Всемирно известный художник, отказавшийся от звания профессора Академии Художеств и сжёгший свои картины назло императору. Возможный лауреат Нобелевской премии мира, пацифист с Георгиевским крестом и неутомимый путешественник. Его произведения резко критиковали, а выставки собирали огромные очереди.
Биография Василия Верещагина полна таких поворотов, как будто судьба с особенным старанием и испытывала, и награждала его. А может быть, дело в характере художника, который презирал опасность, шёл наперекор обстоятельствам и общественному мнению и не боялся менять принятые правила. Тому сохранилось немало примеров.
Мирный воин
Верещагин писал, что всегда «горячо любил солнце и хотел писать солнце». Он стремился к исследованию и прославлению мира во всём его удивительном многообразии. Но ему как будто было предназначено раз за разом оказываться в гуще военных событий.
Едва окончив Морской кадетский корпус, он вышел в отставку и начал учёбу в Академии Художеств. Потом получил должность художника при генерал-губернаторе в Туркестане.
Верещагин с упоением изучал и зарисовывал яркий, экзотичный край. Но вокруг разгоралась Бухарская кампания. И ему пришлось принять участие в обороне Самарканда, где он проявил героическую храбрость и, несмотря на все попытки отказаться, был награждён Орденом Святого Георгия 4 степени.
Верещагин был всецело предан Родине и её интересам. Но впервые оказавшись в зоне боевых действий, он был поражён тем, как далека реальность от канонических парадных и бравых изображений битв. Художник твёрдо решил показывать в своих работах всю правду без прикрас.
И хотя сейчас его имя ассоциируется со зловещими и мрачными батальными полотнами, почти ни одна из его картин не показывает сами сцены сражений. Художник тонко управлял зрительским восприятием, изображая события перед началом боя или после его окончания.
Он так выстраивал сюжет и композицию, что мы с лёгкостью домысливаем действительность, происходящую вокруг. И остаёмся под гораздо более сильным впечатлением.
Оплеуха императору
Верещагин, по сути, перевернул правила батального жанра и стал одним из первых военных корреспондентов, которые бросаются на передовую, стремясь точнее описать происходящее. Однако его приверженность не только Отечеству, но и истине, нравилась не всем.
В 1874 году в Петербурге проходила большая персональная выставка художника. Успех был феноменальный, публика буквально брала её штурмом. Но отдельные критики считали, что полотна изображают русскую армию не в самом доблестном и победоносном свете.
Решающим стал визит Александра II с семьёй. Государь резко отозвался о трёх не понравившихся ему картинах. И на художника тут же обрушился шквал обвинений в антипатриотизме, началась травля в прессе.
Верещагин был невероятно подавлен. В сильнейшей ярости и расстройстве он изрезал и сжёг злосчастные холсты и «этим дал плюху тем господам».
Чтобы замять скандал, упрямцу решили пожаловать титул профессора Академии Художеств. Который художник с превеликим удовольствием отверг, заявив, что считает все чины и отличия в искусстве безусловно вредными.
Несколько лет спустя Верещагин презентовал публике новую серию, написанную во время Русско-турецкой кампании. Император не удостоил выставку визитом. Но любопытство оказалось сильнее, и он велел попросту доставить картины во дворец для просмотра. Видеть автора, впрочем, государь так и не пожелал.
Сам себе продюсер
Верещагин много путешествовал по России, жил и работал в Европе, побывал в Индии и Гималаях, на Филиппинах, в Японии, Америке, Палестине и на Кубе. Из каждой поездки он привозил множество картин, зарисовок и наблюдений.
Вернувшись домой, художник сам принимался готовить выставки, проявляя неординарный и новаторский подход к их организации.
Экспозиции выглядели очень непривычно для того времени. В тёмных комнатах, на стенах, затянутых бархатом и драгоценными восточными тканями, помещались картины, поражавшие зрителей яркостью и размерами. Для усиления драматического эффекта художник использовал электрическую подсветку и живую музыку.
Рядом с картинами демонстрировались ковры, одежда, оружие, музыкальные инструменты и предметы искусства, которые он привозил с собой из путешествий. И если сейчас такой подход к устройству выставочного пространства кажется вполне обычным, для конца 19 века он был революционным и производил сильнейшее впечатление на зрителей.
К тому же Верещагин умело продвигал своё творчество по всему миру, устраивая выставки в Америке и Европе. Он лично договаривался об их организации и перевозке полотен, составлял подробные каталоги с описаниями и заботился, чтобы входная плата была доступна людям с самым разным достатком.
Усилия художника не прошли даром. Его имя гремело по всему миру, картины привлекали к себе всё внимание общественности. Количество посетителей в каждом городе исчислялось сотнями тысяч. Критики спорили о его сюжетах и художественных приёмах. Солдатам в Германии запрещали ходить на его выставки, чтобы не растерять боевой дух.
В 1900 году активно обсуждалось выдвижение кандидатуры художника на получение первой Нобелевской премии мира. Правда, в итоге в официальный список номинантов он тогда не попал.
Возможно, Верещагин всё-таки получил бы награду позже. Если бы в 1904 году снова не оказался в гуще событий: рядом с Порт-Артуром, на флагманском броненосце адмирала Макарова «Петропавловск».
Когда судно затонуло, нарвавшись на японскую мину, художник был на борту, делая заметки и зарисовки для новой серии картин. До последнего вздоха служа правде и Отечеству.
Благодарим за внимание! Подписывайтесь на наш канал!