Гюванч Донмез, ныне занимающий пост директора по электронной коммерции сети «Магнит», постоянно живет в Москве с 2011 г. Но с Россией и ее столицей он познакомился гораздо раньше. В середине 2000-х гг. он жил в Женеве и работал в компании Procter & Gamble региональным бренд-менеджером по средствам для окрашивания волос в Центральной и Восточной Европе, Турции и Израиле. В Швейцарии он познакомился с русской девушкой, которая впоследствии стала его женой. Чтобы как можно чаще видеться с ней, Донмез попросил о назначении в России. «Я стал ездить в Москву по бизнес-вопросам в 2006 г.», – вспоминает он. Переехав в российскую столицу окончательно, Гюванч сменил Procter & Gamble на российское подразделение Samsung Electronics, затем перешел в Domino’s Pizza, а до назначения в «Магните» руководил сервисом доставки Delivery Club. Жизнь в мегаполисе помогала ему лучше понять нужды потребителя и не раз дарила интересные бизнес-идеи.
Мягкая интеграция
Первое впечатление о российской столице у Гюванча, по его признанию, было «очень положительным». «Я сразу пошел в метро, потому что был наслышан о Московском метрополитене и очень хотел его увидеть», – вспоминает он. В Москве Донмез довольно быстро почувствовал себя «своим».«Во-первых, моя жена очень помогла мне погрузиться в здешнюю культуру. Во-вторых, я жил здесь как местный: мы проживали в черте города, в районе станции метро «Сокол», а по выходным, как многие москвичи, ездили на дачу, где прекрасно проводили время с семьей моей супруги», – поясняет он. По словам Гюванча, он не считает себя экспатом, который исключает себя из местной среды. «Я всегда был сильно интегрирован», – отмечает он. Единственное, что так и не далось Донмезу в полной мере, – русский язык. «Я говорю на нем, например, могу поддержать светский разговор, пообщаться с сотрудниками магазина. Но моего уровня русского языка недостаточно для делового общения», – констатирует Гюванч. Кроме того, он никогда особо не прилагал усилий, чтобы читать на русском, хотя перечитал многое из русской классики – «Войну и мир» Толстого, «Преступление и наказание» и «Братьев Карамазовых» Достоевского. Совершенствовать язык просто не было необходимости, поясняет Донмез: большинство людей, с которыми он работал в России, говорили по-английски. «Возможно, я избалован хорошим образованием русских людей», – улыбается он.
Образование – одна из самых сильных сторон россиян, считает Гюванч. «У людей высокий уровень логического и аналитического мышления, хорошие коммуникативные навыки», – отмечает он. Российские предприниматели и топ-менеджеры невероятно умны, именно здесь Донмез, по его словам, нашел нужный для себя уровень конкуренции.
Чертой, над которой россиянам стоило бы поработать, Гюванч считает проактивность. Начав карьеру в Москве, он сталкивался с тем, что люди хорошо решали проблемы в своей зоне ответственности. Но стоило им оказаться вне этой зоны, как им становилось все равно. «Возможно, причина в том, что исторически русские были «приписаны» к какой-то территории, для них было честью действовать на ней, распоряжаться ей. Когда я видел, что, например, мои коллеги теряют интерес, то думал: «Почему им все равно?». Но позже нашел ответ: потому что это не их территория», – размышляет он. Раньше это было для Донмеза проблемой, теперь он научился с ней работать. «Я делился ответственностью с людьми и доверял им, а затем помогал им достичь результата или преодолеть трудности», – говорит Гюванч.
Москва как источник бизнес-идей
Жизнь в Москве стала для Донмеза источником многих идей, которые помогли ему в бизнесе. «Я работал в потребительском секторе и должен был понимать покупателя и его нужды. И жизнь в мегаполисе давала мне такую возможность», – делится он. Например, в 2011 г. Донмез, будучи дома в районе станции метро «Сокол», сильно проголодался и решил купить уличную еду. «Меня шокировало, что нельзя было найти качественный, вкусный стрит-фуд: рядом с моим домом были только рестораны и кафе либо «шаурма на углу», – вспоминает Гюванч. Он вернулся домой и заказал пиццу, которую привезли через час. «Я расстроился, ведь ждать пришлось слишком долго», – признается Донмез. Через четыре года, в 2015 г., с ним связались представители DP Eurasia: сеть Domino’s Pizza в России на тот момент была убыточной и Донмеза просили присоединиться к компании и исправить ситуацию. Акционер поинтересовался, есть ли у российского рынка потенциал для развития сети. Донмез вспоминает, что не смотрел исследования о размере рынка или величине сегмента пиццерий. Но он помнил, как неприятно ему тогда было ждать пиццу целый час. И понимал: если он сможет доставить пиццу за полчаса в любую точку Москвы, то этот бизнес можно развить до 1000 точек. Когда Донмез пришел на пост генерального директора DP Eurasia, в российской сети Domino’s Pizza было 19 точек. Под руководством Гюванча команда запустила онлайн-продажи и ввела получасовую доставку с гарантией компенсации опоздания: если курьер приезжал позднее, заказчик получал пиццу бесплатно. Для ресторанов стали подбирать локации с более высоким трафиком, сеть начала агрессивный маркетинг – например, при заказе доставки клиент получал третью пиццу бесплатно. В 2019 г. российская сеть насчитывала уже 203 точки. «Я взялся за это дело, потому что из личного опыта знал, как можно закрыть запрос потребителя», – констатирует Гюванч.
Он и далее использовал этот метод работы. Например, став генеральным директором Delivery Club, заказывал через сервис еду – за четыре года сделал 1300 заказов. Также временами работал курьером, чтобы понять, с какими проблемами могут сталкиваться и клиенты, и работники доставки. Как-то раз ему пришлось нести заказ весом около 15 кг. Гюванч понял, что пешему курьеру доставлять такие тяжелые заказы неудобно, после чего их стали отдавать для доставки водителям такси «Ситимобил». «Москва – очень удобный город для доставки: тут высокая плотность населения, то есть много клиентов, а в любую точку можно добраться на электросамокате, велосипеде или общественном транспорте», – отмечает Донмез.
Сейчас, работая в «Магните», Гюванч регулярно заказывает через службу доставки сети продукты или готовую еду. «Я делаю это постоянно, чтобы тестировать сервис и четко понимать, как он сейчас работает и как я могу его улучшить», – поясняет он. По мнению Донмеза, в ближайшие пять лет рынок электронной коммерции ожидает стремительный рост, который в последующее за этим пятилетие окажется еще активнее. «Основным ориентиром рынка станет поколение, родившееся после 2000-х гг. и выросшее в период развития технологий. Бизнес будет подстраивать свой сервис под это поколение», – считает он. В «Магните», по словам Донмеза, уже стараются усиленно развивать электронную торговлю: например, приобрели маркетплейс KazanExpress и создали на его основе собственную площадку «Магнит маркет», чтобы расширить ассортимент товаров.
Постепенно, но уверенно
В Москве Донмеза никогда не привлекали популярные туристические достопримечательности вроде Красной площади. «Но мне было очень интересно, насколько огромен этот город и как он функционирует», – говорит он. Москва в 2011 г. была более хаотичной, сейчас же она прекрасно обустроена, считает Донмез: проблемы с пробками стали менее острыми, пустыри превращаются в парки. «Я живу прямо за ТЦ «Авиапарк», на Ходынском поле. За эти годы здесь создали прекрасный парк», – приводит пример Донмез. Он отмечает: город улучшается постепенно, но в то же время уверенными темпами. «Я вхожу в состав совета директоров «Делимобиля», т. е. могу проследить, как каршеринг работает в Москве и как каршеринговая компания становится одной из самых крупных в мире, в том числе благодаря содействию со стороны городских властей», – рассказывает Гюванч.
Одно из его любимых мест в столице – парк «Ходынское поле». Донмез часто гуляет здесь с женой и двумя детьми – 12-летней дочерью и восьмилетним сыном. «Мы заходим в «Авиапарк», покупаем еду и идем на Ходынское поле», – говорит он. Также на досуге он ездит с семьей на ВДНХ, в Парк Горького, в Московский планетарий. «Когда дети были маленькими, мы чаще бывали в центре города, где ходили в рестораны. Но сейчас нет необходимости ехать в центр, потому что хорошие рестораны есть во всех районах – например, рядом с моим домом находится траттория, где мы проводим много времени», – рассказывает он. Развитие Москвы заключается и в том, что в прошлом все было сосредоточено в центре столицы, а сейчас интересные локации есть везде, считает Донмез. «Можно оставаться в пределах своего района и отлично провести время», – заключает он.