Найти тему

архимандрит Фаддей Витовницкий (Штрбулович) Зёрна добромыслия. Мысли и советы на каждый день

Свет

Бог – Свет, Свет безграничный, непостижимый. Все в Нем – Свет, в единстве Божественной природы и в Личностях, Отец – Свет, Сын – Свет, Дух Святый – Свет, три Лица – единый Свет, простой, вневременный, вечный, равночестный и равнославный. Все, что от Бога, все – Свет, Любовь, Мир и Истина, Царство Небесное, рай, умиление, райская земля кротких. Господь Иисус Христос Спаситель и Царь всего – Свет.

Наше тело, какое оно есть сейчас, неспособно воспринять Свет. Это главная причина того, что святители всю жизнь боролись с искушениями и, победив их, получали просветление и довольно быстро после этого отходили в другой мир. Велика их радость, потому что они сопереживают и соединяются в любви с остальными близкими душами, которые славят Бога. Ум, воля и сердце, которые у просветленных людей слились воедино, в простом человеке чаще всего расходятся, и отсюда происходят многочисленные бедствия жизни. У великих духовников внешний свет, который иногда является в благодати, не так ценится, как более глубокий и постоянный внутренний свет, который поднимается из сердца и наполняет всего человека. Этот свет – любовь. Только с любовью человек может приблизиться к Богу, который есть сущая Любовь. Человеческое усовершенствование и приближение к Богу бесконечно, поскольку Бог не только непознаваем и непостижим, но и недосягаем. Однако в любви мы ближе всего к Нему и достовернее всего с Ним.

Как только воссияет в духе благодатный Свет, всякая телесная немощь получает исцеление, а в уме исчезает всякий нечистый помысел. Тогда душа, как отражение в прозрачной воде, видит даже малейшие прегрешения. Ум, соединившись с Богом верой, познавший Его исполнением добродетелей и сподобившийся созерцать Его, весь освещается и становится светом, хотя не в состоянии передать видимое словом.

Свобода

Люди ищут мира и свободы, но они, бедные, и не знают, что такое свобода, они думают, что свобода – это когда можно всё. Но «всё» – это не свобода, а плен. Мы всегда в плену у своего богатства, и нет нам ни мира, ни покоя. Можем ехать куда хотим, делать что хотим, но это опять не свобода. Свобода – это Божия свобода от тирании мысли; только тогда мы обретаем мир, только тогда человек живет в молитве, работает по совести, трудится, всякому делу предается сердцем. Ни с кем не воюет – мысленно не воюет, со всеми живет в мире, не принимает обиды близко к сердцу.

Свободная воля

Господь наделил всякого человека свободной волей. Но мы в своей свободной воле часто бываем невоздержанны, как в еде. Тот, кто умерен в пище, – здоров и долго живет. То же и в духовной жизни. Кто-то руководствуется тихими, смиренными, благими и кроткими мыслями, а кто-то в тревоге и беспокойстве видит, что ему плохо, но все равно держится прежнего пути.

Господь предвидел, что мы можем употребить во зло свою свободную волю. Поэтому нам необходимо послушание, поэтому установлены законы. Закон дан нам, непослушным, а тем, кто смирен и кроток, закон не нужен. Закон дан для исправления нашей свободной воли, чтобы она устремилась к справедливости, истине, любви и доброте.

Если мы поступаем против своей воли, в душе возникает внутреннее сопротивление, и если мы от него не освободимся заблаговременно, мы не сможем войти в Царство Божье и стать среди ангелов. Мы не научились послушанию, не научились все подчинять воле Божией. Мы не умеем благодарить Господа за все, не можем прославить Его на том месте, куда Он нас поставил. Только Ему одному известно, почему и как мы оказались здесь. Но для того, чтобы воспринять уготованное нам благо, мы должны примириться со всем, что нас окружает.

Человеку дана возможность совершенства, и от его свободного решения зависит, обретет ли он спасение.

Сердце

Обращали ли мы наше внимание при жизни на наше сердце, которое причиняет нам столько страданий? Сказали ли мы хоть раз этому нашему сердцу: «Хватит приносить мне страдания, успокойся наконец, будь терпеливым!»

Для духовной жизни нужно бдительное сердце, а сердце бдительно только тогда, когда человек трудится от сердца – когда оно горит, всегда горит, и человек всякое дело делает всем сердцем, ради Господа.

Когда мы обращаемся к Богу, тогда наше сердце разгорается настолько, и пламя в нем тем сильнее, насколько больше сосредоточение наших мысленных сил в Боге. Бога надо взыскать всем сердцем. Когда мы упражняемся в том, чтобы делать все от сердца, – вот нам и молитва искренняя, и любовь к родителям и близким, и Господь рядом.

Бог находится в центре жизни – Он в нашем сердце, невзирая на то, чтим мы Его или нет. Он неразлучен с нами. Ибо Он – жизни Податель, Он дарует жизнь каждому творению. А мы заглушаем Его глас мирскими заботами и суетой, лишающими нас покоя, и не находим себе места.

Мы должны учиться быть мирными и тихими, умирить наше сердце, которое так часто обижается и болит, укротить наше так называемое чувство собственного достоинства. Потому что мы не сможем войти в Царство Небесное, если принимаем к сердцу каждую обиду от ближних.

Скорбь

По тяжким испытаниям и скорбям, которые нам посылает Господь, мы узнаем, что Он нас любит. Святые отцы говорили, что «если не возмущается твой внутренний мир, значит, ты выбрал неверный путь». Значит, ты что-то делаешь по воле врага, и он тебя не трогает, потому что ты в его власти. У тебя все хорошо, нет особых искушений, значит, он тебя держит, а ты не замечаешь, что ты в его власти.

Проходя через горести и беды, мы учимся подниматься над ними и хранить душевный мир, учимся приобретать Божественный мир и Божественную радость, которые ведомы ангелам и святым, ибо Царство Небесное обретается уже здесь, на земле.

Слезы

Для тех, кто находится в стрессовом состоянии, хороший плач, искренние слезы полезнее успокоительных таблеток. Есть разные слезы. Кто-то плачет из каприза, потому что его обидели или огорчили. Кто-то плачет, потому что потерял близких, любимых, родных.

Есть покаянные слезы, когда человек осознает содеянное и плачет, это благодатные слезы – душа приходит в себя и омывается слезами. Да! Когда приходят слезы покаяния – это благодатный дар от Господа, который Он дает душе.

Слезы льются от сосредоточенной молитвы, когда нашего сердца коснутся слова Литургии или когда наши мысли соединяются с молитвами Литургии, вечерни, утрени, келейной молитвы. Святые отцы говорят, что каждый из нас находит какое-то слово, которое касается нашего сердца, когда мы молимся, читаем Псалтирь или какую-нибудь поучительную книгу, это слово вызывает слезы умиления. Когда в момент соединения в нас всех умных сил мы со всей ясностью видим свои слабости и понимаем, как мы согрешили против правды, истины и любви, на душу изливается дождь, который очищает ее от грязи. Это – слезы.

В сердце лежит печать Духа Святаго, от Которого рождаются все плоды жизни. Слезы приносят Христу плоды кротости, мира, милосердия, добра, веры и воздержания. Слезы рождают любовь к врагам и молитву за них, слезы приносят радость в искушениях и благодарность в страданиях, видят чужие грехи, как свои.

Спасительны лишь слезы кроткого и смиренного сердца. А когда плачут от обиды, слезы не спасают, а могут еще и навредить.

Смирение

Смирение, крайнее смирение – совершенство христианской жизни. Смирение – Божественное свойство. Где бы оно ни воцарилось – в семье, в приятельстве, где угодно, изливает из себя Божественный мир и радость. Смиренный человек ставит всякого человека, и даже всякое творение, выше себя. Он незлобив, никому не желает и не делает зла, и даже тем, кто причиняет ему зло. Смиренный человек любезен и предусмотрителен перед всеми без различения лиц и достоинств. Если человек по-настоящему смирился, он считает всех людей достойней себя и заботится об исправлении только своей жизни. Во всем должна проявиться свободная воля человека, ею нельзя пренебречь. К чему ты предопределен и к чему ты склоняешься? Смиренный доволен абсолютно всем, что посылает ему Господь, он счастлив. Он жалеет всякого, кто не хочет или не знает, как исправить свою жизнь. И Господь хранит мир и гармонию там, где есть искренняя вера и упование на Его помощь.

Смиренный человек праведен перед всеми и строг к себе, потому что опасно быть строгим к другим. Послушание – основа любви Божией и основа всякой праведной жизни. Все доброе делается ради Бога, а не ради славы. Смиренный человек знает, что возношение – гордость, грех. В очищении от гордости и самолюбия лежит смирение. Смиренномудрие достигается постом, молитвой, а главное – послушанием.

Смиренный человек подает людям пример во всем. Пример – наилучшее доказательство истины. Пример показывает в человеке соль земли, град на горе, свет мира. Необходимо человеку быть кротким и смиренным сердцем, тогда он обретет мир в своей душе. Поставь смиренного и кроткого в ад, ему и там будет хорошо. Над смиренной о Господе душой ад не властен. Когда мы полностью смиримся, все вокруг нас смирится. Посмотрим на Господа и будем смиренными, благостными, кроткими сердцем.

С нами здесь, на земле, часто случаются всякие беды и несчастия, а все потому, что мы еще не смирились. Когда душа смирится и покорится воле Божией, тогда прекращаются наши страдания и мучения, потому что тогда они становятся нам по сердцу и по душе. В нас начинает действовать совсем другое понимание жизни, мы перестаем мыслить жизнь по законам материального мира. Мы думаем по-другому. Все вокруг нас сияет, все нам мило, все для нас хорошо, потому что все это возлюблено Богом. Мы Его творения, и все, что сотворено, принадлежит Ему. Он сотворил это все ради Себя, чтобы мы были участниками его Божественной любви, Божественного мира и радости.

Поднебесные духи устраивают повсюду мысленные затворы. Когда преподобный Антоний увидел сети, которые расставляют духи злобы, он вздохнул и воскликнул: «Кто может спастись от этих сетей?». В ответ он услышал: «Только смиренные и кроткие. Их это даже не коснется». Когда душа смирится, когда покорится воле Божией, тогда духи злобы больше не имеют власти над ней. Потому что она находится под покровом благодати Святаго Духа, покрыта Божественным огнем.

Нет смирения до тех пор, пока сердце не успокоится и не начнет бесстрастно принимать внешние впечатления. Этого состояния нелегко достичь, и оно не означает бесчувствия и безразличия к боли и страданию других людей. Человек становится спокойным и сдержанным по отношению только к своим собственным желаниям, которые могут вернуть его к прежним бедам. Как отрешиться от себя и обратиться к несчастиям людей и всего мира? Самоотверженностью. Нам нелегко смириться, это нужно вымаливать у Господа в течение всей жизни. Смиренные и кроткие получают благодать Божию.

Смирение означает радость в сердце, незлобивость, беспопечительность и неприкосновенность, неотзывчивость на какие бы то ни было обиды и оскорбления со стороны. Особенно беспопечительность и бесчувствие к обидам. Забота – наше повседневное несчастье, которое преграждает путь миру, смирению, оно препятствует действию в нас Божией благодати. Как это тяжело! Предать все наши заботы Богу значит предать себя Божиему водительству, Божией воле. Освободившись от забот и попечений, мы освобождаем путь к своему сердцу, в котором у всякого человека может поселиться Господь. Чистые и светлые мысли от Господа.

Когда они открываются в нас, мы, смиряясь, начинаем относиться к людям, животным, растениям светло и радостно. Потому что даже растения ждут от нас доброго отношения. Человек смиряется, если покоряется воле Божией. Человек должен быть доволен всем в жизни и за все благодарен Богу.

Мы выгадываем, чтобы все было по-нашему, чтобы мир плясал под нашу свирель. А нужно смириться ради своего же добра. Если человек смирится – это его спасение и телесное, и душевное. Тогда освобождается его нервная система, и тогда ему все легко, все несчастия отойдут от него. Он знает, что так должно быть, и полностью смиряется. Когда человек многого хочет добиться, он сам себя мучит, не зная, что его ждет, и ничего не может совершить без Божиего позволения.

.......................................................
архимандрит Фаддей Витовницкий (Штрбулович)
Зёрна добромыслия. Мысли и советы на каждый день

https://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Vitovnitskij/zerna-dobromyslija-mysli-i-sovety-na-kazhdyj-den/1_1