Найти тему
Лекторий МаяК

Лианозовская школа

Евгений Кропивницкий. Заводской двор. 1960. Бумага, смешанная техника.
Евгений Кропивницкий. Заводской двор. 1960. Бумага, смешанная техника.

Лиано́зовская шко́ла, Лиано́зовская группа — творческое объединение поставангардистов, существовавшее в СССР с конца 1950-х до середины 1970-х годов. Группа поэтов и художников андеграунда, собиравшихся в квартирке барачного дома в посёлке Севводстрой, располагавшегося вблизи железнодорожной станции Лианозово Савёловской железной дороги. По названию железнодорожной станции эта неформальная творческая группа надзорными органами была названа как лианозовская. В разных вариациях изображение этого барака встречается многократно в работах О. Рабина.

В группу входили поэты Генрих Сапгир, Игорь Холин, Ян Сатуновский, Всеволод Некрасов и художники Оскар Рабин, Николай Вечтомов, Лидия Мастеркова, Владимир Немухин, а также художник и поэт Лев Кропивницкий. Центральной фигурой был художник и поэт Евгений Леонидович Кропивницкий, а в конце 1960-х годов близок к группе был молодой поэт из Харькова Эдуард Лимонов. Барак № 2 посещали любители искусства андерграунда и иногда приобретали работы художников, тем самым оказывая им посильную материальную поддержку.

Вот некоторые отличительные особенности Лианозовской школы:

1. Неформальность и независимость от официальных художественных и поэтических институций. Участники лианозовской школы не входили в Союз художников и писателей СССР и не признавались официальным советским искусством.

2. Смешение различных видов искусства - живописи, графики, поэзии, литературы. Многие художники и поэты сотрудничали друг с другом, создавая синтетические произведения.

3. Неконформизм и оппозиционность к соцреализму и официальной советской идеологии. В творчестве участников школы присутствовали абстрактные, авангардные, экспериментальные формы, отвергавшие соцреалистический канон.

4. Фокус на личных, интимных, внутренних темах, противопоставляемых официальной пропаганде. Искусство лианозовцев было сосредоточено на частной жизни, экзистенциальных проблемах, иррациональном.

5. Непризнанность и маргинальный статус на фоне официального советского искусства. Работы лианозовцев долгое время не признавались и не демонстрировались широкой публике.

Таким образом, лианозовская школа представляла собой альтернативную, неофициальную художественную и поэтическую среду, противопоставлявшую себя официальной культуре периода застоя в СССР.