Взрослому человеку кажется, что положить, например, кубик на стол очень легко, и эта деятельность настолько проста, что ребёнка этому естественно учить не надо. В действительности эта настолько сложная активность, требующая тонкой нервно-мышечной координации, что ребёнок этому научится на 9-10-ом месяце и лишь в конце 1-го года он сможет поставить кубик на кубик. До этого ему необходимо научиться:
(а) перемещать руку с кубиком точно к цели, т. е. к лежащему кубику;
(б) повернуть руку с кубиком так, чтобы плоскость лежащего кубика и кубика в руке могли соединиться;
(в) остановить руку с кубиком точно над целью;
(г) открыть руку в точное время;
(д) отвести руку не касаясь кубиков.
Каждая отдельная задача сложна и до 9-го месяца ребёнок осваивает только часть движений.
Подача предметов в руку.
Положим перед ребёнком много маленьких предметов и попросим его подать их нам. Протянем руку и ожидаем, пока он не положит нам их в ладонь. Тем самым обучаем его вести руку точно к цели, т. е. нам в ладонь, которую не двигаем ему навстречу. Обычно нам нужно захватить предмет, забирая его из руки ребёнка, т. к. целенаправленное отпускание предмета в этом возрасте очень сложно для ребёнка. За каждый поданный таким образом предмет хвалим и ласкаем ребёнка и т. д.
Медленное укладывание предмета.
Ребёнок на 6-ом месяце не может остановить руку с предметом-его движения останавливаются самой поверхностью стола-ребёнок стукает кубиком по столу. Даём ребенку (на 7-8-ом месяце) какой-либо плоский предмет, например, маленькую миску, коробку и т. п. и наглядно показываем ему как предметы медленно ставятся. Направляем ребёнка, чтобы он медленно положил коробку, без звука, широкой частью вниз. То же самое пробуем с другими нашими предметами.
Установка предметов.
Когда ребёнок научится ставить низкие предметы, можем учить его ставить на стол или пол высокие предметы. Дадим ребёнку, например, пластиковый стаканчик и предложим ему поставить его на стол. Во время игры учим устанавливать прямоугольные кубики и цилиндры вертикально.
Открывание ящиков, коробок, опустошение и наполнение
На 7-9-ом месяце у ребёнка постепенно появляется интерес к объёмным предметам, по этой причине ребёнок с интересом играет с различными ёмкостями, коробками, ящиками и т. д. Он ощупывает их содержимое, вытаскивает из них вещи, наполняет их различными предметами и т. д.
Открывание выдвижных ящиков.
Сделаем доступным для ребёнка игру с небольшим легким выдвижным ящиком (например, детский шкаф или столик), где есть удобная ручка спереди. Верхняя часть передней стенки ящика должна быть на 2-3 см ниже проёма, чтобы ребёнок не прищемил пальцы, если держится руками за верхнюю грань при закрывании ящика. Ребёнок с большим интересом выдвигает и задвигает ящик, интерес к этой деятельности тем выше, чем пестрее содержимое ящика.
Опустошение ёмкостей.
Предоставим ребёнку какую-либо ёмкость (коробку горшочек, корзинку, ящик и т. д.) наполненную мелкими предметами (кубиками, каштанами, шишками и т. д.). Дети в этом возрасте научатся опустошать ёмкости не только вынимая отдельные предметы, но также и одноразовым переворотом ёмкости кверху дном.
Наполнение ёмкостей.
Если ребёнок умеет опустошать ёмкости, то это ещё не означает, что он одновременно может наполнять их; данный навык ребёнок осваивает обычно немного позднее. Трудность заключается в том, что ребёнок научится прежде всего выбрасывать куда-либо удерживаемый предмет и лишь позднее он научится укладывать его в точно обозначенное место, например, в ёмкость. Используем те же ёмкости и мелкие предметы, что и в упр. 37. Ребёнок учится наполнять ёмкости несколькими способами, например, берет отдельные предметы одной рукой, берёт в каждую руку один предмет, набирает двумя руками несколько предметов. Первоначально ребёнок держит кубик над ёмкостью, но не отпускает его: родители часто думают, что ребёнок не хочет отпустить его, но в действительности он ещё не умеет и при помощи этого упражнения он должен этому научиться.
Перекладывание предметов из ёмкости в ёмкость.
Дадим ребёнку две ёмкости, например, коробку и корзинку. Ребёнок в этом возрасте спонтанно перекладывает предметы туда и сюда, но чаще выбрасывает их мимо ёмкости.
К группе упражнений, при помощи которых ребёнок учится наполнять ёмкости маленькими предметами, относится и упражнения, где ребёнок учится засовывать предметы в маленькие отверстия.
Засовывание пальцев в отверстия.
Дадим ребёнку кубик, в каждой грани у которого просверлено отверстие больше, чем толщина детского пальчика (края отверстия закруглены). Поставим игрушку перед ребёнком, он сразу же возьмёт её и начнёт засовывать пальчики в отверстия, прежде всего указательный палец. Это упражнение является подготовкой к следующему упражнению.
Засовывание деревянной ложки
(мешалки) в отверстие.
Дадим ребёнку коробочку с отверстием, как в предыдущем упражнении, и дополнительно деревянную мешалку. Если ребёнок не делает самостоятельно, то продемонстрируем ему как засунуть мешалку рукояткой в отверстие. Большинство детей осваивают это упражнение после 9-го месяца. Сложность этого упражнения состоит в том, что ребёнок должен держать мешалку за один конец, точно направлять другой конец в отверстие и держать её под прямым углом к плоскости коробки, где расположено отверстие. Всё это требует целый ряд манипуляционных и практико-технических навыков.