Ощущение, что ты попал в фильм Балабанова. Все вокруг навевает тоску и везде какая-то безнадёга.

Все требует ремонта.
Все требует ремонта.

На дорогах много ретро-автомобилей, но ещё больше конных повозок. С бензином на Кубе по прежнему проблемы. Эмбарго никто не отменял.

Узнали?
Узнали?

А ещё, только в редких окнах зданий присутствуют стёкла, потому что стекло - это огромный дефицит. Но кубинцы нашли выход. Они вставляют в оконные проёмы жалюзи похожие на страшных железных зубастых монстров. Ну а что, открыл жалюзи, ветерок подул - вот тебе и кондиционер. Закрыл - получил эффект бани. Парься в удовольствие. Отлично же.

Типичное окно с теми самыми жалюзи.
Типичное окно с теми самыми жалюзи.

На улицах городов вы не встретите женщин на шпильках и в красивых платьях и мужчин в рубашках и костюмах. Одежда у всех максимально простая и удобная: джинсы, футболки. И не новая.

На улицах Морона.
На улицах Морона.

Только детей кубинцы стараются одевать красиво. В Мароне мы повстречали группу нарядных школьников в пионерских галстуках. Да, на Кубе до сих пор есть пионерская организация. Может и комсомольская есть, но это не точно. По крайней мере, подростков с красными значками с профилем Ленина мы не видели.

Кубинские пионерки.
Кубинские пионерки.

Вообще на Кубе к детям очень трепетное отношение. Им отдают все лучшее, что есть у семьи. И ещё у кубинцев сильны родственные связи. Семейные праздники - это святое. Поддержка и помощь родственникам - в приоритете. Если кубинец уехал за границу работать, то он обязательно помогает материально оставшимися на Кубе.

Морон.
Морон.

Возвращаясь после экскурсии в свой отель, мы проезжали через множество кубинских деревень. Возле дороги рядами тянулись обшарпанные малоразмерные сараи, многие из которых были без дверей.

- А где в этой деревне люди живут? - спросил кто-то из нашей группы.

- Как где?- удивился экскурсовод,- Вот в этих домах и живут.

- Так это же сараи.

- Это для вас сараи. А для кубинцев - это дворцы.

Пауза. Шок. Так, что там насчёт подорожания яиц, дорогие мои сограждане? Пишите в комментариях, что вы думаете насчёт яиц и ситуации на Кубе.

Еще больше интересных статей о Кубе читайте на моем канале в подборке:

Куба | Путешествия с Норкой. | Дзен

🙏🙏🙏 Если вам понравилась статья и вы хотите поддержать автора донатами, нажмите на значок справа внизу с рукой и сердечком. И отправьте любую сумму. Это будет означать то, что я пишу не зря.