Экономическая программа Дональда Трампа в случае ее реализации может обернуться катастрофой для Америки и ее зарубежных партнеров. Таково мнение как европейских, так и ряда американских аналитиков.
Известный немецкий экономист Хенрик Мюллер считает, что в случае избрания Дональда Трампа президентом США возникают чрезвычайно серьезные риски как для американской, так и европейской экономик. Европа, в частности, совершенно не готова к "сюрпризам", которые готовит Трамп.
Профессор Мюллер пишет на страницах делового издания Manager Magazin, что осуществление экономической программы Дональда Трампа приведет к острым торговым конфликтам, которые затронут Европу и в первую очередь Германию. Трамп и его кандидат в вице-президенты Джеймс Дэвид Вэнс "смастерили" крайне противоречивый коктейль экономических рецептов. Они хотят снизить налоги и одновременно сократить внешнеторговый дефицит США, поддержать отечественный бизнес и одновременно "поставить на место" зарубежные фирмы. Кроме того, команда Трампа хочет поднять таможенные пошлины на импорт и одновременно ослабить доллар, а также снизить процентные ставки и тем самым замедлить рост инфляции. Все это, заключает профессор Мюллер, попросту несовместимо. Этот экономический курс вызовет значительную геополитическую напряженность, которая, как это уже случалось, ударит в первую очередь по партнерам Америки. Кандидат в вице-президенты США Вэнс уже анонсировал усиление торговых войн в ходе своей вступительной речи на партийном съезде республиканцев в Милуоки. "Торговые партнеры Америки должны подготовиться к худшему", - констатирует Хенрик Мюллер.
По мнению ряда западных экономистов, заявленный Трампом макроэкономический курс будет означать "русские горки" для американской валюты. Такое уже имело место в 80-е годы прошлого века, хотя и в другом международном контексте. Именно тогда администрация США буквально заставила своих важнейших торговых партнеров (Германию, Японию, Великобританию и Францию) поднять курс своих валют по отношению к доллару, что в корне противоречило их национальным интересам. Западные союзники, однако, были вынуждены подчиниться, поскольку не смели ослушаться своего американского "хозяина".
В те годы финансовая политика президента США Рональда Рейгана привела к стремительному росту курса доллара. Государство привлекло значительные кредиты, что привело к росту процентных ставок. В результате в США хлынули деньги инвесторов со всего света, появился ажиотажный спрос на американскую валюту. Но, поскольку быстрое подорожание валюты жестко ударило по ряду отраслей американской экономики, администрация Рейгана нашла "способ" ограничить нанесенный ущерб, заставив партнеров Америки выбросить свои долларовые резервы на финансовые рынки с тем, чтобы понизить курс доллара. Кроме того, экономические советники Рейгана вынудили Японию "добровольно" пойти на уступки, чтобы сократить японский экспорт в Соединенные Штаты. От этого удара японская экономика не может оправиться до сих пор.
После того, как в результате принятых мер курс доллара пошел на снижение, Вашингтон полтора года спустя заставил партнеров поддержать доллар от дальнейшего падения. Это была совершенно очевидно игра, где правила определял сильнейший.
При этом президент Рейган не был сторонником протекционизма или индустриализации, он не угрожал союзникам лишением военной помощи. В отличие от него, Дональд Трамп и Джеймс Вэнс очень четко дали понять в своих речах на съезде республиканцев в Милуоки, что для них экономический и военный вопрос чрезвычайно тесно взаимосвязаны. Они предупредили, что те, кто живет за счет Америки и пользуется ее военной мощью, при этом имея торговый профицит и недоплачивая за оборону, навлекут на себя гнев будущей республиканской администрации. Их главный принцип: за американский атомный зонтик надо расплачиваться уступками в торговле, в том числе покупкой крупных партий продукции Made in USA.
Так же, как Рональд Рейган в свое время, Дональд Трамп обещает снизить налоги. В результате резко вырастет дефицит американского бюджета, который уже сегодня превышает шесть процентов ВВП. Это потребует дополнительных кредитных заимствований со всего света. И так же, как при Рейгане в 80-е годы прошлого века, это приведет к укреплению доллара. Одновременно резко вырастет внешнеторговый дефицит Америки, который и без того находится на рекордно высоком уровне, поскольку импорт станет дешевле.
Понятно, что такого развития событий Трамп не хочет. По его мнению, рост торгового дефицита недопустим, США должны снова восстановить производство, особенно в традиционных отраслях. Индустриально-политический курс Трампа пронизан ностальгией по тем временам, когда Америка была главной промышленной державой – вплоть до конца 60-х годов прошлого века. Именно на это время приходилась юность Трампа и поэтому он хочет сделать Америку "снова великой".
В то время как нынешний президент Джо Байден пытается провести реиндустриализацию с помощью дотаций, Трамп намерен финансировать свой проект через повышение таможенных пошлин. Он намерен таким образом ослабить зарубежных конкурентов и одновременно пополнить казну. Профессор Мюллер считает, что это опасная иллюзия. Даже очень высокие импортные пошлины не обеспечат достаточных поступлений в бюджет. Это ни в коей мере не компенсирует отмену федерального налога на заработную плату и другие налоговые сокращения, как это планирует Трамп.
Предлагаемые Трампом изменения в кредитно-денежной политике США представляют значительную опасность для экономики. Такого мнения придерживается бывший главный экономист МВФ и старший научный сотрудник Института мировой экономики имени Петерсона Морис Обстфельд. Планируемые Трампом меры, такие как ослабление доллара, замена федерального налога "запредельными" пошлинами на импорт, снижение процентных ставок и прямой президентский контроль над действиями ФРС дадут разрушительный эффект огромной силы, считает аналитик. Эти меры приведут к потере рабочих мест, скачку инфляции, росту бюджетного дефицита и в конечном счете к рецессии.
Остается надеяться на то, пишет профессор Мюллер, что все эти заявленные планы станут очередной гигантской инсценировкой в духе Трампа, и в случае победы на выборах он будет использовать их как угрозу, чтобы добиться уступок от торговых партнеров США. Ведь таможенные пошлины являются ничем иным как особым налогом на импорт. В популистской риторике Трампа это звучит как "выбивание" денег из иностранных партнеров. Однако на самом деле значительная часть расходов ляжет на плечи американских потребителей, которые будут платить более высокую цену за импортные товары.
Самое неприятное заключается в том, что политика Трампа с большой вероятностью приведет к торговой войне, в которой партнеры Америки, прежде всего Евросоюз и Китай, прибегнут к ответным мерам. Все это может привести к сворачиванию мировой торговли.
В самих США повышение импортных пошлин может значительно подогреть инфляцию. В этом случае ФРС, которая и без того с трудом удерживает цены, будет вынуждена поднять процентные ставки. Сочетание высокой инфляции и высоких процентных ставок приведет к усилению доллара. В результате, дефицит торгового баланса только вырастет. Это станет полным провалом с экономической точки зрения. Таким образом, предвыборные обещания Дональда Трампа (снижение налогов, процентных ставок, повышение пошлин на импортные товары) звучат привлекательно для республиканских избирателей, но их реализация даст обратный эффект, который может стать катастрофическим.