Найти в Дзене

План продаж: составляем и воплощаем в жизнь

Оглавление

План продаж помогает компании ставить конкретные цели и выстраивать собственную стратегию развития. Такой подход служит основой для планирования деятельности каждого подразделения и сотрудника. Рассказываем, какие нюансы нужно учитывать при его составлении и реализации.

Что такое план продаж

План продаж представляет собой документ, который определяет цели компании в области продаж на конкретный период времени, а также методы и процессы их достижения. Его главная цель – обеспечить предприятию стратегическую основу для успешного ведения бизнеса и достижения запланированных объемов продаж.

Некоторые компании используют упрощенные по форме планы, представляющие собой таблицы с ожидаемым объемом реализации продукции и/или услуг, разбитым на каждый месяц. Однако эффективный план продаж намного сложнее: он связан с общей бизнес-моделью, планами производства и маркетинга – то есть учитывает не только продажи, но и всю деятельность компании. Он нередко включает в себя данные о целевой аудитории предприятия, ситуации на рынке, товарном ассортименте, ценовой политике и мерах по увеличению объемов продаж, прогноз сбыта продукции и/или услуг при различных сценариях и другую значимую информацию.

Обычно составлением плана продаж занимаются совместно руководитель компании, руководитель отдела продаж и маркетолог. Однако в малом бизнесе эту задачу нередко решает глава предприятия в одиночку.

Зачем нужен план продаж

Грамотно составленный план продаж позволяет компании:

  • определить конкретные цели и стратегию развития на определенный период времени;
  • эффективно контролировать их реализацию;
  • прогнозировать свои финансовые потоки, запасы товаров, потребность в ресурсах и другие аспекты деятельности;
  • оптимизировать использование временных, финансовых и человеческих ресурсов и повышать эффективность бизнес-процессов;
  • планировать деятельность каждого подразделения и сотрудника;
  • повышать мотивацию и синхронизацию коллектива для достижения общих целей компании.

Виды планов продаж

Планы продаж делятся на разные виды по таким критериям, как:

  • период планирования – краткосрочный/оперативный (до месяца), среднесрочный/тактический (от квартала до года), долгосрочный/стратегический (несколько лет);
  • эффективность – план-минимум, основной план, план-максимум;
  • адресность – индивидуальный (для отдельного менеджера – составляется руководителем отдела продаж), структурный (для отдельного подразделения), общий (для всей компании);
  • способ постановки – спущенный сверху вниз, сформированный снизу вверх.

Составляем план продаж: пошаговая инструкция

Чтобы составить эффективный план продаж, необходимо проделать следующие шаги:

  1. Возьмите статистику за прошлые периоды, соберите информацию о ситуации на рынке и показателях конкурентов.
  2. Проведите анализ данных и на его основе поставьте амбициозную, но достижимую цель по выручке и прибыли.
  3. Расскажите о цели команде и узнайте, какие ресурсы нужны для ее достижения.
  4. На основе полученной информации составьте финансовую модель и с ее помощью сформируйте конкретные подцели в цифрах, которых нужно достичь для реализации главной цели. Например, в их числе могут быть ежемесячное количество посетителей сайта или средний чек.
  5. Подсчитайте ресурсы, которых потребует достижение запланированных показателей.
  6. Проиграйте различные сценарии с помощью финансовой модели. Например, если вы предоставляете клиентам отсрочки платежей, спрогнозируйте различные сценарии погашения дебиторской задолженности и предусмотрите меры, которые обеспечат эффективное управление ею и застрахуют вас от кассового разрыва.
  7. Составьте три варианта плана продаж по эффективности: план-минимум, основной план и план-максимум.
  8. Назначьте ответственных за достижение результатов.

Контролируем выполнение плана продаж

Чтобы ваш план продаж не остался только на бумаге, его реализацию нужно контролировать. Делать это можно с помощью:

  • систематического сбора и анализа отчетности;
  • контакта с топ-менеджерами и лицами, которые назначены ответственными за достижение конкретных результатов;
  • регулярных – еженедельных, ежемесячных и ежеквартальных – координационных встреч с руководителями подразделений либо всеми сотрудниками.

Стоит учитывать и то, что план продаж – гибкий инструмент: в процессе реализации его можно и нужно корректировать по мере необходимости.