«Портрет четы Арнольфини» Яна ван Эйка является не только одним из самых притягательных произведений живописи, но также одним из самых загадочных портретов в истории искусства.
Традиционно считается, что на портрете изображены купец Джованни Арнольфини и его будущая жена Джованна Ченами из Брюгге, крупного портового города и торгового центра Фландрии. Это первое произведение искусства, в котором мужчина и женщина представлены довольно неформально для того времени - держащимися за руки, в своей привычной уютной домашней обстановке.
На центральной оси композиции расположено зеркало, самый загадочный и манящий элемент картины. В нем отражаются спины портретируемых и два человека (по предположению, мужчина и женщина).
Самой распространенной версией о том, что может быть изображено на этом портрете является версия о помолвке Джованни и Джованны. В XV веке можно было заключить брак прямо в собственной спальне, присутствие свидетелей было типичным явлением для богатых людей, бедные же просто начинали вместе ходить в церковь.
По одежде мы можем определить, что супруги довольно зажиточные. Также в картине подчеркивается присутствие свидетелей (что было распространено среди богатых людей) в отражении зеркала, а также в надписи над ним: "ван Эйк был здесь". Также на сюжет помолвки указывают жесты портретируемых (соединение рук жениха и невесты, поднятая рука жениха как аллегория клятвы верности).
Собака, изображенная у ног хозяев, является символом супружеской верности и преданности.
Многие предметы интерьера указывают на незримое божественное присутствие. Около зеркала находятся четки, а само зеркало украшено десятью медальонами со сценами Страстей. Эти сцены указывали на символический брак Христа с Церковью, а через это брак проводилась параллель с христианским земным браком.
Люстра изображена художником с одной свечой, горящей только над женихом. Пламя свечи может символизировать присутствие бога, однако, по другой версии - свеча на этой картине отсылает к средневековой традиции передачи свечи жениха невесте
Яблоки, расположенные на подоконнике возле Джованни Арнольфини, напоминают о грехопадении и являются аллегорией чистоты, которая существовала в Эдемском саду до грехопадения.
Снятая обувь также несет христианскую символику. Из книги исхода: "И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая...".
Множество предметов в интерьере спальни символизируют благопожелание на зачатие и роды. Так, например, невеста не беременна, была мода на большое количество складок в районе живота, но то, как она поддерживает платье, может символизировать скорую беременность.
Около супружеского ложа находится деревянная фигурка святой Маргариты, поражающей дракона - покровительницы рожениц.
На подобных кроватях с занавесями, как изображена на этом портрете, лежала роженица.
Многие символы указывают на то, что сюжет двойного портрета указывает на помолвку. Неудивительно, что эта версия является самой распространенной среди исследователей. Однако, некоторые символы могут трактоваться достаточно тревожно - например, потухшую свечу над девушкой могли трактовать как символ смерти при родах (вкупе с тем, что женщина все же была беременна).
БОЛЬШЕ ИНТЕРЕСНОГО В МОЕМ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛЕ