Найти в Дзене
АлексТ

Новосибирск – город который жалко.

Оглавление

Добрый день, уважаемые случайные читатели. Зачем я пишу эту статью своим корявым и безграмотным языком, ведь жители Новосибирска, в основном все что тут описано знают и ощущают на своей шкуре? Просто если об этом не писать на каждом столбе и заборе, то все так и будет продолжаться и тогда уж точно ничего не измениться, а если об этом писать на каждом заборе, может что то в конечном счете и поменяется.

Немного истории

Новосибирск возник, как крупный город вследствие Великой отечественной войны: во время войны в Новосибирск эвакуировали большое количество заводов и людей, после окончания войны из Новосибирска решили создать крупный научно-промышленный центр глубоко в тылу страны, для этих целей количество заводов было еще больше увеличено, в городе было открыто много ССУЗов, ВУЗов, проектных институтов, а под Новосибирском был организован Академгородок с множеством НИИ и крупным университетом, Академгородок - стал одним из крупнейших научных центров СССР. В результате этого, уже у 1962 году Новосибирск стал городом-миллионником, то есть менее, чем за 70 лет своего существования, вроде как даже был признан самым бурно-растущим городом мира, сибирское Чикаго – так называли Новосибирск. Таким образом, на момент развала СССР Новосибирск был 7-м городом по численности в СССР и стал 3-м городом по численности РФ. Новосибирск был городом: инженеров, рабочих, ученых и студентов, практически все живущие в этом городе приехали в него жить в этом или в прошлом поколении, город очень активно развивался, строилось новая инфраструктура, открылось метро.

Академгородок утопает в зелени
Академгородок утопает в зелени

После распада СССР основная масса заводов Новосибирска очень быстро пришла в плачевное состояние, лишь несколько советских заводов вписались в реалии новой страны и продолжали относительно эффективно работать, основная же масса заводов были или закрыты, или влачили жалкое существование, та же участь постигла проектные институты и НИИ СО РАН. Очень быстро, в течении 90х, Новосибирск из города инженеров, ученых и рабочих превратился в города торгашей, в перевалочную базу между западной и восточной частью страны. Этому превращению способствовало удачное расположение Новосибирска в центре страны, наличие большого числа высвободившихся рабочих ресурсов, причем не просто рабочих ресурсов, а квалифицированных и высокообразованных рабочих ресурсов и наличие большого количество высвободившихся от опустевших заводов производственно-складских площадей.

В результате такого превращения в начале 2000х город неплохо вписался в экономику новой России: в городе как грибы после дождя множились склады, торговые представительства и сервисные центры крупных компаний, некоторые крупные компании стали открывать даже свои производства, в виде отверточных сборок. В город ехали жить и работать люди из окрестных деревень, с восточной части страны, из стран бывшего СССР, расположенных в Средней Азии. В общем, город вначале 2000х рос и развивался.

Примерно до 2010 года Новосибирск развивался и хорошел.
Примерно до 2010 года Новосибирск развивался и хорошел.
Я помню, в начале 2000х приезжаешь в Москву, посмотришь на бомжей, на зачуханное грязное метро, вокзалы, на кучи мусора лежащие практически в центре города, на куда-то все время бегущих сломя голову и вечно везде опаздывающих москвичей, на дикие пробки и возвращаешься в свой родной Новосибирск с чувством облегчения, как из помойки. В Новосибирске, в те годы было, относительно чисто, не было суеты, пробки уже конечно были, но не такие как в Москве, в городе появлялись какие-то новшества, ставили малые архитектурные формы.

Все стало меняться в конце нулевых - начале десятых годов: Москва постепенно начала преображаться, руководство Москвы стало думать не только о том, как им освоить деньги, но еще и как при этом освоении улучшить город и сделать комфортным жизнь Москвичей. Все конечно понимают, что перекладывании плитки, бордюров и газонов, строительство парков – это, в первую очередь, способ кому надо заработать денег, но все же ни так обидно, если при этом город становится красивее, а жизнь горожан комфортнее.

В Новосибирске же в это время стало наблюдалось обратная картина. Руководство города стало полностью игнорировать интересы жителей города и полностью сосредоточилось на обслуживании интересов крупных финансовых групп, привело это в конечном итоге к тому, что жизнь людей в городе стала невыносимой.

Продажа общественных территорий московским финансовым группам.

Крупные общественные территории, находящиеся в центре и на крупных транспортных узлах, были проданы московским финансовым группам. Сделано это было еще в конце 90х, но начало аукаться для жителей города только к концу нулевых и в десятые годы. Самым показательным объектом в этом плане, пожалуй, является площадь Карла Маркса –центр левобережной части города и самый крупный транспортный узел левобережья.

Пл. К.Маркса вид сверзу
Пл. К.Маркса вид сверзу

Новые владельцы крупных территорий стали распродавать их частями уже местным застройщикам. При этом, вполне естественно, что в первую очередь их интересовало как бы плотнее их застроить и получить больше прибыли, а не как сохранить эти общественно значимые территории под городские нужды, то есть: минимум парковок, никаких лишних газонов, парков, расширения проездов. Дошло до того, что местами городскую инфраструктуру просто убирали с этих территорий, например, с обсуждаемой площади К.Маркса хозяева земли вынудили городские власти убрать трамвайное кольцо, потому то оно мешало строительству очередного, восьмого по счету, торгового центра на площади. В данное время, такая вредительская политика застройки привела к тому, что эти многочисленные ТЦ стоят пустые или полупустые, на К.Маркса: ТЦ GRANIT, стоит пустой, громадный комплекс «Подсолнух-2» построив, даже не стали запускать в эксплуатацию и громадное здание стоит и разрушается, остальные ТЦ заполнены едва ли на половину.

Пустующие площади ТЦ Grani на пл.К.Маокса
Пустующие площади ТЦ Grani на пл.К.Маокса

А ведь что же можно было бы сделать если бы власти думали об удобстве горожан, а не о получении прибыли отдельными лицами из той же пл. К.Марска: можно было застроить ее ТЦ не так плотно, а на оставшихся территориях сделать нормальный общественный парк в центре левобережья, можно было бы сделать подземные или надземные перехватывающиее парковки, чтобы люди, приезжающие из спальных районов, могли поставить машину и на метро поехать на другой берег города, а не стоять в пробках на мостах. Можно было бы не строить Подсолнухи, перенести Миротель, а расширить улицу Ватутина - избавится от вечной пробки в том месте, можно было сместить или совсем не строить ТЦ Версаль и сделать нормальные автобусные остановку со съезд с магистрали, чтобы автобусы, останавливающиеся в 2 ряда не перекрывали автомобилям проезд по К.Маркса.

Заброшенный и медленно разрушающийся ТЦ Подсолнух-2. Вместо него можно было бы расширить улицу Ватутина или сделать парк, или парковку
Заброшенный и медленно разрушающийся ТЦ Подсолнух-2. Вместо него можно было бы расширить улицу Ватутина или сделать парк, или парковку

Много чего можно было бы сделать, если бы думать головой, а не только об удобстве своих хозяев.

Захват власти в городе строительными концернами.

Как было указано выше, в связи с тем, что крупная промышленность в городе влачит жалкое полуголодное существование, а город в начале 2000-х, за счет развития торгово-логистического сектора, имел приличный рост и приток новых жителей, самыми крупными и влиятельными корпорациями, возглавляемыми местными элитами, стал строительный бизнес. Строительные компании в городе росли, укрупнялись и захватывали власть в городе. Городские чиновники полностью легли под строительный бизнес, подавляющие большинство депутатов горсовета - это представители строительного бизнеса Новосибирска, ставшие депутатами только для того, что отстаивать интересы своих компаний.

При таком положении вещей строительные компании стали творить в городе то, что им захочется. Городские власти отдавали под застройку домами любое понравившиеся место в городе, жилые массивы строились без учета транспортной инфраструктуры: возле узких и загруженных улиц возводились жилые массивы, которые автомобилями новых жильцов совсем блокировали и без того загруженные улицы и превращали жизнь старых и новых жителей районов в многочасовое стояние в пробках.

Ежедневная пробка из микрорайона Матрешки
Ежедневная пробка из микрорайона Матрешки

Особенно ценились и застройщиков районы где можно построить жилой массив подключив его к старым, еще советским коммуникациям, это значительно снижало затраты на проектирование и строительство и увеличивало доходность. При этом, застройщиков мало волновала, что, подключая очередной новый дом к старой системе, они перегружают систему и вскоре она выйдет из строя, а городским властям было наплевать на это.

-7

Зачастую застраивали улицы города домами лишая возможности в будущем расширить данные улицы чтобы могло снизить количество пробок, но на пробки чиновникам и застройщикам было наплевать.

Все та же Ватутина
Все та же Ватутина

Городские власти окончательно легли под застройщиков, когда перевели практически весь частный сектор города, оптом, в зону комплексного развития территорий, просто так, заранее, на всякий случай. Теперь застройщик мог ткнуть пальцем в любой понравившейся ему массив частных домов, начинать выселять из него людей и застраивать. При этом жителей этих территорий, которые неизвестно, когда будут застраиваться и будут ли застраиваться вообще, по сути ограничили в их законных правах: лишили возможностей что-то сделать со своей землей: перепланировать ее, перенести границы и т.п.

Карта территорий КРТ. Застройщик может выбрать любой участок и начать сносить дома, а у владельцев участков практически нет никаких прав.
Карта территорий КРТ. Застройщик может выбрать любой участок и начать сносить дома, а у владельцев участков практически нет никаких прав.

Транспортная инфраструктура в частных руках.

Почти весь городской общественный транспорт в городе был отдан в частные руки. В городе осталось немного муниципальных троллейбусов, трамваев и несколько муниципальных автобусных маршрутов, но основная масса автобусного парка была отдана частникам.

Начиналось все очень даже неплохо: в конце 90-х в начале 2000-х в городе стали бегать множество частных ПАЗиков. ПАЗиков было много, они носились как угорелые по городу обгоняя друг друга, конкурируя и борясь за пассажира, иногда это приводило к авариям и печальным последствиям, но ездить по городу можно было всегда и быстро. Я хорошо помню, как однажды на конечной остановке автобуса в спальном районе встречал жену, припозднившуюся с работы: она приехала на последнем автобусе от метро в 12:15 ночи, после чего этот автобус посадил пассажиров и уехал обратно к метро.

Лихие ПАЗики
Лихие ПАЗики

Однако, бизнес, как ему водиться, укрупнялся: бегающие ПАЗики, зачастую, принадлежащие самому водителю, их стали вытеснять частные автопарки. У частных автопарков было много автобусов и много денег, они стали выкупать у мэрии самые доходные маршруты. Частные автопарки быстро смекнули, что если весь маршрут теперь принадлежит им, то много автобусов по нему пускать нет никакого смысла, а в то время, когда пассажиров совсем мало, автобусы можно совсем не пускать. Автобусов стало ездить мало, утвердили расписания движения, выходя с конечной остановки по расписанию автобусы ехали специально медленно, как только мог, максимально стоя на остановках и собирая пассажиров. Где ранее можно было доехать на автобусе за 15 минут, теперь автобус плелся 40 минут. После 21-30 вечера в спальные районы автобусы совсем перестали ходить, то есть, если ты хочешь после 21-30 уехать в спальный район или из спального района, у тебя только два выхода: идти пешком или вызывать такси.

35-й маршрут автобуса, когда то был очень популярен. В 2008 году на нем можно было доехать из спального района до ж/д Вокзала за 20 минут. Потом маршрут стал занимать более часа. В выходные на линию стали выходил 1 - 2 автобуса. Сейчас из-за строительства 4-го моста маршрут ликвидирован.
35-й маршрут автобуса, когда то был очень популярен. В 2008 году на нем можно было доехать из спального района до ж/д Вокзала за 20 минут. Потом маршрут стал занимать более часа. В выходные на линию стали выходил 1 - 2 автобуса. Сейчас из-за строительства 4-го моста маршрут ликвидирован.

По выходным многие автобусы вообще могли не ходить по маршруту из-за небольшого количества пассажиров, то есть формально маршрут как бы есть, но не один автобус на него не выходит.

Энергосистему в частные руки.

Энергосистема города была продана в частные руки. С конца 90-х по сегодняшний день энергосистема города несколько раз меняла своих хозяев, каждый новый хозяин стремился поменьше вложить в ремонт и обслуживания оборудования и побольше заработать. Перед продажей новому хозяин, каждый старый хозяин стремился максимально разобрать и продать все что не нужно для текущей работы.

Очередной собственник перевел ТЭЦ города с каменного угля на бурый уголь, ему принадлежали шахты на Кузбассе добывающие бурый угль. Как известно, у бурого угля температура сгорания ниже, следовательно, чтобы поддерживать температуру в системе, нужно больше сжигать, что приводит к ускоренному износу оборудования. Вообще, бурый уголь рекомендуется использовать в небольших котельных, но разве это волнует эффективных менеджеров, особенно когда у руля стоит сын великого писателя, диссидента, которым у нас ставят памятники и вводят в школьную программу произведения, особенно если у детей гражданство США.

Степан Александрович Солженицын - сын того самого
Степан Александрович Солженицын - сын того самого

Кроме этого, отличием бурого угля от каменного является его повышенная зольность, что значит, что при сгорании бурого угля в атмосферу выбрасывается на 30% больше сажи, чем при сгорании каменного угля. В результате этого зимой, когда в городе наступают морозы и стоит безветренная погода, вся это мелкая зольно-угольная пыль повисает в воздухе и, если при температуре ниже -25 градусов хотя бы 30 минут погулять по улице, то через 30 минут из носа будешь выковыривать козявки черного угольного цвете, а стекла автомобилей за ночь покрываются тонким налетом черного порошка, который утром счищается вместе с инеем. И всем этим дышат жители города, дети болеют легочными заболеваниями, а взрослые раком легких.

ТЭЦ-2
ТЭЦ-2

Еще очередной владелец купивший энергосистему города стал закрывать все мелкие котельные, которые мог закрыть, для компенсации тепла вырабатываемого этими котельными пришлось поднимать температуру и давление в системе, что привело и приводит к многочисленным авариям и так в сильно изношенных городских теплосетях. Само собой, раз сети городские, то за их ремонт платит мэрия, а хозяева ТЭЦ снижают издержки и повышают свою прибыльность.

11 января 2024 года. Крупнейшая авария теплосетей г. Новосибирска. Без отопления осталось 400 многоквартирных домов.
11 января 2024 года. Крупнейшая авария теплосетей г. Новосибирска. Без отопления осталось 400 многоквартирных домов.

На сегодняшний день в результате такой политики энергосистема города приведена в ужасающие состояние: оборудование изношено до предела и ремонтировать его некому и нечем, в городе практически не осталось ни ремонтных площадок и квалифицированных кадров.

Режим "Черного неба" в Новосибирске.
Режим "Черного неба" в Новосибирске.

Зимой копоть, летом пыль.

В Новосибирске всегда было довольно пыльно, помню, когда я начал ездить заграницу, то немало удивлялся, что там при порыве ветра не поднимается облако пыли, даже в странах с пустынным климатом, особенно шок был, когда в Китае, который нам представляли, как пипец какую грязную страну, можно было ходить в одной рубашке по 2 – 3 дня и воротничок оставался чистым, тогда как в Новосибирске уже после обеда воротничок рубашки чернел. Собственно, сейчас также, по несколько дней, можно ходить в одной рубашке в Москве или, например, в Ярославле, но только не в Новосибирске.

Главная тут проблема, как мне кажется, неухоженность газонов, когда газоны стоят голые, без травы и земля выветривается от любого ветра. Вторая проблема, это недостаточная уборка и полив автодорог, обочин и тротуаров. Еще с советских времен и где-то до 2010 года дороги в Новосибирске как-то мыли: в сухое летнее время целый день ездили поливальные машины смывая пыль в ливневки, но примерно после 2010 года это стали делать все меньше и меньше. Сейчас центр города продолжают мыть регулярно, а немного подальше от центра не моют от слова совсем.

Центральная улица города - Красный проспект.
Центральная улица города - Красный проспект.

Однако просто дорожная пыль кажется малым злом, потому что с зимы 2020 года какой-то гений решил, что дороги зимой неплохо бы посыпать, кроме соли и реагентов, еще и мелкой щебенкой. Способ этот не новый, и по крайней мере в Москве его успешно применяют, но в Москве при этом чистят улицы, вывозят снег, а как только он тает моют дороги и тротуары. В Новосибирске же это не так: на дороги всю зиму сыплют эту фигню, превращая снег на обочине в грязную субстанцию, а весной все это тает, образуя на газонах и обочинах кучи песка и мелкой щебенки вперемешку с угольной золой. В центре города все это относительно оперативно убирают, а немного дальше от центра все это продолжает лежать на газонах и обочинах, а когда влага высыхает, при каждом порыве ветра в воздух поднимаются очень мелкая пыль и летает в воздухе.

Весна - осев на дорогах, через пару дней все подсохнет и полетит пыль от любого порыва ветра.
Весна - осев на дорогах, через пару дней все подсохнет и полетит пыль от любого порыва ветра.

В конце апреля 2021 года я вернулся в Новосибирск, после 8-ми месячного отсутствия, апрель был на редкость теплый и сухой, к концу апреля снег растаял и в городе все высохло. Гидрометцентр объявил «режим черного неба» я тогда недоумевал, что это за фигня, а приехав в город понял, что «режим черного неба» - это когда в воздухе стоит мелкая пыль, даже в ясный солнечный день солнце не видно, оно как красный круг в тумане. Всем этим мы дышим, болеем легочными заболеваниями, болеют наших детей.

Режим "Черного неба"
Режим "Черного неба"

Какие такое легкие города?

Как известно парки – это легкие города, зеленые насаждения помогают давать городу кислород и улавливать городскую пыль. Новосибирску с парками не повезло еще в советские времена парков в Новосибирске было недостаточно. Исключением тут является Академгородок, где по сути сам город построили в сосновом бору умудрившись сохранить эту экосистему. Однако, несмотря на недостаток парков в советские времена дома стремились строить на достаточно больших расстояниях, промежутки между домами активно засаживая деревьями. Выглядело зачастую все это довольно хаотично и заброшено, на в качестве легких города работало. Кроме этого, в советские времена все городские дороги и крупные магистрали старались обсаживать деревьями, чтобы они улавливали дорожную пыль.

Центральная улица города тогда и сейчас, разница есть.
Центральная улица города тогда и сейчас, разница есть.

В данном случае, я не могу сильно обвинить местные власти, я не могу сказать, что они выпилили все, и без того немногочисленные парки, но то что они могли бы сделалась лучше, как это было сделано во многих городах России, но они не сделали ничего, даже немножко нагадили. Часть парков, по краям покусали и построили жилые дома, в широких засаженные деревьями дворах понатыкали высоток, уничтожив зеленые насаждения. Старые парки, просто засаженные деревьями зачем то облагородили, спилили деревья и на их месте разбили газоны.

Моя родная ул. Станиславского. Тогда и сейчас.
Моя родная ул. Станиславского. Тогда и сейчас.

Сейчас в России есть очень хорошая тенденция, когда парк выглядит просто как небольшой лесок посреди жилого массива: нормальный лес, с травой, крапивой, лесными птицами, белками, ежиками, прудами с утками, через этот лес проложены дорожки со скамейками и фонарями, и в этом лесу местами причастья полянки: для игры в футбол, в большой и маленький теннис, просто лежаки для отдыха местных жителей, но администрация Новосибирска сделала все наоборот: выпилила дикие деревья, а на их месте сделала лысые газоны и засадила низкорослыми растениями.

.Мой родной Сквер Славы. Когда то тут повсюду были деревья, через которые проходили тропинки. Теперь все выпилили, засадили газонной травой и деревьями по линейке. У всех вкусы разные, но раньше густые насаждения лучше собирали пыль
.Мой родной Сквер Славы. Когда то тут повсюду были деревья, через которые проходили тропинки. Теперь все выпилили, засадили газонной травой и деревьями по линейке. У всех вкусы разные, но раньше густые насаждения лучше собирали пыль

В городе некому работать.

Понимая, что все год от года становиться только хуже, народ начал потихоньку валить из Новосибирска: кто-то уезжал заграницу, кто-в то Москву, в Питер, кто-то туда где теплее: Сочи, Краснодар, Крым. Какое-то время этот отток людей худо-бедно компенсировался приездом людей с Дальнего Востока (где все еще веселее), людьми из сельской местности и из стран ближнего зарубежья, но уезжали, в основном, специалисты, а приезжали всякие разные. В итоге, примерно начиная в 2010 года, с каждым годом стало труднее найти людей на работу. До 2014 года нехватка рабочей силы частично компенсировалось приездом людей из стран Средней Азии, но после 2014 года поток приезжих год от года стал снижаться и ситуация на рынке труда стала совсем катастрофической.

Для города такая нехватка людей привела тому, что стало некому чистить снег, убирать улицы, ремонтировать коммуникации, улучшать инфраструктуру. Теперь зимой стало нормой, что даже в самом центре города не чистят от снега тротуары, что уж тут говорить, про более отдаленные районы. Самое интересное, что люди как-то очень быстро привыкли к такому положению вещей и стали считать нормальным, что зимой тротуары и дворы завалены снегом, хотя еще 10 лет назад все это нормально чистилось дворниками.

Такая картина стала привычной даже для центральных улиц города
Такая картина стала привычной даже для центральных улиц города

Большой позор

Я не буду обсуждать то, как нехватка ИТР, научных работников, людей рабочих специальностей сказалось на городе, потому что производство и наука, по большому счету, сдохла еще давно и всем плевать кто и как в ней работает. Нехватка рабочей силы проявилось и в том, что в городе кончились нормальны управленцы. Это стало очевидно по многочисленным провалам крупных федеральных проектов. Самые известные проекты, которые у всех на слуху и которые, я считаю просто большим позором, больше которого даже представить трудно – это конечно 4-й мост и станция метро Спортивная.

Новосибирск расположен на 2-х берегах реки Обь: примерно 2/3 города расположены на правом берегу, а 1/3 на левом берегу. Еще со времен СССР в городе было 2 моста через реку Обь: Коммунальный и Димитровский. В конце 90-х, с появлением большого числа автомобилей, стало понятно, что 2х мостов для города в 1,5 млн. жителей явно недостаточно. По сути в городе образовались две артерии жизни: площадь Лыщинского – при въезде на Коммунальный мост и площадь Энергетиков, вместе с примыкающей площадью Труда – при въезде на Димитровский мост. Эти места ежедневно собирали самые большие пробки из желающих ехать на работу на другой берег Оби.

Еще до строительства моста пл.Труда была очень загруженной артерией, собирающей большие пробки.
Еще до строительства моста пл.Труда была очень загруженной артерией, собирающей большие пробки.

В 2014 году, после долгих ожиданий, в городе наконец построили 3-й мост. Место для строительства 3-го моста выбрали весьма неудачно, мост смог взять на себе сравнительно небольшой поток автомобильного трафика и очень мало смог повлиять на ситуацию с движением автомашин: на размер пробок на площади Энергетиков новый мост никак не повлиял, но немного снизил трафик через Коммунальный мост.

Пл.Лыщинского
Пл.Лыщинского

Еще до сдачи 3-го моста власти города стали вести разговоры о строительстве 4-го моста, теперь то точно в том месте, в котором нужно. Сразу же стали вести разговоры, что мост должен быть платный, что мост должен строить за свой счет концессионер, который в дальнейшем будет собирать плату за проезд через мост, а если люди не захотят платить столько сколько нужно концессионеру, то мэрия ему будет возмещать упущенную прибыль.

Вообще тема концессионеров весьма развита в Новосибирске, по такой схеме в городе строились мусороперерабатывающий заводы, снегоплавильный заводы, другие объекты, которые по большей части свои функции не выполняют, но я в этом совсем не разбираюсь, поэтому не буду развивать.

Много было критики схемы концессионерского строительства платного моста, много критиковали место расположение нового моста, но мэрия решала свои задачи и стояла на своем, на мнение горожан им было наплевать.

В 2019 году начали строить 4-й мост, в 2020 году мэрия частично перекрыло самую нагруженную транспортную артерию города – площадь Энергетиков с прилегающими улицами и это утроило полный коллапс с перемещением по городу. Вначале обещали, что все работы на площади Энергетиков закончат за 1 год и ее откроют полностью, потом сроки строительства затягивались, а в 2023 году стройку моста остановили, вначале жителям рассказали про какой-то конфликт с концессионером, потом стали рассказывать про какие то нарушения, выявленные в процессе строительства, а потом сказали, что денег больше нет, а вы там держитесь и в такой позе, когда жители города поставлены раком, оставили все на неопределенное время, в котором жители Новосибирска находятся по сей день. Причем, судя по внешнему виду и официальным заявлениям мост и развязки к нему завершены на 90 и на 75% соответственно, то есть осталось вообще немного.

Так он выглядит сейчас. Вид с правого на левый берег.
Так он выглядит сейчас. Вид с правого на левый берег.

То есть мост почти достроили и остановили стройку в состоянии полного транспортного коллапса города. Сейчас власти обещают достроить мост с развязками к концу 2025 года, что по мне равносильно пообещать не построить его никогда. Почему я так считаю, да потому что мэрия даже полностью достроенные объекты не может сдать в эксплуатацию годами.

Вот в таком суженном виде сейчас выглядит пл.Энергетиков. Сколько все это продлиться теперь уже неизвестно.
Вот в таком суженном виде сейчас выглядит пл.Энергетиков. Сколько все это продлиться теперь уже неизвестно.
А вот так выглядит ул. Широкая, до строительства моста - это была 6-ти полосная дорога. Сейчас осталось только 2 полосы. До каких пор это будет продолжатся никто не знает.
А вот так выглядит ул. Широкая, до строительства моста - это была 6-ти полосная дорога. Сейчас осталось только 2 полосы. До каких пор это будет продолжатся никто не знает.

Тут мы подошли к другой позорная страница города, показывающая полную импотенцию властей города – это станция метро Спортивная. В городе есть маленькое метро, построено оно еще в СССР, за период с 2000 по 2010 год с большими трудностями удалось построить и сдать 3 новых станции метро, причем каждая последующая станция сдавалось с большим количеством проблем. С 2010 года власти города только говорят, что сейчас мы тут вам понастроим этого вашего метро, но реально ничего сделать уже не могут: проходческий щит они уже давно профукали, а без него, открытым способом что-то строить - это только посмешить жителей. А городу с его транспортными проблемами метро нужно, почти как воздух.

Но вот тут, в 2019-м году властям выпал шанс проявить себе: в городе должны были проводить чемпионат мира по хоккею среди юниоров и под это дела городу дали деньги на новый дворец спорта, на берегу Оби и на станцию метро возле него. То есть никакие рельса тянуть было не нужно, станцию метро закапывать в глубину не нужно, просто нужно было построить наземную станцию на существующем мостовом переходе на берегу реки Обь. Теоретически дел максимум на 1 год, но станцию начали строить в сентябре 2019 года, закончили строить в конце 2022 года, а открыть не могут до сих пор (до июля 2024) года, не могут устранить недоделки и сдать комиссии. Почему так, лично я не знаю, несколько раз в год приезжая в Новосибирск я проезжаю на метро через эту закрытую станцию.

Так выглядит станция метро Спортивная. Внешне все давно готово.
Так выглядит станция метро Спортивная. Внешне все давно готово.

Заключение.

За мою жизнь мне повезло, я смог немного попутешествовать: я жил в других странах, жил в других городах России, посетил довольно много городов и могу сказать, что в России все не так плохо с вкладыванием государства в инфраструктуру городов, я был в ряде городов, помимо Москвы и Питера, где людям жить довольно комфортно, где нет пробок, хорошо работает общественный транспорт, хорошие дороги, городские власти развивают парки и общественные места. Тем обиднее мне за мой родной Новосибирск, который наши власти, из вполне нормального города превратили в город в котором люди задыхаются летом от пыли, зимой от копоти, стоят в нескончаемых пробках, где пользование общественным транспортом превратилось в пытку, где нет парков и нормальных мест отдыха, где летом в город не заедешь и не выйдешь из-за пробок. Где власти наплевали на своих горожан, чтобы удовлетворить потребности крупных застройщиков города, проникших во властные структуры.