Найти тему

САМЫЙ ЗАГАДОЧНЫЙ ПОРТРЕТ В ИСТОРИИ

Ян ван Эйк "Портрет четы Арнольфини". 1434. Дубовая доска, масло. 81,8 × 59,7 см
Лондонская национальная галерея, Лондон
Ян ван Эйк "Портрет четы Арнольфини". 1434. Дубовая доска, масло. 81,8 × 59,7 см Лондонская национальная галерея, Лондон

«Портрет четы Арнольфини» Яна ван Эйка является не только одним из самых притягательных произведений живописи, но также одним из самых загадочных портретов в истории искусства.

Традиционно считается, что на портрете изображены купец Джованни Арнольфини и его будущая жена Джованна Ченами из Брюгге, крупного портового города и торгового центра Фландрии. Это первое произведение искусства, в котором мужчина и женщина представлены довольно неформально для того времени - держащимися за руки, в своей привычной уютной домашней обстановке.

Зеркало с отражением спин портретируемых. По некоторым предположениям, в отражении видно двух человек - женщину в красном и мужчину в синем. В синем мог быть изображен сам ван Эйк.
Зеркало с отражением спин портретируемых. По некоторым предположениям, в отражении видно двух человек - женщину в красном и мужчину в синем. В синем мог быть изображен сам ван Эйк.

На центральной оси композиции расположено зеркало, самый загадочный и манящий элемент картины. В нем отражаются спины портретируемых и два человека (по предположению, мужчина и женщина).

Самой распространенной версией о том, что может быть изображено на этом портрете является версия о помолвке Джованни и Джованны. В XV веке можно было заключить брак прямо в собственной спальне, присутствие свидетелей было типичным явлением для богатых людей, бедные же просто начинали вместе ходить в церковь.

По одежде мы можем определить, что супруги довольно зажиточные. Также в картине подчеркивается присутствие свидетелей (что было распространено среди богатых людей) в отражении зеркала, а также в надписи над ним: "ван Эйк был здесь". Также на сюжет помолвки указывают жесты портретируемых (соединение рук жениха и невесты, поднятая рука жениха как аллегория клятвы верности).

"ван Эйк был здесь"
"ван Эйк был здесь"

Собака, изображенная у ног хозяев, является символом супружеской верности и преданности.

-4

Многие предметы интерьера указывают на незримое божественное присутствие. Около зеркала находятся четки, а само зеркало украшено десятью медальонами со сценами Страстей. Эти сцены указывали на символический брак Христа с Церковью, а через это брак проводилась параллель с христианским земным браком.

Сцена распятия в медальоне на раме зеркала
Сцена распятия в медальоне на раме зеркала
Четки и рама с зеркалом
Четки и рама с зеркалом

Люстра изображена художником с одной свечой, горящей только над женихом. Пламя свечи может символизировать присутствие бога, однако, по другой версии - свеча на этой картине отсылает к средневековой традиции передачи свечи жениха невесте

Люстра
Люстра

Яблоки, расположенные на подоконнике возле Джованни Арнольфини, напоминают о грехопадении и являются аллегорией чистоты, которая существовала в Эдемском саду до грехопадения.

Яблоки
Яблоки

Снятая обувь также несет христианскую символику. Из книги исхода: "И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая...".

-9
-10

Множество предметов в интерьере спальни символизируют благопожелание на зачатие и роды. Так, например, невеста не беременна, была мода на большое количество складок в районе живота, но то, как она поддерживает платье, может символизировать скорую беременность.

-11

Около супружеского ложа находится деревянная фигурка святой Маргариты, поражающей дракона - покровительницы рожениц.

Фигурка Святой Маргариты
Фигурка Святой Маргариты

На подобных кроватях с занавесями, как изображена на этом портрете, лежала роженица.

-13

Многие символы указывают на то, что сюжет двойного портрета указывает на помолвку. Неудивительно, что эта версия является самой распространенной среди исследователей. Однако, некоторые символы могут трактоваться достаточно тревожно - например, потухшую свечу над девушкой могли трактовать как символ смерти при родах (вкупе с тем, что женщина все же была беременна).

БОЛЬШЕ ИНТЕРЕСНОГО В МОЕМ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛЕ