Найти тему
БЛОШКА БАРАХОЛЬЩИЦА

До 20 лет был рабом, а в 35 стал миллиардером: как обращался со своими бывшими коллегами по несчастью ювелир Овчинников

Фаберже, Фаберже ... Тьфу! Есть примеры русской ювелирной промышленности не хуже этого всем известного производителя драгоценных яиц. Вот, например, вы знали о трудяге Пашке Овчинникове?

А ведь его история жизни это довольно поразительный пример взлета от обычного раба до олигарха, который случился в дореволюционной царской России. И больше всего в ней удивляет не масштаб бизнеса, построенного простым мальчиком Пашкой без связей. И не скорость, с которой пришел к нему успех. И даже не миллиардная статистика годового оборота и прибыли его ювелирной империи.

Поражает, что головокружительный взлет по социальной и материальной лестницам, не вскружил ему голову (простите за каламбур), и он оставался Человеком до самых последних дней. Хотелось бы, чтобы эта история служила примером и уроком для всех современных предпринимателей.

А дело было так.

На дворе 1830 год, до отмены крепостного права в России, еще долгий 31 год, в селе Суханово Московской губернии в семье дворовых крестьян князя П.М. Волконского рождается очередной ребенок - мальчик, которого назвали Пашкой Овчинниковым.

Мальчик как мальчик - прыгает, бегает, шкодничает, но есть у него одно увлечение - он очень любит рисовать. Везде и всегда. Повезло Пашке, ведь его увлечение, заметил сам князь Волконский, который желая поддержать и развить тягу явно одаренного ребенка к искусству, в 12 лет отправляет его в Москву на учебу.

Конечно, учеба оплачивается самим князем, и предполагается, что после её окончания Паша вернется в имение и отработает все затраты на него. Так и случилось - через 5 лет учебы ювелирному делу, 17-летний Павел Овчинников вернулся в имение князя Волконского и тут же стал усердно работать на него.

Уже через 3 года, в 1850 году, Паша смог не только покрыть все затраты на себя из княжеского кошелька, но и заработать сверху столько, что смог выкупить сам себя из крепостных и стать вольным и вернуться в Москву.

-2

А дальше, как в сказке:

  • в 1850 году (Павлу 20 лет) он удачно женится;
  • в 1851 (21 год) используя приданное жены он открывает небольшую ювелирную мастерскую;
  • в 1854 году (Павлу 24 года) мастерская разрастается до размеров фабрики;
  • в 1857 году (27 лет) оборот фабрики Овчинникова составляет 2 миллиона рублей;
  • в 1865 (Павлу 35 лет) его фабрика становится официальным поставщиком драгоценностей и сервизов для Императорского двора.

И вуаля, в свои 35 лет Павел Овчинников из крепостного мальчишки из глубинки становится не только свободным человеком, с большой семьей и своим делом в Москве, но и миллиардером по нашим сегодняшним меркам - его состояние оценивается в 3,5 миллиона дореволюционных рублей.

Если провести несложные математические вычисления из расчета, что 1 рубль того времени равен 1513,75 коп современных рублей, то получается, что молодой Павел Овчинников стал обладателем состояния в 5,2 миллиарда рублей.

-3

Казалось бы, при таких темпах можно, как сейчас говорят, зазвездиться, стать заносчивым и высокомерным, но наш Павел был не таков. Всю свою жизнь он одевался и жил скромно, не тратил по напрасну деньги на излишнюю роскошь или кутежи. И научил этому и своих сыновей, которых готовил перенять бразды правления бизнесом.

При управлении своей фабрикой он исходил из одной простой мысли: настоящий капитал любого предприятия - это люди. Он считал, что для успеха и стабильности нужно создавать комфортные условия труда и жизни своих рабочих, а не выжимать их до последней капли, не заботясь и не думая о них.

Наверно, так на него повлиял поступок князя П.М. Волконского, который в свое время, дал не только толчок для развития Павла Овчинникова как личности и мастера своего дела, но и сам того не зная преподнес ему урок человечности и порядочности.

-4

На работу на свою фабрику Овчинников брал бывших своих коллег по рабству - бывших крепостных. То есть это были простые парни и девушки. Всего в самые лучшие времена на фабрике трудилось не более 300 человек: причем половина из них это были ученики.

Но дело не в количестве, а в их качестве, и в том, как заботился о них владелец фабрики Овчинников! Лучшие мастера на его фабрике получали зарплату в 500-700 рублей (это было в 3-5 раз больше, чем у конкурентов).

Помимо этого, при фабрике для одаренных детей рабочих была налажена полноценная система обучения: с общежитием, полным пансионом для них, а таже выплатой материальной помощи их родителям.

Дети обучались 5-6 лет. Им преподавались предметы по рисованию, живописи, лепке, керамике, скульптуре, каллиграфии, чтению чертежей, общеобразовательным наукам и экономике.

После обучения и достижения 18-летия учеников допускали к полноценной работе - никакого детского и низкооплачиваемого или вовсе бесплатного труда Павел не признавал и строго следил за этим.

Солонка, 1894 / Исторический музей
Солонка, 1894 / Исторический музей

Каждый работник регулярно отправлялся на курсы повышения квалификации, проводить которые Павел Овчинников приглашал иностранных признанных скульпторов, художников, дизайнеров.

При этом самых отличившихся и одаренных работников Овчинников отправлял за счет фабрики на стажировку в Италию или Германию, где они могли набраться опыта у зарубежных коллег на месте.

Про отдых и комфортные условия труда Павел тоже не забывал. Вместо традиционных подвалов, в которых часто приходилось работать до этого на подобных фабриках, его производство размещалось в просторных залах с большим количеством окон, форточек и вентиляцией.

Каждая рабочая смена для всех работников и их учеников обязательно содержала небольшие перерывы-перекуры, а также полноценный обеденный час. Кстати, горячие обеды были для работников их учеников бесплатными.

Более того, для восстановления сил и творческой энергии работники ежегодно отправлялись в оплачиваемые отпуска. Можно было при желании даже за счет предприятия съездить на оздоровления на воды!

Портсигар, 1889 / Исторический музей
Портсигар, 1889 / Исторический музей

Не удивительно, что уже через 5 лет фабрика Павла Овчинникова стала весьма престижным местом для работы. Но и работники не подводили своего хозяина - не просто получали все привилегии и всевозможную поддержку, а всеми силами старались делать свою работу хорошо.

И у них это получалось отлично - не зря в итоге фабрика Овчинникова стала крупнейшим производителем ювелирки в России. Да что там! Они смогли сделать так, что их фабрика получила звание придворного поставщика драгоценностей - высшая награда по тем временам для производства.

Оценка усилий слаженной работы работников и их владельца была дана не только на внутреннем рынке - Европа тоже была наслышала об Овчинникове. Все международные выставки и ярмарки не обходились без показа работ фабрики Павла. И неизменно это участие в международных выставках приводило в получению всевозможных наград, дипломов, званий и медалей.

Кроме того, поочередно практически все европейские королевские дома присваивали фабрике П. Овчинникова звание придворного поставщика драгоценностей.

Увы, но сказка не может продолжаться вечно - в 1888 году, в возрасте всего 58 лет, Павел Овчинников покинул наш мир, оставив фабрику на попечение своих подросших сыновей.

-7

К их чести, они справлялись со своими обязанностями весьма достойно, продолжая начатое отцом в полной мере. В 1915 г. сыновья - Михаил, Александр, Николай и Павел - зарегистрировали товарищество «Наследники П.А. Овчинникова».

Просуществовало это товарищество вплоть до революционных событий 1917 г. После революции предприятие было закрыто, его имущество национализировано. И на этом поставлена обидная жирная точка на, пожалуй, одном из немногих примеров удачного бизнеса, работники которого с полным правом могли сказать - "Это работа мечты!".

Радует одно - изделий фабрики овчинникова было выпущено довольно много. И они сохранились до наших дней - часть можно найти в музеях, часть - осела в частных коллекциях.

Признавайтесь, Вы видели в живую все эти чудные портсигары, пудреницы, нессесеры, конфетницы фабрики Овчинникова? Хвастайтесь в комментариях - мне интересно!