Найти в Дзене
Миша Маринин

Воспитание в 90-х

О воспитании в девяностые и нулевые. 

 

Многие представители моего поколения росли в довольно специфической и тяжелой атмосфере. На период нашего детства пришелся сильный кризис. Родителям приходилось выживать самим и обеспечивать выживание своих детей. Последних в таких условиях воспитывали как могли. Конечно, мне хочется сказать, что винить в этом никого не стоит, но от таких слов у многих людей, которым в детстве пришлось тяжело, только усилится навязанное чувство вины. Поэтому, я скажу по-другому – во многих проблемах современного молодого поколения действительно виноваты родители. Но итогом разрешения каких-то личных проблем, как мне кажется, является появление способности у человека простить другого и жить дальше. 

 

Некоторые особенности воспитания в 90-е наложили отпечаток на многих. Одной из таких особенностей является то, что мы часто не получали то внимание и заботу, которые необходимы маленькому ребенку. Например, младенец начинает плакать, мать интуитивно понимает, что надо взять его на руки и убаюкать. Она пытается это сделать, но из-за того, что сама испытывает сильный стресс и не отрешается от своих проблем, не может принять чувства ребенка и возвращает их ему с новой силой, вместо того чтобы успокоить. Ребенок не получает необходимого принятия и становится нервным еще больше. 

 

Младенец растет, становится взрослее, но не получает необходимого положительного опыта общения с родителем, который все время занят своими делами. Ребенок в конечном итоге отрешается от него и ищет поддержку где-то в другом месте. В таких ситуациях родители оказываются раздосадованы тем, что ребенок ничем не делится и замыкается в себе. Ну а чего, собственно, вы ожидали? Наладить потом контакт между поколениями становиться очень сложно и часто это становится возможным лишь тогда, когда уже взрослый субъект, разобравшись со своими проблемами, сможет простить родителям то, что не получил заботу в детстве. 

 

Другая проблема заключается в том, что в детстве за наши заслуги нас редко как-то адекватно награждали. Часто бывает такое, что двоечника постоянно ругают за оценки, но при этом дарят ему дорогой игровой компьютер на день рождения. Или, наоборот, отличник не получает за свои пятерки никакого одобрения и в конце концов приходит к тому, что его оценки ничего не значат. Отсутствие адекватной связи между действием и вознаграждением\наказанием за него приводит к тому, что ребенку часто становится сложно усвоить простое правило, что за что-то хорошее ты получаешь хорошее, а за плохое – плохое. С другой стороны, многие родители постоянно оценивали своих детей по каким-то заслугам, забывая о том, что собственный ребенок всегда должен быть самым лучшим, даже если он повел себя как-то не так («вон Петя у тети Наташи какой, не то, что ты!»). В таком случае самооценка у уже взрослого человека будет постоянно зависеть от его достижений, а это создает ряд проблем. Золотую середину в воспитании многим было соблюдать очень сложно. 

 

Часто родители пытались контролировать и опекать своих детей, делая это очень строго и навязчиво, но при этом убеждая ребенка в том, что это все «для его же блага» или если он сделает что-то, что матери не понравится, то ее непременно «хватит инфаркт». Родители-манипуляторы настолько не уверены в себе, что часто пытаются привязать к себе ребенка даже ценой того, что делают его несчастным. Результатом становится навязанное ребенку чувство вины, и то, что у него не формируется представление о самостоятельности. 

 

Тревожные родители пытались заставить нас что-то делать, напоминая каждые 10 минут, что «хватит сидеть за компьютером!» и «садись делать уроки!». Ребенок в такой ситуации просто перестает замечать эти просьбы, отстраняясь от родительской тревоги. Часто такие родители мотивирует это тем, что «если я не скажу, он никогда не сядет!», даже не попробовав оставить человека в покое на пару месяцев, позволив ему проявить самостоятельность. 

 

Многих из нас воспитывали не родители, а бабушки и дедушки, которые, смягчившись с возрастом, вообще не могли как-то наказывать ребенка за проступок. Итогом является то, что, у ребенка не формируется представление об адекватном наказании, и когда появляется страх реального испытания, он преувеличивается во много раз и появляется сильная тревога. Например, когда приходит время готовиться к экзаменам школьник с трудом может заставить себя сесть за учебу, потому что охвачен ужасом, ведь если он не сдаст экзамен, его жизнь закончится, он вылетит из школы после 9-го класса и никогда не найдет работу! 

 

К сожалению, такие тенденции в воспитании были не только в 90-е, но существуют и сейчас. Подобные вещи транслируются из поколения в поколение, и чтобы прервать этот процесс, нужно осознание патологических психических механизмов и работа над собой. Распространение психологических знаний отчасти решает эту проблему, но не полностью. Психоанализ же в России сейчас очень актуален, ведь то принятие, которое может дать психоаналитик, само по себе является целительным и позволяет человеку получить то, чем он был обделен в детстве.