Представьте, что вы внезапно оказались в лесу Сахалина. Петляя между лиственницами и отгоняя надоедливых комаров, вы выходите на болотные топи, обрамленные жухлой травой с вкраплениями бодреньких кустиков брусники. Только вперед! Несмотря на мокрые ноги, вы продолжаете двигаться вперед и вдруг видите то, что меньше всего ожидали увидеть.
Нет, это не медведь! Уж встречу с Косолапым, гуляя по таким местам, какая-то первобытная часть подсознания всегда держит в уме.
Посреди открытого пространства – 2 громадных серых круга, будто выжженных среди дальневосточного болота с редкими кочками.
Мало того, что, кажется, их начертила циркулем невидимая сила. Если бы вы забрались на самую высокое дерево на окраине болота, то увидели бы: одна из окружностей напоминает человеческий глаз, словно наблюдающий за происходящим из тверди земной.
Вот – зрачок, четко очерченный почти идеальным кругом. А вот – венозный рисунок, расходящийся от центра и напоминающий человеческую сетчатку. Болотная растительность по краю серого круга обрамляет его «ресницами»…
Знакомьтесь! Только что Вы случайно набрели на Магунтан.
Это по-местному, на языке айнов. Коренной народ, согласно сноске в путеводителе, считал Магунтан одним из личных «мест силы». И невидимая сила, создавшая этот неземной пейзаж, – наша природа. Точнее, ее вулканизм. И не какой-нибудь, а грязевой.
Конечно, случайно вы бы здесь не оказались.
Вам бы пришлось остановиться на трассе Южно-Сахалинск–Оха, не доезжая до побережья; и пойти пешком в лес, предварительно надев резиновые сапоги, обрызгав себя с ног до головы репеллентами и набрав наивных отпугивателей медведей: баллончик, свисток или… говорят, даже медведи не выносят бухающие звуки русского рэпа из беспроводных колонок. 100% понимания!
Если перейти по бревнышку небольшую речку с намекающим названием – Вулканку, то через 2,5 км веселая зеленая тайга сменится панорамой безжизненного болота. Преодолев еще 500 метров, вы и попадете на Пугачевские грязевые вулканы. Это – современное название Магунтана, связанное с ближайшим селом Пугачево.
При слове «вулкан» мы представляем гору или трещину, извергающую магму. Не нужно быть ученым, чтобы догадаться: грязевой вулкан извергает грязь. Детально – мутную смесь воды с частичками грунта, приправленную газами и, возможно, даже нефтью.
Газы тут имеются: стоя на обочине глаза Магунтана, вы почувствуете легкий сернистый запах. Что до нефти, то большинство грязевых вулканов образуется именно «на ее базе», в нефтеносных областях. Дело тут не совсем в нефти: газы – порождение процесса создания углеводородов, вырываются на поверхность, зацепив с собой воду и грунт. Чаще всего это метан, который еще и умеет эффектно возгораться на воздухе (правда, чаще всего такие факела зажигаются в Каспийском море).
«Глаза», испещренные узорами трещин на высохшей грязи, образовались в ходе прошлых сильных извержений. Когда подземный газ выломал грунт и наполнил вязким содержимым целые «блины». Самый сильный задокументированный залп Магунтана случился в 1934 году. Тогда, по рассказам местных жителей, слышавших грохот за километры, в бурлящий котлован грязи провались редкие деревья, умудрившиеся вырасти на болоте.
Крупные выплески Пугачевского грязевого вулкана были в 1929, 1961 и 2005 годах. Тогда столбы грязи, по словам очевидцев, поднимались на высоту до 50 метров. Кроме двух основных, фирменных «глаз» Магунтана, образованных самыми большими извержениями, в пределах вулканического комплекса находятся небольшие грязевые кратеры-озерца, к которым, впрочем, не всегда есть тропа.
Магунтан дышит и сейчас: на его поле диаметром которого около 4 км есть действующие точки выхода грязи. Она выдавливается из земли, как зубная паста из тюбика; медленно, небольшими порциями. Высыхая, грязь становится светло-серого цвета и формирует пирамидки-конуса. Туристы и местные жители, пришедшие сюда, охотно накладывают «свежий», еще вязкий продукт, в бутылки и банки: верят, что полезен. И Магунтан охотно делится с ними!
А ведь когда-то грязь Пугачевского вулкана использовали во благо человечества. В послевоенные годы в соседнем селе Восточное работала бальнеологическая лечебница, использующая смесь, любезно доставленную вулканом из недр земли.
Сейчас иногда всплывают инициативы по возвращению Магунтана в «цивилизованное русло»: ищут инвесторов для создания или оздоровительного центра, или хотя бы парка, в котором строительство настилов избавит от необходимости шлепать по болоту. Но желающих пока не нашлось.
Может, и к лучшему? Люди, побывавшие на Магунтане, рассказывают об уникальной атмосфере уголка дальневосточной тайги с самобытным флером: «Такое застраивать – только портить»! Магунтан так и остается двумя самобытными большими «глазами» Сахалина.